Место нахождения юридического лица



Документы, которые обезопасят адрес в ЕГРЮЛ

Налоговики внесли в ЕГРЮЛ с начала года свыше 220 тыс. записей о недостоверных данных. Недостоверными признают сведения о руководителях, учредителях и адресах компаний.

Большинство записей о недостоверности относится к адресам. Как узнать о претензиях к адресу, чем это опасно и когда надо исправить данные — в статье.

Как узнать, что у налоговиков есть претензии к адресу

Налоговики сейчас активно рассылают письма, в которых сообщают о недостоверности адресов и предлагают внести изменения в реестр. Есть два способа узнать о недостоверности сведений — из письма инспекции или выписки из ЕГРЮЛ. Необязательно ждать письма из инспекции, можно сразу запросить выписку из ЕГРЮЛ. Если налоговики внесли в реестр запись о недостоверности, она отразится в выписке. Дальнейший алгоритм действий зависит от того, как вы узнали о претензиях к адресу.

Компания нашла запись о фиктивности адреса в реестре



Проверить, есть ли у налоговиков претензии к адресу, можно самостоятельно на сайте ФНС. Воспользуйтесь сервисами «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».

Если инспекторы признали сведения о компании недостоверными, запись об этом будет в графе «Дополнительные сведения» электронной выписки из ЕГРЮЛ. Ниже — государственный регистрационный номер записи и дата, когда налоговики ее внесли. Так, если запись о недостоверности в разделе с данными об адресе, значит, именно эти сведения налоговики считают фиктивными (см. образец 1 ниже).

Образец 1. Выписка из ЕГРЮЛ с данными о недостоверном адресе

Кликайте на картинки, чтобы увеличить

Инспекция сообщила о сомнительном адресе в письме

В ответ на уведомление из ИФНС достоверность сведений в ЕГРЮЛ подтверждает лишь каждая десятая компания. Такую статистику приводят региональные налоговые управления на своих сайтах. Например, УФНС России по Кировской области — в сообщении от 5 июня. Многие компании считают, что они не обязаны отвечать на предложение инспекторов подтвердить адрес. Штрафов за это нет. Но оставлять письмо без ответа опасно. Если не исправить сведения в ЕГРЮЛ или не подтвердить реальность адреса, налоговики внесут в реестр запись о недостоверности. Но это не единственный риск, подробнее об этом — ниже.

Чем опасна запись о недостоверности

Чтобы налоговики не внесли в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений компании или аннулировали ту запись, которая уже есть в реестре, приготовьте ответ в инспекцию. Порядок действий зависит от того, по какой причине налоговики сочли адрес недостоверным:

— подтвердите, что адрес компании верный;
— конкретизируйте адрес, который указан в ЕГРЮЛ;
— внесите в реестр адрес, по которому компания находится фактически.

Несовпадение юридического и фактического адресов привело к ликвидации компании

ПРИЧИНА СПОРА Организация не находится по адресу, указанному в учредительных документах. Это, по мнению чиновников, основание для ликвидации юрлица
КТО ВЫИГРАЛ Инспекция
ЦЕНА ВОПРОСА Неимущественный спор
АРГУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СРАБОТАЛИ ИФНС требовала устранить разночтение между фактическим адресом и указанным в уставе. Данное предписание не выполнено компанией. Ее бездействие — длительное нарушение законодательства и причина для ликвидации
ДОКУМЕНТ

Инспекция выполнила осмотр помещения, где зарегистрирован налогоплательщик, и выяснила, что организация там не находится. Ее генеральному директору направлено требование — предоставить информацию о реальном адресе, внести изменения в устав и ЕГРЮЛ, обеспечив совпадение фактического адреса с указанным в учредительных документах. Это предписание не выполнено. ИФНС обратилась в суд с требованием возложить на учредителя обязанность по ликвидации юрлица.

На примере

Выполнив осмотр помещения, проверяющие указали на то, что там нет представителей налогоплательщика, не размещена его вывеска. Это, по мнению ревизоров, доказывает: сведения об «уставном» адресе недостоверны, организацию надо ликвидировать.

Решения судов по похожим спорам

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

Проблемы при постановке на налоговый учет

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является то место, где она осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация функционирует по адресу, отличающемуся от официального места ее нахождения (т.е. адреса государственной регистрации, где располагается исполнительный орган), то у такой организации образуется обособленное подразделение.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организации-налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Заявление о постановке на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения должно быть подано не позднее чем через месяц после создания рабочих мест (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Законодателем установлена обязанность налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения про все обособленные подразделения, созданные на территории Российской Федерации, не позднее чем через месяц после их создания, реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 23 НК РФ) .

Форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (N С-09-3), установлена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность организации в виде штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Нарушение срока подачи заявления более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Для должностных лиц организации, не успевшей в установленный срок подать заявление о постановке на учет в налоговом органе, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ). При функционировании без постановки на учет более трех месяцев размер штрафа возрастает до 20% от доходов за период работы без постановки на учет, превышающий 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ). Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 20 до 30 МРОТ (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

При применении ответственности за рассматриваемое правонарушение следует принять во внимание позицию Президиума ВАС РФ, суть которой заключается в том, что за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе ответственность не может быть возложена. Другими словами, ответственность не может быть возложена при неподаче заявления о повторной постановке на налоговый учет, если организация и обособленное подразделение находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Если организация не предоставляет налоговому органу сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, в том числе о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации, что предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, то с нее взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый отсутствующий документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). За сокрытие, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена ответственность должностных лиц организации (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). За сообщение заведомо ложных сведений, если это не является уголовно наказуемым деянием, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Процедура изменения места нахождения

Разберемся, на каких юридических лиц распространяется трехдневный срок по сообщению об изменении места нахождения и как он исчисляется?

Три дня — это срок для сообщения об изменении адреса в ЕГРЮЛ по упрощенному варианту, т.е. без внесения изменений в учредительные документы. Второй вариант не предусматривает предельного срока для внесения изменений об адресе в учредительные документы. Не стыкуется с обязанностями и тот случай, когда учредители организации уже вынесли решение о внесении изменений о месте нахождения в учредительные документы, но не направили изменения в регистрирующий орган. Нарушаются ли в этом случае организацией требования по регистрации изменений адреса в ЕГРЮЛ? На наш взгляд, нет.

Может быть, не устанавливая срока для внесения таких изменений, законодатель стимулирует юридических лиц к внесению изменений об адресе в учредительные документы. Однако, на наш взгляд, это является одним из пробелов законодательства, поскольку любое юридическое лицо может взять на вооружение эту причину и вообще не становиться на регистрационный учет.

Как реально может выявиться момент перемены адреса организации, с которого будет исчисляться трехдневный срок? Это тоже своего рода неясность. Если об изменении сведений регистрирующему органу сообщило само юридическое лицо (по форме N Р14001), то самостоятельно выявить и отследить момент перемены адреса регистрирующий орган не сможет. Если же инициативная информация поступит в ЕГРЮЛ из внешних источников, либо если из документов, подлежащих налоговому контролю в рамках выездной проверки, явствует, что организация начала применять новый адрес, то налоговый орган сможет выявить этот факт.

Отметим, что как за факт несовпадения адресов, так и за нарушение срока сообщения о перемене места нахождения ответственность не предусмотрена. Поскольку законодательно обязанность по внесению изменений в учредительные документы не установлена, постольку организация может спекулировать тем, что это лишь ее прерогатива. Такой организации лучше заручиться любыми доказательствами предстоящего внесения изменений в учредительные документы (например, решается вопрос о заключении нового договора аренды по другому адресу, либо будут еще и другие изменения в учредительных документах, отсутствуют какие-либо ответственные лица и т.п.).

Если изменения в ЕГРЮЛ не внесены, то в нем остается первоначально заявленный организацией адрес, а организация продолжает числиться и сдавать отчетность в прежнюю ИФНС.

Отсюда можно сделать следующие выводы. С одной стороны, в законодательстве нечетко прописана процедура исполнения обязанности по внесению изменений в сведения о месте нахождения для организаций, которые собираются вносить изменения в учредительные документы. Прямая законодательная обязанность изменения адреса по причине переезда организации также отсутствует. С другой стороны, предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений о смене места нахождения исполнительного органа организации (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Нарушения, связанные с отсутствием по месту регистрации

  1. Может случиться, что созданная организация не начала деятельность по указанному адресу и в течение 12 месяцев не представляла документы налоговой отчетности, не осуществляла операций по банковскому счету. В этом случае организация может быть признана фактически прекратившей свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистраторов (п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
  2. Налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и о взыскании доходов, полученных в этих случаях (п. 11 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Установленный порядок создания организации предполагает указание правомерно заявленного адреса, т.е. действует тот же механизм, который установлен законодательством о регистрации. Поэтому «недостоверность и заведомая ложность» при создании фирмы может привести и к ликвидации.

  1. Имеются случаи решения в пользу налогоплательщиков споров по поводу реализации ими права на вычет по НДС из-за указания «не того» адреса в счетах-фактурах .

Постановления ФАС Московского округа от 05.10.2004 N КА-А40/8668-04, от 10.12.2004 N КА-А40/11522-04.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на неоднозначность определения «место нахождения организации», законодательством предусмотрены меры ответственности за неисполнение обязанностей юридических лиц по сообщению сведений об адресах и их изменениях. Нередко именно это становится причиной утверждений налоговых органов о том, что законодательство нарушено. Риски применения санкций связаны также с тем, что функции регистрирующего органа по рассмотрению дел о нарушениях как Закона N 129-ФЗ, так и налогового законодательства возложены на налоговый орган.

Позиция налоговых органов сводится к правомерности применения санкций за несообщение или несвоевременное сообщение об изменении места нахождения организации.

Однако наиболее вероятным является привлечение к ответственности за представление недостоверных и заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ, непредставление налоговой отчетности в течение года при одновременном отсутствии операций по банковскому счету. Меры ответственности касаются прежде всего персонально должностных лиц. Остальные нарушения обязанностей по сообщению об изменении правомерно заявленного адреса не имеют под собой достаточных правовых оснований для привлечения к ответственности.

Если организация не внесла в учредительные документы сведения об изменении правомерно зарегистрированного места нахождения, то прямой обязанности по внесению изменений в учредительные документы законодательство не устанавливает.

Если организация внесла в учредительные документы сведения об изменении места нахождения (заявление по форме N Р13001), т.е. фактический и юридический адреса организации совпадают, то конкретный срок по сообщению этих сведений в ЕГРЮЛ также не установлен.

В любом случае организации следует руководствоваться собственным выбором. Если изменения адреса будут внесены в ЕГРЮЛ, то этот факт однозначно повлечет перевод организации в новую ИФНС и ее дело будет передано в налоговую инспекцию по новому месту нахождения в обязательном порядке. В этом случае регистрирующий орган проведет процедуру по изменению адресов в ЕГРЮЛ, ЕГРН и в учредительных документах . При этом обязанность по извещению налогового органа по новому месту нахождения организации также возложена на регистрирующий орган.

Приказ ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165 «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения».

Л.Г.Жадан

Ведущий консультант

ООО Консалтинговая группа «РУНА»

г. Москва

Какие действия предпринимает налоговый орган

В настоящее время налоговые органы уделяют повышенное внимание отслеживанию фиктивной деятельности юридических лиц, адресам массовой регистрации, выявлению фирм-однодневок. На сайте ФНС России можно увидеть «черные списки» адресов массовой регистрации

В рамках этой «борьбы» налоговые органы стали массово направлять в банки письменные уведомления, в которых банк извещается, что налоговый орган при проведении контрольных мероприятий установил отсутствие по юридическому адресу регистрации того или иного клиента банка. При этом налоговый орган просит банк сообщить при наличии информацию об ином адресе клиента либо принять возможные меры по расторжению договора банковского счета.

Если у банка есть информация о действующем адресе клиента, проблем не возникает. Но бывает, что клиент длительное время в банк не обращается, информацию о смене своего юридического адреса не предоставляет. И возникает ситуация, когда банк связан «рекомендациями» налогового органа, требованиями законодательства о легализации и договорными отношениями с клиентом. Риски есть и у банка, и, разумеется, у клиента.

Исполнительный орган юридического лица это

Место нахождения юридического лица

Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников). Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы) *(154).

что такое исполнительный орган для юридических лиц?

Общая норма для всех ООО. Статья 91 ГК РФ

«Управление в обществе с ограниченной ответственностью»

1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2.

Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. 3) Для других видов юридических лиц предусмотрены свои нормы. 4) Учредительными документами (уставом) юридического лица могут быть предусмотрены свои особенности для данного юридического лица.

Единоличный исполнительный орган (руководитель) ООО

, что в качестве единоличного исполнительного органа ООО может выступать только физическое лицо, за исключением, если управление делами общества передано управляющей организации (ст.

42). Единоличный исполнительный орган ООО может выбран из числа посторонних лиц, не являющихся его участниками ().Срок полномочий единоличного исполнительного органа устанавливается в уставе ООО ().

При этом уполномоченные органы (общее собрание, совет директоров) вправе досрочно прекратить его полномочия ().

Полномочия руководителя ООО возникают и прекращаются с момента принятия уполномоченным органом соответствующего решения и не связаны с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений (постановления Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г.

№ 12049/05).Стоит отметить, что полномочия единоличного исполнительного органа по истечении их срока являются действительными, если уполномоченный орган ООО не принимал решения о назначении на должность другого лица (Определение ВАС РФ по делу № А40-9598/10-22-91).

Единоличный исполнительный орган юридического лица

Функционировать при этом они могут как совместно, так и независимо, т. е. как отдельные исполнительные органы.

Наименование единоличного исполнительного органа общества — это название должности, поэтому за любым названием стоит конкретное физическое лицо.

Какие ситуации бывают с клиентами

В российских реалиях предприятия среднего и малого бизнеса редко долго функционируют по одному и тому же адресу. Экономия средств, оптимизация и иные процессы заставляют юридическое лицо порой искать более выгодные предложения по аренде офисных помещений, реализовывать собственность и т.д.,  в результате чего происходит смена юридического адреса. Также часто встречается ситуация, при которой юридическое лицо заявило в качестве своего места нахождения один адрес, а фактически ведет свою деятельность по иному адресу. При этом не все стремятся сообщать в банк или налоговый орган о том, что юридический и фактический адреса не совпадают.

Что же в итоге

С момента вынесения Президиумом ВАС РФ Постановления № 1307/10 изменилась редакция п. 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Теперь она сформулирована следующим образом: кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи. Никаких упоминаний о юридическом и фактическом адресе ООО и других клиентов в законе нет.

Редакция изменилась, а уведомления налогового органа продолжают поступать в банки со ссылкой на рассмотренное Постановление Президиума ВАС РФ с достаточно широким толкованием данной нормы права. Независимо от редакции, в формулировке статьи значится право кредитной организации отказаться от заключения договора банковского счета в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а Высший Арбитражный Суд РФ посчитал, что у банка на основании данной нормы есть право расторгнуть уже существующий договор банковского счета.

Содержащееся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, при наличии таких императивных разъяснений представляется, что ряд банков, выяснив отсутствие своих клиентов – юридических лиц – по месту государственной регистрации, могут обратиться в суд с требованиями о расторжении договора банковского счета со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ. Судя по имеющейся судебной практике, пока массовых обращений банков в арбитражный суд с такими требованиями нет. Но риски для клиентов, отсутствующих фактически по адресам, которые значатся в ЕГРЮЛ, тем не менее имеются.  Поэтому смена юридического адреса должна происходить при каждом переезде организации.

Учитывая все изложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Расторжение в судебном порядке кредитными организациями договоров банковского счета с клиентами – юридическими лицами, отсутствующими по заявленным в ЕГРЮЛ адресам, противоречит нормам действующего законодательства. Однако банки должны учитывать общеобязательные толкования норм права, регулирующих данную ситуацию, Высшим Арбитражным Судом РФ, а значит, для клиента есть риск, что банк обратится в суд с требованием о расторжении договора банковского счета с клиентом, отсутствующим по своему юридическому адресу.
  2. Юридическое лицо, находящееся на обслуживании в кредитной организации, должно учитывать риски применения банком санкций за несообщение актуальных сведений, необходимых для его идентификации. Банк вправе отказать в совершении операций клиента, а в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, расторгнуть договор банковского счета. Поэтому в условиях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, следует серьезно относиться к требованиям банков о регулярном обновлении сведений о своих клиентах.

Сейчас обсуждаются инициативы отказа от обязательного указания юридического адреса при регистрации организаций. Массовый уход бизнеса в интернет, использование интернет-технологий объясняет порой отсутствие офиса юридического лица как такового. Для многих субъектов бизнеса становится более актуальной проверка на действительность электронного адреса контрагента, его присутствие в интернете, чем фактическое местонахождение по адресу, который значится в ЕГРЮЛ. Как обойдутся законодатели с обычным, земным адресом юридического лица – жизнь покажет.