Новый регламент по трудовым проверкам чем грозит и к чему готовиться



Как отказать инспекторам во время проверки в доступе к 1С

Инспекторы, которые пришли в компанию с проверкой, практически всегда просят дать им возможность поработать с бухгалтерской программой. Я очень не советую давать налоговикам доступ к 1С. Можно объяснить такой отказ, например, так: «Главный бухгалтер попросил у системного администратора настроить вам доступ к 1С, но оказалось, что это невозможно. Причина в том, что новый пользователь не сможет работать в программе, не внося при этом в нее изменения. Если же попытаться настроить программу на другом компьютере, может произойти сбой. В связи с этим компания не сможет вовремя и в полном объеме начислить все положенные налоги».

Требования к встречным налоговым проверкам

Новый регламент по трудовым проверкам чем грозит и к чему готовитьсяПроведение встречной проверки может производиться только по части отношений налогоплательщика с другими организациями («отмывание» денежных средств).

Во время проверки налоговая может требовать пр1едоставления финансовой отчетности, которая относится к предмету подозрения (перевод или переводы денежных средств для «отмывания») но не более того (прочие финансовые операции).

Встречная проверка ограничивается пятью отчетными годами, которые предшествуют проведению самой проверки, а также нынешний год.

Пример. Встречная проверка организации ООО «Привет» проводится 22 августа 2010 года, значит налоговая служба может запросить финансовый оборот с 2009 по 2005, а так же за сам (2010) год проведения проверки.



Налоговая служба при выполнении проверки имеет право не только запрашивать любые документы и материалы, которые относятся к данному делу, но также вправе осматривать все помещения и территории, принадлежащие проверяемому субъекту, задавать вопросы и получать соответствующие ответ от руководителей компании и должностных лиц, которые ответственны за проведение финансовых операций.

Ответственные лица, руководители и прочие сотрудники имеют право не отвечать на вопросы в том случае, если проверяющий орган нарушает правила проведения проверки и проявляет интерес по не относящимся к делу финансовым и прочим операциям организации.

Внесение изменений или какое-либо дополнение отчетных и предоставляемых по запросу документов категорически запрещено.

↓ ↓

Как оспорить результаты допроса при проведении налоговой проверки

Если ваш сотрудник или контрагент наговорили на допросе лишнего, можно попробовать исправить ситуацию. Стоит поискать изъяны в процедуре проведения допросов. 

Вот на что надо обращать внимание. 1.    Если допрос проводился до или после окончания проверки, протокол не может выступать доказательством (постановление ФАС Московского округа от 11.03.09 №КА-А40/1272-09)

1.    Если допрос проводился до или после окончания проверки, протокол не может выступать доказательством (постановление ФАС Московского округа от 11.03.09 №КА-А40/1272-09).

2.    Форма протокола допроса утверждена законодательно (приказ ФНС от 31.05.2007 №ММ-3-06/338). Если документ составлен в произвольной форме, он будет считаться недействительным.
3.    Протокол допроса должен содержать пункт о том, что свидетель предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Отсутствие подписи – повод признать показания недействительными. Любые неточности в персональных данных, подпись не во всех графах или неверное указание ИНН также дают право настаивать на нарушениях.

4.    Если при допросе использовались какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), в протоколе должна стоять соответствующая отметка. Более того, сотрудник должен быть предупрежден об этом и расписаться в знак согласия.

5.    Если при допросе присутствовал кто-то еще, кроме свидетеля и инспектора, это также должно быть отражено в протоколе. Отсутствие этих данных — основание для того, чтобы протокол не приняли в качестве доказательства (постановление ФАС Московского округа от 10.11.08 №КА-А40/8619-08).

6.    Если сотрудников допрашивал инспектор, который не входит в список участников проверки (перечень фамилий содержится в решении о проведении налоговой проверки),  протокол допроса также считается недействительным.

Памятка для сотрудников, как вести себя на допросе при налоговой проверке
1.    Держитесь непринужденно, не подавайте признаков беспокойства.
2.    Помните о презумпции невиновности (пока не доказано обратное, Вы считаетесь невиновным). Придерживайтесь позиции законопослушного гражданина, работающего в честной компании.
3.    Вы не несете уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Максимальное наказание – штраф в размере 3 тыс. руб. (ст. 128 НК РФ).
4.    Вы имеете право не давать показания против себя и ближайших родственников.
5.    Отвечайте коротко и четко.
6.    Не отвечайте слишком быстро, обдумывайте свои слова.
7.    Вы не обязаны рассказывать подробно о деятельности организации. Сошлитесь на то, что полную картину имеет директор или главбух.
8.    Вы должны четко знать уровень Вашей официальной зарплаты и приблизительное количество сотрудников компании.
9.    На вопрос о способе получения зарплаты отвечайте, что получали ее в кассе, расписываясь в ведомости, или на карточку (в зависимости от правил Вашей компании).
10.    Давайте уклончивые ответы: «не знаю», «не помню», «это было так давно». Подобные ответы не считаются отказом от дачи показаний.
11.    На наводящие или обвинительные вопросы («Вы знаете, что фирма занимается контрафактом?» или «Вы знаете, что в Вашей компании выплачивают зарплату в конвертах?») лучше отвечать коротко: «Нет, мне ничего не известно об этом».
12.    Тщательно проверьте протокол допроса, убедитесь, что все Ваши слова записаны верно.
13.    Помните, что без Вашего разрешения процесс допроса не может сниматься на видеокамеру или записываться на диктофон.

В 2015 году выездные налоговые проверки компаний будут проходить по новым правилам. О том, что подход к ревизиям изменится, ФНС России объявила подчиненным на внутреннем совещании (текст доклада есть в «УНП»). Мы изучили документ и выяснили, что основные изменения касаются плана доначислений и проверок с полицией.

Чего категорически делать нельзя сотрудникам во время проверки

Как вести себя при налоговой проверке?  Когда компании становится известно, что началась проверка, стоит предупредить об этом сотрудников. На допрос могут вызвать рядовых работников. Поэтому персоналу надо объяснить, что, если кому-то приходит уведомление о вызове на допрос, какая-то другая бумага или просто звонят из инспекции, об этом надо как можно скорее оповестить главного бухгалтера

Если проверяющие сидят на территории организации, надо обратить внимание сотрудников на то, что не стоит вести «лишних» разговоров

Вообще нужно стараться, чтобы с проверяющими от лица компании контактировал только один человек. Лучше всего, если это будет бухгалтер. Директора скорее всего не получится полностью оградить от общения с ревизорами. Налоговики регулярно проводят допрос руководителя проверяемой компании.

Представлять документы и отвечать за представление документов также должен один человек – бухгалтер. Нельзя копировать документы для представления в инспекцию, тщательно не проверяя каждый получившийся лист – сколько бы времени на это не уходило. Уж лучше не представить часть документов, чем показать инспекторам то, что им видеть совсем не надо. Самая опасная фраза, которую вы можете сказать подчиненному: «Откопируй все, что есть в файле, и отдай проверяющим». У одного из моих клиентов сотрудник откопировал два первых листа договора. В одном был приведен предмет контракта, который позволял учесть расходы для прибыли, в другом – нет. Налоговики скрепили договор, как положено, отказали в расходах. Ситуацию удалось решить на стадии рассмотрения возражений, так как копия договора не была заверена печатью компании. А мы настояли на том, что передали проверяющим действующий договор и проект другого договора, от подписания которого мы отказались.

Не надо давать полный комплект по контрагенту, включая дополнительные соглашения и переписку, если инспекторы попросили дать только договор. Часто компании договариваются, что пропишут определенные условия в дополнительном соглашении при условии его конфиденциальности. Во время проверки, если ситуация представления документов не контролируется должным образом, об этом забывают. Дополнительный документ, который не просили, становится основанием для доначисления налогов.

И пару слов о том, как оформить передачу документов в ИФНС. Опись нужно делать максимально подробно: не писать там «счета-фактуры, 10 шт.», а прописывать номера и даты каждого документа. Иначе потом, когда инспекция вдруг потеряет документы, это может стать дополнительным основанием для доначисления налогов. И конечно, никогда не надо отдавать в инспекцию (позволять инспектору забрать с собой) оригиналы документов. Их компания обязана передать, только если происходит предусмотренная статьей 94 НК РФ выемка.

Правила поведения при допросе в инспекции

Сколько я не убеждала бухгалтеров и генеральных директоров, которых вызвали на допрос в инспекцию, что все будет не так страшно, большинство из них очень переживают во время этой процедуры.

Уведомление о вызове на допрос могут выслать по почте: как на домашний адрес, так и в компанию (правильный ответ на вопрос № 2 теста – в. – Примеч. ред.). Инспекторы просто могут позвонить и пригласить. У вызванного на допрос есть, конечно, право настаивать на том, чтобы было выслано официальное уведомление. Но так поступать не всегда политически правильно.

Допрос – это устные показания, поэтому не надо приносить с собой в инспекцию кипу документов. К допросу надо готовиться, но не собиранием накануне кучи бумаг. Лучше потратить пару часов на консультацию с налоговым юристом, который конкретно объяснит, что говорить стоит, а что – нет.

Важно помнить: допрос – это показания только про взаимоотношения с налогоплательщиком, которого проверяют. Если на допрос вызваны сотрудник проверяемой компании, ее руководитель, собственник, и вопросы идут именно про эту организацию или, как еще может быть, про контрагента, то это в рамках закона

В то же время инспекторы не могут спрашивать директора про другие компании, которыми он руководит. Дело касается проверяемой компании, а не самого допрашиваемого.

Не надо настаивать на допросе, что все интересующее инспекторов просто стерлось из памяти. Конечно, бухгалтер – не машина, и, работая с таким количеством информации, несложно что-то забыть. Но можно ответить: «Я не помню конкретных цифр. Надо посмотреть документы». Опять же приезжать потом в инспекцию с этими документами не стоит. Нужно просто показать инспекторам, что ничего конкретного они на допросе добиться не смогут.

Полные имена и должности проблемных, по мнению инспекции, контрагентов тоже лучше не называть. Идеальный ответ на вопрос о том, кто именно занимался оформлением прошедшей сделки со стороны партнера, – «менеджер Ирина». Аналогично – и со своими сотрудниками. На вопрос «Кто занимался поиском партнеров?» можно ответить: «Отдел закупок». Не надо называть никого конкретно. Иначе этих работников могут тоже вызвать на допрос.

Предостерегу также от того, чтобы приносить в инспекцию налоговую отчетность контрагентов. Часто приходится слышать коллег-юристов, которые советуют бухгалтерам уговаривать контрагентов предоставлять им копии деклараций. Так, по мнению некоторых экспертов, можно лишний раз подтвердить должную осмотрительность в выборе контрагентов. На мой взгляд, таким образом можно навести инспекторов на мысль о взаимосвязи налогоплательщика с другой компанией. Налоговики понимают, насколько непросто уговорить компанию предоставить другой организации свою налоговую отчетность. В определенных случаях именно наличие связей между компанией и контрагентом, не определенных договором, может являться основанием для принятия отрицательного для компании решения не только инспекцией, но и судом.

О лекторе

Наталья Александровна Фиш – налоговый юрист с многолетним стажем. 

Как вести себя во время налоговой проверки

— Во время проверки не нужно препятствовать инспекторам.  Лучше, чтобы с инспектором в ходе выездной проверки общался человек, уже имеющий подобный опыт. Как правило, это главный бухгалтер организации. Этот специалист обычно сам знает, что нужно говорить, а о чем лучше не говорить проверяющему. Когда проверка заканчивается, инспектор пишет акт, а организация, если она не согласна с выводами, пишет возражение к акту. И уже когда идет обжалование — в вышестоящем органе или в суде — обычно подключается юрист. Желательно, чтобы юрист тоже был с опытом участия в таких процессах

Тут важно не пропустить срок обжалования, подачи возражения и другие процессуальные сроки

Сразу идти в суд нельзя. Нужно сначала обжаловать в вышестоящем ведомстве, то есть подать апелляционную жалобу, а уже потом можно идти в суд. Без подачи апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию обжаловать решение в суде нельзя.

Немаловажный момент: следите не только за собой, но и за контрагентами

Ведь даже если у вашей компании почти безупречная отчетность, один контракт, заключенный менеджером сомнительной организации, уже может привлечь к вам внимание проверяющих

Любая проверка силовиков должна проходить по постановлению. До начала проверки оригинал документа должен быть предъявлен руководству компании. В отличие от налоговой проверки, предприниматель имеет право не допустить инспекторов от МВД в офис или на производство. Поводов может быть несколько: отсутствие документов (постановления), неправильно оформленные документы, несоответствие полномочий проверяющего его целям и так далее. Опытный юрист может заранее провести инструктаж сотрудников компании, разъяснив все тонкости законодательства. Нередко такие меры позволяют предотвратить незаконную проверку.

Давать показания полицейским никто не обязан. Здесь предприниматель и его сотрудники могут ссылаться на статью 51 Конституции РФ. Если руководство компании вызвали на допрос, лучше к нему подготовиться и выступить с единой версией. Разногласия между дающими показания сотрудниками компании могут привести к неприятностям.

Одно из самых негативных последствий полицейских проверок — изъятие документов и оборудования. К сожалению, препятствовать таким действиям силовиков практически невозможно, но изъятие документов и оргтехники можно и нужно обжаловать в суде. При изъятии руководство компании должно настаивать на полном и подробном отражении изъятого имущества в протоколе. Это подстрахует от «пропажи» вещей.

Как и в случае со всеми другими проверками — Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора и прочих надзоров — при проверках со стороны силовиков важно быть уверенным в собственной невиновности. Да, есть небольшая вероятность, что закон был нарушен по неведению

Но чаще бывает так, что если предприниматель не знает за собой явных проступков, то проверка заканчивается ничем.

Теги: свое дело, бизнес, стартап

Основания для налоговой проверки

Что же может спровоцировать внеплановую налоговую проверку? Без предупреждения инспектор может явиться, если есть подозрения, что бухгалтерия может попытаться утаить или уничтожить интересующую налоговиков документацию, с которой не все в порядке. Насторожить налоговые органы могут и пункты приведенные ниже.

Основания для налоговой проверки перечислены в разделе 3 Приказа ФСНС от 30 мая 2007 года №MM-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок», в приложении №2 к приказу. Данный приказ является основополагающим при проведении выездных налоговых проверок.

Итак, ФНС установила 12 критериев, по которым налогоплательщики попадают в немилость:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Бухгалтерская или налоговая отчетность отражает убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Налоговая отчетность отражает значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Финансово-хозяйственная деятельность строится на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Налогоплательщик не предоставляет пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Уровень рентабельности значительно отклоняется по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В апреле 2011 года вышел уточняющий Приказ №MM-3-06/333@ документ — Приказ ФНС России от 8 апреля 2011 г. N ММВ-7-2/258@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В нем содержатся контрольные показатели ФНС по налоговой нагрузке и рентабельности компании за 2010 и именно с ними сейчас нужно сверять указанные показатели своей фирмы.

Есть менее официальные моменты, но от того не менее важные

Их наличие не является основанием для внезапной проверки, но совершенно точно привлечет внимание налогового органа:

  1. Штат компании слишком мал при высоких оборотах.
  2. Темпы роста собственного капитала, ниже, чем рост кредитов.
  3. Пропущенные сроки сдачи отчета в ИФНС.
  4. Адрес массовой регистрации. Т.е в одном месте зарегистрировано сразу несколько десятков организаций. Такой адрес вызывает подозрение. Проверить адрес своего контрагента (а это может оказаться адрес массовой регистрации) можно на сайте ФНС через сервис «Проверь себя и контрагента».
  5. На балансе компании мало основных средств.
  6. Выплаты, освобожденные от Единого Социального Налога (ЕСН) больше 20% общей налогооблагаемой базы.
  7. Увеличение расходов, без увеличения объема продаж.
  8. Донос на организацию, где указаны вышеперечисленные пункты или другие явные нарушения.

Помните, что проверяя вашу организацию, налоговая инспекция проверяет и всех ваших контрагентов.

Кого могут наказать

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд — шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например, если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям :

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.

Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Я.И.Кротов

Генеральный директор

ООО «Я.Н.С. Аудит»

Как встречать инспекторов, когда в организации выездная проверка

Большая ошибка – уже с порога встречать проверяющих с агрессией. Стоит дать понять инспектору, что вы готовы с ним сотрудничать и уважаете его. При этом у вас есть необходимые юридические знания, поэтому вы не допустите необоснованных претензий (см. ).

Возьмите за правило начинать общение с проверяющими всегда одинаково. Сначала попросите их представиться и предъявить служебное удостоверение. Далее перепишите все данные из удостоверения, начиная с фамилии и заканчивая должностью и званием.

Заведите на предприятии журнал проверок. Охране при этом нужно дать строгие инструкции: прежде чем пустить сотрудников любых государственных структур на территорию организации, необходимо предложить проверяющим собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита. Если законных оснований для проверочных мероприятий не было, инспекторы просто удаляются.

Важно не только попросить у контролеров решение о проведении контрольного мероприятия, но и сделать его копию. Внимательно сравните данные из удостоверений инспекторов с фамилиями, именами и отчествами, а также с должностями уполномоченных на проведение ревизии, которые указаны в решении

Еще можно попросить у проверяющих номер телефона их начальника и позвонить ему, чтобы выяснить, действительно ли этих сотрудников инспекции направляли в вашу организацию.

К потенциально возможному визиту налоговиков важно подготовить кладовщика и кассира. Дело в том, что инспекторы могут проверить помещения

Поэтому заинтересованных сотрудников также стоит ознакомить с составом проверяющих.

Как действовать сотрудникам во время выездной проверки в организации

Первый вопрос, который возникает: где разместить инспекторов – в отдельной комнате или там же, где находятся основные сотрудники организации. Если есть возможность разместить проверяющих отдельно, то стоит ей воспользоваться.

На практике рядовые сотрудники (особенно не имеющие никакого отношения к учету и расчету налогов) довольно легкомысленно относятся к присутствию проверяющих. В результате последние могут услышать информацию, которая для них не предназначалась, и использовать эти сведения в своих целях.

Нередко бывает, что контролеры не имеют четкого представления, в каких именно документах искать нарушения. Особенно это характерно для молодых контролеров, которые еще только начинают свою профессиональную деятельность. А сотрудники своими разговорами могут невольно помочь проверяющим и тем самым навредить своей же организации.

Если речь идет о налоговой ревизии, к проверяющим стоит приставить знающего бухгалтера – того, кто имел бы представление практически обо всей деятельности бухгалтерии и понимал бы, где какой документ взять. В таком случае отрывать от дел главного бухгалтера будут в очень редких случаях. Это крайне актуально для тех ситуаций, когда ревизия приходится на какой-либо отчетный период, особенно когда в полном разгаре закрытие года.

Как быть, если часть документов инспекторы хотят забрать с собой, чтобы проверить по своей базе? Такая ситуация крайне не желательна. Лучше, если выездная проверка в организации происходит на ваших глазах. В противном случае велика вероятность увидеть впоследствии в акте неожиданные выводы, а то и вовсе потерять документы. Если инспекторам нужна информация из документов, сделайте для них копии. Но прежде попросите их оформить запрос по всем правилам – на устную просьбу вы вправе не реагировать (см. ).

Важный вопрос: стоит ли задерживаться на рабочем месте в период контрольных мерориятий. Даже если подобная практика в вашей организации распространена, лучше (хотя бы временно) ее пересмотреть.

Сразу предупредите инспектора, что, скажем, в 18:00 рабочий день заканчивается, и уходите домой, даже если вам очень нужно задержаться. Инспектор привыкнет к такому положению дел и не сможет требовать от вас остаться. А чем меньше времени у него будет – тем лучше.

И еще совет. Предупредите контрагентов о возможной встречке

Это важно и для того, чтобы по итогам проверок у вас не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах

Блиц-советы для проверяемого

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт

И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст.  ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст.  ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст.  ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст.  ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст.  ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст.  КоАП РФ)  Для должностных лицШтраф от 10 000 до 20 000 руб.  
Для ИПШтраф от 5 000 до 10 000 руб.  
Для юридических лицШтраф от 50 000 до 100 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст.  КоАП РФ)  Для гражданШтраф 5 000 руб.  
Для должностных лицДисквалификация от одного до трех лет
Для ИПШтраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лицШтраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст.  КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.