Контроль и проверки со стороны ФНС России



Внеплановые включения организаций в график проверок

График налоговых проверок, утвержденный руководством регионального ИФНС, может претерпевать изменения после его согласования на высшем уровне и с составом исполнителей (инспектора дают согласие, заверив план подписью).

Корректировки могут вносить начальники отделов при возникновении необходимости:

  • В случае потребности в срочном открытии проверки для компании, которая заявила о ликвидации.
  • При возбуждении в отношении организации дел правоохранительных органов или управлений ИФНС регионального значения.

Проверка может проводиться только за 3-хлетний период коммерческой деятельности, предшествующий дате начала процедуры контроля.

В случае превышения налоговыми органами полномочий в отношении срока можно опротестовать действия письменным обращением к начальнику инспекции или вышестоящему органу.

Предельный срок проверки соответствует периоду исковой давности, установленному ГК РФ.



Как подготовиться к проверке

Если говорить о плановой проверке, то инспектор знает, что в таком-то месяце будет столько-то проверок. Любой работник учреждения культуры также может зайти на сайт и проанализировать, когда данное мероприятие будет проводиться и будет ли оно вообще. В графике  обязательно указана дата его проведения.

Если там, например, указан май, то проверка может быть как в первых числах, так и в середине либо в конце.

По этой плановой проверке задействованы будут как минимум три подразделения:

  • кадры;
  • бухгалтерия;
  • охрана труда.

Это объясняется тем, что вопросы, связанные с трудовым законодательством, как правило, переплетаются с данными моментами. Поэтому под эту проверку стоит задействовать не менее трех подразделений. Можно также подключить и юристов.

При плановой проверке необходимо ознакомиться с соответствующим распоряжением и запросом на ее проведение. Запрос очень большой, емкий. Он может включать больше 80 пунктов. Здесь нужно быть готовым к тому, чтобы за период — обычно 2 года, запросят эти документы.

Поэтому следует заранее провести аудит запрашиваемых документов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.

Рассмотрим пример. Трудовые договоры заключаются в письменной форме. Как при внеплановой, так и плановой проверке, у инспектора есть документ, который нужно проанализировать. То есть определить, соответствует ли он требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Есть Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации, где отражены две части — это сведения и условия.

Здесь, безусловно, можно взять предшествующие проверки: документ — трудовой договор и его проанализировать: все ли условия в него включены, например:

  • режим рабочего времени, если он не отличается от действующих правил внутреннего трудового распорядка;
  • условия труда на рабочем месте;
  • заработная плата;
  • размер должностного оклада и иные условия.

Второй пример — приказы о прекращении трудовых договоров. Случается, что работник написал заявление об увольнении по собственному желанию, окончательный расчет выдали, но трудовую книжку не получилось выдать.

Что сделать? Направить уведомление. А что делать на приказе, если ознакомить работника под роспись не представляется возможным. Часть 2 Статьи 84.1 об этом четко указывает, что если нет такой возможности, то на приказе делается соответствующая запись.

А если возможность такая имеет место быть, то с приказом работник должен быть ознакомлен под роспись.

Стоит уделить внимание такому моменту, как проверочные листы. С июля 2018 года в отношении всех работодателей при проверках используются проверочные листы

Об этом сказано в Постановлении правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года №10.80.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года №655 утверждены 107 проверочных листов.

Они оформлены по разделам:

  • приемы на работу;
  • соблюдение по содержанию трудовых договоров и так далее.

Здесь стоит остановиться на том, что данные проверочные листы учреждение может использовать как некий самоаудит.

Например, есть определенный вопрос: получение работником экземпляра трудового договора подтверждено подписью работника на экземпляре, хранящемся у работодателя. При проверке инспектор ставит отметки: да, нет, не относится. Если он проводит срез соответствующих документов и, если действительно такие подписи имеются, то ставится  отметка «да».

Получение работником экземпляра трудового договора подтверждается его подписью. Поэтому должна быть отсылка на требования Трудового кодекса.

В данном случае при проведении самоаудита или внутреннего контроля руководитель может использовать эти проверочные листы, чтобы проверить имеющиеся документы и подготовиться к проверке.

На сайте Федеральной службы по труду и занятости  есть раздел «Онлайн-инспекция». В нем можно проверить самоаудит, проверить себя на знание трудового законодательства Российской Федерации и получить отметку о том, что все прошло успешно.

Проверочные листы прикладываются к акту проверки. Но если работодатель не согласен с проставленными в них отметками, то он имеет полное право обжаловать решение Гострудинспекции.

Можно также отразить в акте проверки, что не согласны с решением инспектора. Например, в действительности  все работники получают экземпляры трудовых договоров, а инспектор поставил отметку, что они их не получают.

По всей вероятности, Федеральная служба по труду и занятости дала такую помощь работодателям с целью обеспечения прозрачности проверок.

Чтобы документы, которые запрашивают у работодателя, отвечали соответствующим требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Обязательные налоговые проверки

График налоговых проверок разрабатывается поквартально. Данные готовятся за 3 месяца до начала квартала, ознакомление инспекторов с планом производится перед началом проверочного периода.

В течение квартала, после утверждения графика, может производиться корректировка – дополнение новыми организациями (например, при необходимости проведения проверки при ликвидации компании) и перемещение на более поздний период компаний, уже утвержденных в плане.

Список предприятий для проверки формируется из компаний:

  • Основных налогоплательщиков – крупных и градообразующих предприятий. Контроль в обязательном порядке проводится 1 раз в 2 года.
  • Организаций, проверка которых ранее производилась более 6-ти лет назад при отсутствии выявленных в ходе камерального контроля нарушений.
  • Предприятий, которые по данным камеральных отделов имеют нарушения, выявленные в порядке анализа.

Отдел аудита может сделать выводы о необходимости включения в график проверок ифнс предприятий на основании отчетности организации.

В процессе ведения деятельности предприятие может показать:

  • Необоснованное увеличение прямых расходов, относимых на себестоимость.
  • Низкие величины перечисляемых налогов при значительных оборотах выручки.
  • Убыток в нескольких отчетных или налоговых периодах.

Взаимодействия с партнерами и контрагентами, которые проходят по сводкам и запросам других ИФНС как неблагополучные или фирмы-однодневки.

При равнозначных условиях под план проверок с большей вероятностью попадают налогоплательщики, которые имеют большие обороты выручки, стоимости имущества, численности работников и прочих показателей, позволяющих в случае выявления нарушений оплатить доначисления, пени и штрафы в большем количестве, чем мелкие и средние компании.

Преимущественное предпочтение включения предприятий с большим оборотом в график может обернуться для результативности процедуры контроля нулевым итогом.

Серьезные организации обычно обеспечивают собственные финансовые тылы качественными трудовыми кадрами и программным обеспечением, позволяющими формировать учет на высшем уровне.

Основания для проведения налоговых проверок

Контроль и проверки со стороны ФНС РоссииПлановая проверка налоговой службы.

Главным основанием для проведения плановой проверки налоговой службы может послужить выписка, выданная уполномоченным органов в координации плановых проверок, с наличием подписи и печати соответствующего формата.

Основанием проведения проверки может послужить приказ ГНС с полным указанием целей, сроком периода проверки, длительностью работы налогового органа на данном участке и полным составом лиц.

Внеплановая проверка налоговой службы.

В случае проведения внеплановой проверки лиц, ликвидирующих юридическую деятельность, основанием может послужить заявление юридического лица о ликвидации компании или уведомление регистратора (налоговой службы) о ликвидации организации, а так же по приказу органа, осуществляющего контроль налоговой службы.

При решении о проведении проверки государственной налоговой службой в документах указывается наименование организации, сроки проведения и налогового периода, а также состав комиссии, которая проводит проверку.

Уполномоченный орган при решении об осуществлении внеплановой проверки налоговой должен выдать документы с указанием проверяемого объекта, налогооблагаемого периода работы организации и сроков проведения внеплановой проверки.

Основаниями для проведения внепланового прихода налоговой службы служит закрытие организации, решение о проведении уполномоченного органа в координации действий контролирующей службы или приказ ГНС.

Встречная проверка налоговой службой.

Проведение встречной проверки юридических лиц проводится в двух случаях: по решению органа, координирующего действия контролирующей службы, и по приказу ГНС.

В случае проведения встречной проверки по решению органа контролирующей службы выдаются документы, в которых указано предприятие, проходящее проверку, цели и сроки, а также взаимоотношения организации, которая подлежит проверке.

Приказ государственной службы включает перечень лиц, производящих проверку, цели и дату осуществления проверки налоговой службой.

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства

Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

Может проводить внеплановую проверку при наличии оснований. Предъявить просроченный протокол не может. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. В силу с. Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Прочитайте другие ответы юристов:

  • Как Найти Мошенника по Номеру Карты Сбербанка
  • Почему Профосмотр по Приказу Является Платным
  • Как Узнать Статус Многоквартирного Дома
  • Сбил Человека на Пешеходном Переходе Что Делать
  • Как Записать Ребенка Если Брак не Зарегистрирован

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ!

Военная служба. Консультации юриста

Образование

Торги (аукционы, конкурсы)

Получение компенсаций, возмещение расходов

Страхование

Консультации юриста

Недвижимость. Общие вопросы

Корпоративные споры

Приказное производство. Консультации юриста

Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста

Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста

Третейское разбирательство.Консультации юриста

Судебные расходы.Консультации юриста

Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста

Уголовный процесс. Консультации юриста

Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций

Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста

Административные споры. Консультации юриста

Строительство. Консультации юриста

Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста

Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста

Пенсионное законодательство. Консультации юриста

Право собственности: признание, защита, восстановление и прекращение. Консультации юриста

Авторское право. Консультации юриста

Защита прав потребителей. Консультации юриста

Административная ответственность. Консультации юриста

Договор долевого участия. Консультации юриста

Проверки организаций и ИП. Консультации юриста

Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста

Исполнительное производство. Консультации юриста

Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Установление юридических фактов. Консультации юриста

Трудовое законодательство. Консультации юриста

Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста

Регистрация недвижимости. Консультации юриста

Семейные споры. Споры о детях. Консультации юриста

Регистрация,расторжение брака, раздел имущества. Консультации юриста

Земельное законодательство. Консультации юриста

Алименты.Консультации юриста

Аренда. Консультации юриста

Займы и кредиты. Консультации юриста

Банкротство. Консультации Юриста

Представительство. Консультации юриста

Жилищные вопросы. Консультации юриста

Наследство. Нотариат. Консультации Юриста

Госпошлина. Консультации юриста

Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста

Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста

Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб

Приостановка налоговой проверки

На основании решения начальника инспекции проверка согласно может быть приостановлена. На время приостановления проверки контролирующая деятельность инспекции ФНС так же останавливается, а все изъятые оригиналы документов подлежат возврату в организацию.

Новое начало (возобновление) процедуры производится на основании решения начальника проверяющего предприятие ИФНС.

Приостановка проверки и изменение графика может производиться в случаях:

  • Обнаружения в ходе мероприятия данных, которые требуют дополнительных действий – встречных проверок, запросов в другие органы.
  • Возникновения необходимости проведения экспертизы.
  • Получения ответа на запрос, отправленный в иностранные официальные органы.

Частичная остановка проверки может производиться на срок до 6-ти месяцев. В день окончания проверки инспектором составляется справка о прекращении мероприятия контроля.

После составления документа инспектором не могут востребоваться документы учета. По результатам проверки принимается решение инспекции ФНС, утвержденное руководителем контролирующего органа.

Проверки, проводимые ИФНС, достаточно трудоемки в плане документооборота. При проведении мероприятия контроля инспектором может потребоваться все аналитические материалы учета.

Налогоплательщик должен быть готов к началу проверки, для чего необходимо знать об условиях, которые служат основанием для включения в график проверок ИФНС.

↓ ↓

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом
внеплановой проверки

является соблюдение юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем в
процессе осуществления деятельности
обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми
актами, выполнение предписаний органов
государственного контроля (надзора),
органов муниципального контроля,
проведение мероприятий по предотвращению
причинения вреда жизни, здоровью граждан,
вреда животным, растениям, окружающей
среде, по обеспечению безопасности
государства, по предупреждению
возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
по ликвидации последствий причинения
такого вреда.

Основанием
для проведения внеплановой проверки
является:

1)
истечение срока исполнения юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем
ранее выданного предписания об устранении
выявленного нарушения обязательных
требований и (или) требований, установленных
муниципальными правовыми актами;

2)
поступление в органы государственного
контроля (надзора), органы муниципального
контроля обращений и заявлений граждан,
в том числе индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц, информации от органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, из средств массовой
информации о следующих фактах:

а)
возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, объектам
культурного наследия (памятникам истории
и культуры) народов Российской Федерации,
безопасности государства, а также угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;

б)
причинение вреда жизни, здоровью граждан,
вреда животным, растениям, окружающей
среде, объектам культурного наследия
(памятникам истории и культуры) народов
Российской Федерации, безопасности
государства, а также возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;

в)
нарушение прав потребителей (в случае
обращения граждан, права которых
нарушены);

3)
приказ (распоряжение) руководителя
органа государственного контроля
(надзора), изданный в соответствии с
поручениями Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации и на основании требования
прокурора о проведении внеплановой
проверки в рамках надзора за исполнением
законов по поступившим в органы
прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные
заявления не могут служить основанием
для внеплановой проверки.

Внеплановая
проверка проводится в форме документарной
проверки и (или) выездной проверки
.

Если
основанием для проведения внеплановой
выездной проверки является причинение
вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям, окружающей среде,
объектам культурного наследия (памятникам
истории и культуры) народов Российской
Федерации, безопасности государства,
а также возникновение чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, обнаружение нарушений
обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми
актами, в момент совершения таких
нарушений в связи с необходимостью
принятия неотложных мер органы
государственного контроля (надзора),
органы муниципального контроля вправе
приступить к проведению внеплановой
выездной проверки незамедлительно.

О
проведении внеплановой выездной проверки
юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель уведомляются органом
государственного контроля (надзора),
органом муниципального контроля не
менее чем за двадцать четыре часа

до начала ее проведения любым доступным
способом.

Органы
прокуратуры осуществляют учет
проводимых
органами государственного контроля
(надзора), органами муниципального
контроля внеплановых выездных проверок,
а также ежегодный мониторинг внеплановых
выездных проверок.