Аттестация работников на соответствие занимаемой должности



Порядок подготовки аттестации

5.1.Аттестация работников начинается с издания приказа о проведении аттестации на предприятии и информирования об этом трудового коллектива.

Приказом первого руководителя:

5.1.1.устанавливаются:

-вид аттестации;

-предмет аттестации;



-метод оценки;

-перечень должностей и категория аттестуемых работников;

-сроки проведения аттестации на предприятии;

5.1.2.утверждается состав Аттестационного Совета по организации и подготовке к аттестации.

5.2.В состав Аттестационного Совета включаются:

-председатель: заместитель первого руководителя по управлению персоналом на предприятии;

-секретарь: специалист подразделения по управлению персоналом;

-члены: заместители первого руководителя предприятия по направлениям деятельности.

5.3.Задачи Аттестационного Совета на подготовительном этапе аттестации:

5.3.1.подготовить план (график) аттестации, устанавливающий сроки проведения аттестации по структурным подразделениям предприятия;

5.3.2.сформировать состав постоянно действующих аттестационных комиссий по направлениям деятельности структурных подразделений предприятия;

5.3.3.назначить ответственных лиц (руководителей структурных подразделений) на предприятии за подготовку вопросов по проверке профессиональных знаний по направлениям деятельности с учетом функциональных обязанностей работников; определить сроки подготовки.

5.4.Задачи аттестационных комиссий на подготовительном этапе:

5.4.1.председателям аттестационных комиссий по направлениям деятельности структурных подразделений предприятия представить на согласование председателю Аттестационного Совета перечень вопросов для аттестуемых работников по категориям, подразделениям для последующего утверждения первым руководителем предприятия;

5.4.2.подготовить пофамильный график проведения аттестации по структурным подразделениям предприятия; определить сроки подготовки.

5.5.Состав аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия проводит оценку профессиональной и корпоративной компетенции работника;

5.5.1.в состав аттестационной комиссии (далее комиссии) входят:

5.5.1.1.председатель комиссии (первый руководитель предприятия, заместители первого руководителя по направлениям деятельности);

5.5.1.2.секретарь (специалист подразделения по управлению персоналом);

5.5.1.3.члены комиссии:

-представитель вышестоящей организации;

-руководители структурных подразделений;

-высококвалифицированные специалисты;

-привлеченные эксперты;

-представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (статья 82 Трудового кодекса РФ);

5.5.2.комиссия имеет право привлекать к своей работе квалифицированных экспертов в различных областях знаний, в том числе со стороны:

5.5.2.1.выбор экспертов со стороны осуществляет председатель комиссии по согласованию с председателем Аттестационного Совета; в качестве экспертов могут выступать представители государственных надзорных органов и общественных организаций;

5.5.2.2.выбор экспертов внутри предприятия осуществляет руководитель структурного подразделения по согласованию с председателем комиссии; в качестве экспертов могут выступать:

-вышестоящий руководитель;

-представители государственных надзорных органов и общественных организаций;

-непосредственный руководитель;

-руководители и авторитетные специалисты смежных подразделений, тесно взаимодействующих с подразделением оцениваемого работника и находящихся на должности не менее 1 года;

5.5.3.координацию и контроль над работой аттестационных комиссий по направлениям деятельности осуществляет председатель Аттестационного Совета.

Аттестация персонала за и против

Аттестация персонала имеет и свои негативные стороны. Так, частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.

Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация — один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:

  • определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) — без этого аттестация не имеет смысла;
  • провести диагностику персонала;
  • выявить «болевые точки»;
  • определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
  • обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.

Работники, подлежащие аттестации

В локальном положении об аттестации персонала в первую очередь должно определяться, какой персонал подлежит аттестации.

Согласно сложившейся практике аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под служащими в теории управления персоналом и экономики труда понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

Рабочие — социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации, — указанной аттестации не подлежат.

Какие именно категории служащих — руководители, специалисты или технические исполнители — должны проходить аттестацию, решает служба персонала. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

В локальном положении об аттестации персонала должны быть четко определены категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации.

С юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации:

  • работников, проработавших в занимаемой должности менее одного года;
  • беременных женщин.

Работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, включены в группу исключений по той причине, что они не имеют надлежащего опыта, а следовательно, выводы об их деловых качествах сложно признать объективными.

Беременные женщины исключены по понятной причине, а также, даже если будет установлено их несоответствие занимаемой должности, они все равно не могут быть уволены на основании ст. 261 ТК РФ.

В Постановлении ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267 предусматривается еще одно ограничение: не подлежат аттестации женщины, имеющие детей в возрасте до одного года. В более поздних нормативно-правовых актах ограничение в отношении женщин, имеющих детей, сформулировано по-иному: аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска. Будет правильно не включать эту категорию в локальный перечень работников, подлежащих аттестации, так как, во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является один год, а во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работницей трудовые отношения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Приведенный перечень категорий работников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в локальном положении об аттестации персонала. Так, с целью оптимизации аттестации в него могут быть включены:

  • работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
  • работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до одного-двух лет;
  • работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  • работники, назначенные на должность по конкурсу в течение одного года с момента назначения, и др.

Еще одна категория работников, на которую нужно обратить внимание, — молодые специалисты. Она предусмотрена тем же Постановлением ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, однако с уточнением, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения

Поскольку такой практики сейчас почти нет, вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению.

Постановление ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267 не предусматривает разработку локальных актов об аттестации, но содержит указания о необходимости издания приказов: о сроках и графике проведения аттестации, назначении аттестационной комиссии, разработке мероприятий по выполнению рекомендаций аттестационных комиссий и др.

А.В.Варенова

Эксперт журнала

«Руководитель

автономного учреждения»