Камеральные проверки

Обработка документов

Камеральная проверка — что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Камеральные проверки

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления — в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап — внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап — проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, — подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Еще найдено про камеральная проверка

  1. Налоговые проверки: виды, порядок проведения и оформления результатовОсновные этапы камеральной проверки проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган визуальная проверка правильности оформления
  2. Налоговая проверкаПри этом используют оригиналы первичных документов поэтому эта проверка более объемна чем камеральная Проверке как правило подвергают документацию за 3 года предшествующих году контроля Продолжительность проведения проверки
  3. Аргументы в налоговых спорах по НДССвоими действиями представители налогового органа осуществляющие камеральную проверку нарушили ст 8 в ч 1 и 2 34 в ч 1 и
  4. Схемы совершения мошенничества с возмещением налога на добавленную стоимостьВ период камеральной проверки мошенники представляют в налоговый орган уточненную декларацию за тот же налоговый период но
  5. Отбор претендентов для выездной налоговой проверки: критерии и особенностиДля выявления нарушений законодательства налоговые инспекции периодически проводят налоговые проверки камеральные и выездные Выездную проверку проводят как правило по месту нахождения налогоплательщика Они могут
  6. Выездные налоговые проверки: что нужно знать налогоплательщикуСуществуют три вида налоговых проверок которые различаются по целям срокам и месту проведения камеральные проверки выездные проверки проверка правильности и полноты исчисления налогов в связи с совершением сделок
  7. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверокПри проведении камеральной проверки представленной декларации налоговые органы могут попросить налогоплательщика дать пояснения Если налогоплательщик пояснения не … Попасть под проверку могут также те налогоплательщики которые не представили налоговому органу запрашиваемые им документы не обеспечили
  8. Финансирование через механизм лизинга: за и противНДС будет к возмещению из бюджета что грозит камеральными проверками по НДС Таким образом если решено приобретать имущество в лизинг то лучше делать
  9. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: актуальные вопросы оптимизацииВ то же время п 7 этой статьи запрещает истребование дополнительных документов у налогоплательщика в ходе проведения камеральной налоговой проверки во всех случаях кроме подтверждения правомерности налогового вычета Отсутствуют в НК РФ
  10. Налог на доходы физических лицСумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления но не ранее окончания камеральной налоговой проверки п 6 ст 78 НК Ставка налога на доходы физических лиц Основная
  11. Низкий порог рентабельности и выездные проверкиРФ четко указывает что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки Существуют два метода выездной налоговой проверки сплошной выборочный Как правило налоговики
  12. Проблемы организации выездных налоговых проверокЭффективность выездной налоговой проверки обусловлена тем что она основана на изучении объективных фактических данных которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля Удельный вес доначислений произведенных с помощью выездной налоговой проверки составляет около 70 %
  13. Интегральная оценка налогоплательщиков в целях планирования выездных налоговых проверокВторую категорию налогоплательщиков отделам камеральных налоговых проверок необходимо постоянно стимулировать к устранению установленных нарушений с последующим уточнением налоговых обязательств … Такие лица не подлежат включению в массив налогоплательщиков анализируемых на предмет включения в план выездных налоговых проверок ввиду того что доначисления по предполагаемым или установленным нарушениям имеют незначительный размер а значит проведение выездной налоговой проверки с точки зрения временных и трудовых затрат несоизмеримо с результатом и как следствие нецелесообразно
  14. Управление потенциалом по налогу на прибыль организаций как фактор обеспечения налоговой безопасности регионаНалоговый контроль позволяет выявить скрытые налоговые доходы в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок Одним из показателей эффективности осуществления данной деятельности является коэффициент определяющий … В Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль Электронный ресурс Режим доступа http www 1fin ru свободный

Выездная налоговая проверка фактическая

Выездные проверки налогов — это то, чего больше всего боятся организации. Во время них проверяется фактическое состояние дел и отчетности за последние три года. Выездная проверка налогов может проходить два месяца, а в исключительных случаях — четыре, а по решению вышестоящего органа этот срок может быть увеличен до полугода (пункт 6 статьи 89 НК РФ). По каждому налогу в течении налогового периода (года) может быть не более двух налоговых проверок. Различают комплексные и выборочные, контрольные, плановые и внеплановые, встречные и повторные выездные налоговые проверки. Решение о проведении этого мероприятия принимается руководителем налогового органа или его заместителем, только они имеют право подписи на распоряжении о назначении выездной проверки.

В ходе проведения контроля проверяющим могут быть затребованы различные документы, однако бухгалтерия обязана представить только те из них, которые положено вести по закону. Различные выборки и обобщающие справки к ним не относятся. На практике руководители, чтобы не обострять отношения с контролером, удовлетворяют их запросы и дают задание бухгалтерам составить ту или иную справку. Здесь разумно применять здоровый компромисс: не лезть на рожон, отказывая в малейшем содействии, но и не заискивать перед проверяющими, так как обычно это свидетельствует о желании скрыть налоговые правонарушения. Излишне бояться проверяющих не следует: по сути выездная налоговая проверка — это то же, что и аудиторская, только со штрафами.

Составление акта по результатам выездной проверки налогов

Заканчивается фактическая выездная проверка составлением справки о том, что мероприятия завершены. После этого в течении двух месяцев инспекция ФНС составляет акт о налоговой проверке, в котором сообщается о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии. Копия акта вручается налогоплательщику, который в течении 15 рабочих дней имеет право представить свои возражения против данных ИФНС. По результатам и на основании акта принимается решение о привлечении организации или индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Повторные выездные налоговые проверки

Как уже говорилось ранее, существует ограничение на проведение выездной проверки по одному и тому же налогу в течении года. Однако из этого правила существуют исключения. Так, при подаче уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем ранее заявленная, может быть проведена повторная проверка с выездом к налогоплательщику. В постановлении ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09 со ссылкой на подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НКРФ содержится еще одно основание для вторичной фактической проверки — если в декларации по налогу на прибыль организации увеличена сумма убытков, что также ведет к уменьшению платежа в бюджет по сравнению с первоначальным.

В случае, если у вышестоящих налоговых органов есть основания полагать, что плановая выездная проверка прошла необъективно, они могут назначить повторную, внеочередную. Частенько такое решение сопровождается громкими скандалами, особенно если дело касается крупных налогоплательщиков. Иногда повторные налоговые проверки проводятся совместно с другими федеральными органами. Что касается внеплановых проверок, то другие ведомства (например, таможня или органы внутренних дел) при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговой инспекции, должны в десятидневный срок направить материалы дела налоговикам, чтобы те приняли решение о проведении налоговой проверки.

Что такое совместная налоговая проверка?

Пункт 4 статьи 30 НК РФ гласит, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и являются частью централизованной системы. На этом основании они наделены правом привлекать к участию в проверке по налогам другие ведомства, в том числе и силовые. Такие налоговые проверки получили название совместных, они чаще всего бывают выездными. Если есть обоснованные подозрения, что совершается налоговое преступление, или проверяемая организация отказывается выполнять требование налоговиков о предоставлении доступа к первичным документам, могут потребоваться силовые действия. Это может быть принудительное вскрытие сейфов и выемка документации, носителей информации, блокировка расчетного счета компании и даже задержание ответственных лиц.

Налоговый кодекс России весьма поверхностно определяет порядок взаимодействия налоговых инспекций с федеральными органами власти и процедуру проведения совместных контрольных действий. Поэтому для этих целей федеральные службы издают свои нормативные акты, дополняя тем самым положения налогового законодательства. Совместные действия никак не ограничивают самостоятельность участников проверки в рамках своей компетенции. Координацию действий осуществляет руководитель межведомственной проверяющей группы. Акт совместной налоговой проверки подписывается всеми участвовавшими должностными лицами, а также руководителем проверяемой компании или физическим лицом. Каждая участвовавшая сторона получает по одному экземпляру акта.

Камеральные проверки

Выемка документов

В случае отказа от представления документов налоговый орган также вправе провести выемку документов. Она осуществляется по мотивированному постановлению должностного лица налогового органа, организовавшего выездную налоговую проверку. Форма постановления утверждена Приказом N ММ-3-06/338@.

Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы и предметы. При необходимости для участия в осуществлении выемки приглашается специалист.

Изъятые документы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях. Форма протокола также утверждена Приказом N ММ-3-06/338@.

Может ли быть признана правомерной выемка документов без направления предварительного требования о представлении документов? По данному вопросу имеется несколько точек зрения судебных органов.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 04.05.2010 N А05-17032/2009 рассмотрена кассационная жалоба налогоплательщика на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о правомерности выемки документов.

Рассмотрев кассационную жалобу, ФАС СЗО не нашел оснований для отмены судебных актов.

В ходе проведения проверки налоговый орган в соответствии со ст. 94 НК РФ принял решение о выемке документов в связи с тем, что для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица, и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка производилась на основании постановления, утвержденного должностным лицом налогового органа, с соблюдением требований ст. 94 НК РФ. Порядок производства выемки документов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки, сотрудниками налогового органа соблюден.

Довод налогоплательщика о том, что в данном случае необходимым является направление требования о представлении документов, был отклонен, поскольку мотивом для производства выемки послужило наличие у налогового органа оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Указанное основание для производства выемки установлено п. 8 ст. 94 НК РФ и не содержит условия о предварительном направлении требования о представлении документов.

Направление требования налогоплательщику и его отказ от представления запрашиваемых документов не являются необходимым условием для производства налоговым органом выемки.

Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС ВСО от 18.06.2008 N А33-10182/07-Ф02-2601/08. Однако суды не всегда придерживаются аналогичной позиции.

Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41) рассмотрена кассационная жалоба налогового органа на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о неправомерности выемки документов.

Рассмотрев материалы дела, ФАС ЗСО не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судами установлено, что налоговый орган не направлял налогоплательщику требований о представлении документов в рамках налоговой проверки, как того требуют ст. ст. 93, 94 НК РФ. Доводы налогового органа о том, что изъятие документов и предметов проведено в связи с неисполнением налогоплательщиком требований о представлении документов в рамках иных камеральных налоговых проверок, правомерно отклонены арбитражными судами, так как данные обстоятельства не соответствуют требованиям вышеуказанных статей Налогового кодекса.

Действия должностных лиц налогового органа по производству выемки документов и предметов проводились на основании признанного арбитражным судом незаконным ненормативного акта, что влечет за собой признание незаконными и всех действий должностных лиц, осуществленных в рамках данного ненормативного акта. Кроме того, как установлено судом, в изъятии документов и предметов участвовали лица, не включенные в состав проверяющих, что противоречит п. 4 ст. 93 НК РФ.

Срок камеральной проверки

Камеральная проверка ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности. Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки — дата получения этой декларации налоговым органом.

Если налоги недоплачены

ФНС может установить, изучив декларации и иные сопутствующие документы, что предприниматель необоснованно занизил суммы сборов, подлежащие исчислению и уплате. То есть, осуществляя не только выездные, но и камеральные проверки налоговых органов, сотрудники ведомства вправе устанавливать подобные факты. В этом случае в течение 10 дней после проведения соответствующей процедуры руководитель территориального подразделения ФНС выносит предписание о привлечении плательщика к ответственности в соответствии с нормами НК РФ. После этого предприниматель уведомляется о необходимости доплатить в бюджет недостающую сумму сборов, включая пени, а также внести корректировки в документы.

Adblock
detector