Рекламопотребители



Развитие национального рынка рекламы

Национальный рынок рекламы представляет собой сферу рекламной деятельности в масштабе отдельной страны, в данном случае — Российской Федерации. Состояние национального рынка рекламы в России во многом обусловлено специфическими особенностями развития страны. Его формирование началось в начале 1990-х годов, причем на первом этапе этот процесс носил стихийный характер, что объяснялось отсутствием опыта рекламной деятельности в условиях рынка и правовой базы, регулирующей рекламный бизнес. В середине 1990-х годов происходила интеграция российских и сетевых рекламных агентств. В результате интеграции шел процесс выделения лидеров, в тоже время состав субъектов российского рынка рекламы становился более однородным.

Во второй половине 2000-х годов в России завершились основные процессы становления рекламного рынка: сформирована законодательная база, основу которой составил Федеральный закон «О рекламе», завершились процессы консолидации крупных рекламных структур, уровень оказываемых на рынке рекламных услуг существенно расширился, произошла определенная унификация взаимоотношений операторов рекламного рынка с клиентами и медиа. Сложилась также система саморегулирования, включающая некоммерческие организации, способные регулировать лежащие вне сферы законодательного регулирования вопросы взаимоотношений субъектов рынка. В настоящее время по инициативе этих организаций ведется разработка общих принципов взаимодействия — индустриальных стандартов.

В последние годы соотношение объемов на основных секторах рынка рекламы в России выглядит так же, как и в развитых странах, с той лишь разницей, что российский рекламный рынок пока серьезно отстает по объемам от мирового уровня. По этому признаку его можно определить все еще развивающимся, а не развитым. Если рассматривать такой показатель степени развитости рекламы в стране как отношение затрат на рекламу к величине валового внутреннего продукта (ВВП), то в российской экономике он остается более, чем скромным. Отставание существует также и по уровню и эффективности рекламных услуг, предлагаемых российскими агентствами. Вместе с тем, основной особенностью национального рынка рекламы является динамичность развития, что обусловлено относительно благоприятной экономической ситуацией, гибкостью отраслевой структуры, быстрой реакцией на происходящие на рынке изменения, высокой скоростью оборота капитала и постоянно возрастающим спросом на рекламные услуги.

Российский рекламный рынок традиционно принято делить на общенациональный (где рекламные проводятся с помощью общенациональных медиа) и региональный. Региональный рынок, в свою очередь, принято делить на столичный (Москва, Санкт-Петербург) и прочие региональные рынки. В качестве региональных рынков рекламы рассматриваются области, края, республики, входящие в Российскую Федерацию. Основой для дифференциации общенационального рынка рекламы является географическое, экономическое и административное деление Российской Федерации.

Рекламный рынок в России, как и в мире, неоднороден, его различным сегментам присущи свои особенности развития. В последние годы наиболее динамично развивающимся рекламным сегментом является интернет-реклама: темпы ее роста в два раза превышают показатели рекламного рынка в целом. В то же время сегмент рекламы в прессе продолжает сокращать динамику, которая уже близка к нулевому росту. Одним из ключевых факторов, влияющих на состояние национального рынка рекламы, является государственное регулирование, как на федеральном, так и на местном уровнях. Это фактор во многом определяет динамику отдельных рекламных сегментов, в частности сегмента наружной рекламы, на развитие которого оказывают негативное влияние множество законодательных ограничений на местном уровне.



Национальный рынок рекламы в России остается на сегодня относительно «непрозрачным», поэтому официальных данных по его объемам не существует. Ряд организаций на периодической основе выпускают свои экспертные оценки по развитию ситуации на рынке рекламы, исходя их своих данных. Наиболее авторитетными являются данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и международной сети рекламных агентств ZenithOptimedia, которые выпукаются на ежеквартальной и ежегодной основе. Данные этих организаций публикуются в виде периодических отчетов и включают обзор текущего состояния национального рынка рекламы, оценку объема рынка в целом и по отдельным сегментам, а также прогнозы развития.