Франшизы спортивных товаров обзор рынка

Преимущества франшизы

Те, у кого нет опыта ведения бизнеса в сфере спорпита, опыта продаж, либо и того и другого сразу, часто задаются вопросом, стоит ли купить достаточно дорогую франшизу или попробовать свои силы самостоятельно. Однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждом отдельном случае решение стоит принимать, исходя из плюсов и минусов каждого способа. Франшиза спортпита поможет бизнесу во многих вопросах, предоставив комплекс услуг и преимуществ:

Если у предпринимателя есть налаженный контакт с поставщиками, теплая клиентская база и хорошее место, то он вполне может рассчитывать на успешный старт без сторонней поддержки. Однако, если есть сомнения, имеет смысл оценить все то, что предлагают франчайзоры и подумать над покупкой франшизы для своего бизнеса.

С какими рисками сталкивается бизнес в сфере спортпита

Продавцы спортивного питания сталкиваются с теми же трудностями, что и другие бизнесмены, а именно:

  • неправильный выбор места;
  • некорректное формирование товарной матрицы;
  • ценовая политика;
  • ошибочная маркетинговая стратегия.

Рассмотрим каждую из проблем подробнее.

Выбор места

Продавцы франшиз предлагают разные варианты для открытия своего магазина. Это может быть и островок в торговом комплексе, и отдельное помещение 100 м2. При выборе торговой площадки следует отталкиваться от размеров населенного пункта, проходимости места и спроса на товар. Однако, ошибкой многих новичков становится мнение, что достаточно открыть магазин напротив спортивного клуба – и продажи гарантированны. На деле выбор места – это серьезный вопрос, который требует основательной аналитики, подсчета трафика и измерения других показателей. Без помощи квалифицированных маркетологов здесь не обойтись.

Закупка товара

Франшизы спортивных товаров обзор рынка

Еще одна «боль» начинающих предпринимателей – это неверное формирование ассортимента. Спортпит — это дорогой товар, к тому же, имеющий ограниченный срок годности. При неправильном подходе к закупкам можно получить огромное количество неликвида, который будет портиться и занимать место на прилавках. Это не только потеря денег, но и «проедание» ликвидных товарных позиций. Такое ведение торговли ведет к отрицательным показателям прибыли, очень медленной окупаемости или ее отсутствию, и магазин придется закрыть.

Конечно же, закупщик должен хорошо разбираться в ассортименте и спортивном питании в целом. При отсутствии личного опыта это практически нереально. Но даже если предприниматель сам является активным потребителем спортпита, его личного опыта недостаточно для анализа рынка и покупательского спроса.

Цена на товар

Ключ к успешному развитию магазина – это минимальные закупочные цены и максимальная наценка. Бизнесмен должен иметь проверенных поставщиков, которые предложат ему наиболее выгодные расценки и, в максимально благоприятном варианте, заберут обратно неликвидный товар. Новичкам сложно конкурировать с крупными сетевыми магазинами, которые закупаются крупным оптом и пользуются существенными скидками от производителей.

Еще одна проблема с ценами на товар – это работа с продукцией разных ценовых сегментов. Ценовую политику следует строить, исходя из того, на какую целевую аудиторию ориентируется магазин. Это может быть бутик или доступный магазин-дискаунтер. В каждом случае подбор товара и формирование цен происходит индивидуально. Смешение разных ценовых категорий на одном прилавке неизбежно снижает прибыль торговой точки.

Продвижение

Продвижение продукта – это очень масштабная работа. Количество каналов для рекламы ежегодно растет. Сейчас уже не обойтись только привычными способами, такими как наружная реклама и СМИ. Современный рынок требует активной работы в сети Интернет, привлечения к рекламе продукции известных личностей и спортсменов.

Все большее число торговых сетей, реализующих спорпит, делают ставку на узнаваемость бренда. Хотя сегодня покупатель выбирает в первую очередь товар, а не магазин, ситуация вскоре может измениться. Продукция во всех магазинах одинаковая, а значит, выигрывает тот, кто предлагает лучшую цену и сервис. По этой причине небольшим фирмам бывает сложно конкурировать с лидерами рынка.

Немаловажную роль в успешном продвижении товара играют такие факторы как оформление магазина, наличие фирменного стиля, униформа сотрудников и, конечно же, их компетентность

Стоит уделить внимание деталям: продавец, не разбирающийся в азах правильного питания или имеющий избыточный вес, вряд ли вызовет доверие у покупателя. Подбор персонала и последующее обучение сотрудников – это то, чему стоит уделить особое внимание.

Кому нужна франшиза

Приобретение франшизы может стать выгодной инвестицией для самых разных категорий предпринимателей и организаций:

  • изучение широкого ассортимента, особенностей правильного питания и режима тренировок потребует много времени, и не всегда увенчается успехом. Приобретая франшизу, можно не сомневаться в корректно подобранном ассортименте и получить всю необходимую информацию по ведению бизнеса. Франшиза позволит уверенно выйти на рынок даже с нулевыми познаниями в области спорт питания. Это возможность для тех, кто ничего не понимает в вопросе, но хочет открыть прибыльную точку уже сегодня;
  • отсутствие опыта продаж – еще одна причина, по которой начинающие бизнесмены терпят крах. Даже будучи профессиональным спортсменом можно прогореть на продаже продуктов спортивного питания, если не разбираться в основах маркетинга и ведения торговли. Франшиза дает готовый план действий, основанный на многолетнем опыте франчайзора, а собственный опыт и знания станут еще одним преимуществом перед конкурентами;
  • успешно существующие сети и отдельные магазины спорпита все чаще приобретают франшизу. Даже если дела идут хорошо, франшиза – это отличный способ воспользоваться всеми преимуществами узнаваемого бренда и низкими закупочными ценами на товар. В условиях непростой экономической ситуации поддержка сети позволяет не уйти в минус даже при снижении покупательского спроса и предложить покупателям более высокий уровень сервиса. Объединившись в сеть, отдельные магазины работают эффективнее и увеличивают свою прибыль.

Рынок спортивного питания в России развивается, хоть и медленно, но стабильно. Это хоть и неоднозначная, но, безусловно, перспективная ниша для ведения бизнеса. Ее отличительными особенностями являются достаточно узкий сегмент покупателей и наличие теневого рынка, который вносит свои непредсказуемые коррективы в торговлю. Когда человек решил вести здоровый образ жизни, он будет приобретать спортивное питание регулярно, а значит, с высокой долей вероятности станет постоянным клиентом магазина.

Покупка франшизы может стать отличным стартом для открытия собственного магазина продуктов спортивного питания. При выборе франчайзора следует тщательно изучить условия, предлагаемые организациями, которые уже давно существуют на рынке и готовы предать свой опыт и наработки. Некоторые из них грешат чересчур жесткими рамками ведения бизнеса, которые не дают франчайзи чувствовать себя свободно в собственном деле, другие, напротив, пускают все на самотек, не давая клиенту нужных рекомендаций и не отслеживая правильность его действий.

Стоит обратить внимание не только на стоимость франшизы, размер паушального взноса и ежемесячного роялти, но и на возможность возврата неликвидного товара. Некоторые продавцы франшиз готовы вернуть покупателю деньги, если бизнес «не пойдет» при четком соблюдении плана и торговой стратегии.

Ситуация на рынке

Франшизы спортивных товаров обзор рынка

Ситуацию на рынке спортивного питания нельзя назвать однозначной. Поскольку большая часть товара привозится из-за границы, антироссийские санкции не прошли бесследно для магазинов. Закупочные цены в связи с падением курса рубля увеличились в несколько раз, а значит, наценка стала минимальной, да и многие покупатели отказались от приобретения продуктов спортивного питания в целях экономии.

Большинство существующих ныне магазинов и торговых сетей открылись в 2010-2011 годах, когда возрос спрос на продукты спорпита. Им пришлось выдержать сложный период санкций с отсутствием возможности купить продукцию в Европе или Израиле, где производится основная доля, присутствующих на российском рынке товаров. А в 2014 году, когда было отменено «протеиновое эмбарго», дела пошли в гору, и те, кто выжил, начали активно развивать бизнес: отрывать новые торговые точки и продавать франшизу.

Еще одна проблема рынка, которая закономерно вытекает из первой, – большой объем теневых продаж. Поскольку спортивное питание долгое время нельзя было ввозить в страну легально, сейчас существует множество подпольных организаций, которые ввозят продукцию без необходимой сертификации и продают ее дешевле. Это не только создает конкуренцию, которую тяжело выдерживать, находясь  в рамках закона, но и не дает трезво оценить ситуацию на рынке: очень большие объемы товарооборота нигде не фиксируются и не учитываются при статистических подсчетах.

Но есть и позитивные моменты. Первый – это то, что рынок, несомненно, развивается, даже несмотря на кризис и рост цен. В России ежегодно открывается большое количество спортивных клубов, все большее число людей начинает вести здоровый образ жизни. Спортивное питание приобретают не только профессиональные спортсмены, но и все большее число обычных людей, которые хотят видеть результаты от тренировок.

Еще одно положительное последствие введения санкций – развитие российского производства продуктов спортивного питания. Хотя ингредиенты по-прежнему ввозятся из-за рубежа, открытие предприятиях, выпускающих спорпит, позволяет существенно увеличить товарную наценку. К тому же, договориться с отечественными производителями об условиях поставки значительно проще, чем с иностранными.

Перспективы

Франшизы спортивных товаров обзор рынка

Рынок спорпита в России ежегодно демонстрирует стабильное увеличение числа продаж. Аналитики прогнозируют ежегодный рост рынка в размере 3-4%. Растет количество фитнес-клубов и спортзалов, которые являются одним из основных каналов прихода новых покупателей. Руководители успешных франшиз магазинов спортпита считают, что в ближайшее время рост продаж будет осуществляться за счет увеличения доли продукции отечественного производства. И это звучит логично: с 2010 года в России открылось более 60-ти предприятий, производящих продукты спортивного питания.

Инвесторов данное направление привлекает, прежде всего, небольшими стартовыми вложениями, возможностью занять свое место в относительно свободной нише и стабильный рост рынка, а значит, перспектива расширения бизнеса.