Требования охраны труда у работников рабочих профессий

Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции

  1. Общие (№ 1-37, 100): проверка порядка приема на работу (список вопросов № 1), содержание трудовых договоров (список № 2) и др. Под параметры проверки по этим темам подпадает большинство работодателей.
  2. Отраслевые (№ 38-107): охрана труда в ЖКХ (№ 38) и др. Эти списки посвящены в основном вопросам охраны труда по разным видам работ. Исключением является список № 107, содержащий вопросы по гарантиям медработникам. Можно предположить, что список будет дополнен, поскольку по некоторым видам работ и гарантиям имеются явные пробелы. Например, для проверки соблюдения гарантий для работников образования также возможна разработка отдельного чек-листа.

При подготовке к проверке необходимо учитывать, что по каждому из вопросов нужно будет представить документ, подтверждающий выполнение требования. Рассмотрим примеры.

Чек-лист № 1: прием на работу

Если ориентироваться строго по вопросам списка, нужно представить:

  • Трудовые договоры (об их содержании и основных требованиях вы узнаете из статьи на сайте Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ). К этой же категории относится договор с руководителем (см. статью Трудовой договор с генеральным директором (образец)). Информация о том, нужно ли представлять документы о продлении полномочий, отсутствует, однако целесообразно их также подготовить (подробности — в материале Как правильно оформить кадровые документы при продлении полномочий генерального директора).
  • ЛНА, предусматривающий прохождение медосмотров (при его наличии), договор с медицинской организацией, журнал учета выдачи направлений и др. документы, подтверждающие прохождение медосмотров (см. подробнее в статье Периодический медосмотр работников предприятия).
  • Гражданско-правовые договоры (ГПД).
  • Приказы о приеме на работу.
  • Листы (журналы) ознакомления с ЛНА (см. статью Лист ознакомления с ЛНА — образец).

Одна из сложнейших тем проверки — зарплата, вопросы ее начисления и выплаты.

Для проверки по чек-листу № 7 нужно подготовить:

  • ЛНА по системе оплаты труда: положение об оплате труда, положение о премировании и др. (подробности — в статье Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда , Является ли премия составной частью зарплаты?).
  • Документы по расчетным листкам: приказ об утверждении, журнал выдачи (см. статью Когда выдается расчетный лист по зарплате?).
  • Документы по учету рабочего времени для установления переработок (см. статью Как составить график учета рабочего времени сотрудников?).
  • Документы по выплате зарплаты: трудовые договоры, ведомости по начислению зарплаты (расчетную ведомость по ф. Т-51, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, платежную ведомость по ф. Т-53, расчетно-платежную ведомость по ф. Т-49 и др. подтверждающие документы). Подробнее о подтверждаемых обстоятельствах читайте в статье Порядок выплаты зарплаты по ТК .
  • Приказы по удержаниям и приложения к ним (см. статью Какие существуют удержания из зарплаты?).

Кроме того, необходимо представить документы, подтверждающие дополнительные выплаты в пользу работников, причитающиеся по различным основаниям (см. подробнее в статье Надбавки к зарплате — доплаты и компенсации).

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудинспекции проводится по основаниям, перечисленным в ст. 360 ТК РФ. Перечень оснований закрытый, но может быть расширен (см. на нашем сайте сообщение о законопроекте): жалобы работников, сообщения и др.

Пределы внеплановой проверки законодательством не регламентированы. Ее цель — проверка доводов и фактов, изложенных в поступившем документе. Для выполнения этой задачи проверка может быть проведена в документарной либо выездной форме.

Как доказать, что договор не трудовой Теперь нельзя работать с ИП или физлицами Всех нужно оформлять по ТК

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях. При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор. И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор

  • Работник занимает конкретную должность;
  • Оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  • Выплачивается оклад, премии и надбавки;
  • Есть гарантированные условия труда;
  • Установлены льготы компенсации;
  • Определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений.
Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как , так и реальные отношения

При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.

Такие проверки направлены на выявление различных нарушений, отрицательно влияющих на комфортную, полноценную и безопасную работу наемных работников.

Так, представительства федеральной инспекции труда проводят всевозможные проверки, позволяющие улучшить условия труда для сотрудников проверяемого юридического лица.

Проверки по охране труда призваны изучить условия работы людей на предприятии и предпринять меры по устранению каких-то нарушений.

Выделяют следующие виды проверок:

  • плановые и повторные осмотры;
  • тематические, комплексные и целевые мероприятия;
  • совместные проверки.

Во время любого вида проверки инспекторы могут свободно перемещаться по любым служебным помещениям изучаемой фирмы или предпринимателя.

Кроме этого они имеют право требовать документы и получать объяснения каких-то событий и неясностей в моментах, связанных с охраной труда.

Проверка охраны труда какие документы проверяют

То, какие документы проверяют при проверках охраны труда, зависит от цели проверки. Вполне вероятно, что инспектор по труду сосредоточится на журналах учета несчастных случаев, актах расследования, карточках выдачи спецодежды, паспортизации условий труда и инструктажах. Специалисты по электрохозяйству, грузоподъемному оборудованию или котлонадзору будут проверять «свои» документы. Поэтому лучший способ обезопасить работников, защитить работодателя и себя от ответственности – это правильно организовать документооборот службы ОТ и ежедневно работать строго по требованиям отечественного законодательства. Если так получилось, что проверка на носу, а новоназначенный специалист только начинает организовывать охрану труда, лучше начинать с оформления документации непосредственно по работе службы ОТ, обучения и выдачи спецодежды, СИЗ.

В этой статье приведен основной перечень документов для каждого специалиста по ОТ, который занимается обучением, медосмотрами, контролирует состояние условий труда, исправность оборудования, а также работает с подрядчиками.

Более подробную информацию о том, какие документы по охране труда обязательно должны быть в организации читайте здесь: http://www.kdelo.ru/qa/142348-qqkss8-kakie-dokumenty-po-ohrane-truda-obyazatelno-doljny-byt-v-organizatsii?ustp=W. Для полного ознакомления с образцами документов потребуют регистрацию, а для того, чтобы скачать пакет документов по охране труда потребуют оплату.

Оцените пожалуйста сайт или материал!
Необходимые документы к проверке по охране труда. Какие документы нужно приготовить к проверке по охране труда. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального «органа» исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Другие статьи в разделе Закон и Право

Неужели о проверке не предупредят Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя. В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно
, без графиков и предупреждений. Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию
, найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката. Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану. Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • на проведение специальной оценки условий труда
  • труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Плановые и повторные

Требования охраны труда у работников рабочих профессийДля проведения плановых проверочных мероприятий составляется специальный график проверки инспекции по труду.

Он может составляться и инспекцией, и инспекторами по отдельности. В этот план может быть вписана любая организация, которая находится на той территории, которая подведомственна территориальной инспекции.

Особое внимание при составлении графиков проведения плановых проверок уделяется тем фирмам, на которых в недавнее время наблюдались какие-то нарушения или несчастный случай на производстве. Прежде чем приехать с проверкой, инспектор заранее предупреждает осматриваемое юридическое лицо в телефонном режиме.

Прежде чем приехать с проверкой, инспектор заранее предупреждает осматриваемое юридическое лицо в телефонном режиме.

Если в ходе осмотра выявляются какие-то нарушения, контролирующий орган выписывает предписания, а также устанавливает срок на их выполнение. Когда срок исполнения таких обязательных рекомендаций истекает, инспектор приходит на исследуемое предприятие с повторной (контрольной) инспекцией.

Повторного осмотра можно избежать. Для этого необходимо проверяющему органу предоставить (до момента окончания срока выполнения предписаний) доказательства того, что все требования выполнены и нарушения устранены.

Требования охраны труда у работников рабочих профессийЦелевые проверочные посещения фирмы осуществляются по жалобам сотрудников. Такие инспекции являются наиболее частыми.

Это связано с тем, что любая жалоба ведет к приходу на предприятие инспектора. В случае поступления жалоб составляется график целевых проверок по охране труда. При этом в расчет не берутся анонимные заявления.

Если все же работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству компании, в которой он работает, инспекция проводит тематическую проверку. Тема данного мероприятия напрямую связана с заявлением сотрудника и адаптирована под разделы Трудового кодекса.

  • время работы и отдыха;
  • проблемы с трудовым договором;
  • оплата работы;
  • отпуск, компенсации и так далее.

Иногда плановые мероприятиям могут совмещать в себе элементы тематических осмотров. В таком случае инспектор посещает организацию с целью выявления особенностей соблюдения законодательных требований в целом. Такая проверка будет считаться комплексной.

Кроме сотрудников фирм информация о каких-то нарушениях может поступать также от других ведомств, контролирующих деятельность компаний. В таком случае инспекция может провести совместную инспекцию с этим ведомством.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Статьи , , , ТК РФ Узнать, кто вправе инспектировать вопросы охраны труда
Статьи 5.27 и 19.5 КоАП РФ Уточнить, какое наказание могут применить проверяющие
П. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Выяснить полномочия прокуратуры
Раздел II постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Узнать, что вправе проверить Роспротребнадзор
П. 5.3.8. постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Уяснить, какие вопросы интересуют Ростехнадзор во время проверок

Запомните главное

1 Проверить, как выполняются правила охраны труда, может не только трудовая инспекция и прокуратура. Инспектировать эти вопросы может Ростехнадзор, Роспортебнадзор и профсоюзы.

2 Плановые проверки трудовая инспекция всегда согласовывает с прокуратурой. О контрольных мероприятиях на предстоящий год всегда можно узнать на сайте Роструда. Информация на нем должна появиться не позднее 10 декабря текущего года.

3 Если вы не предоставите по запросу контролеров необходимый перечень документов, документарная проверка может превратиться в выездную.

4 Распоряжение (приказ) руководства контролирующего ведомства является обязательным атрибутом любой проверки. Без него действия инспекторов незаконны.

Звездаза правильный ответ

Блиц-проверка
Неправильно
Правильно!

Вправе ли трудовой инспектор проверить предприятие без распоряжения?

Трудовой инспектор не вправе проверять предприятие без распоряжения.

не вправе

вправе, если он пришел в сопровождении сотрудников прокуратуры

вправе, если поступило сообщение, что нарушения охраны труда угрожают жизни и здоровью работников

Перечитать статью и сдать тест еще раз

Пункт 2 статьи 1 Федерального Закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294–ФЗ) Пункт 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утвержден приказом Минтруда от 30.10.2012 г. № 354н). Пункт 4 ст. 10 Федеральный закон № 294–ФЗ. Пункт 4 ст. 12 Федеральный закон № 294–ФЗ. Статья 20 Федерального закона № 294–ФЗ.

Подведение итогов

Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест работодатель обязан направить в трудовую инспекцию. Если ее итоги неутешительны для работодателя, их вряд ли получится замять: по новым правилам в составе аттестационной комиссии обязательно присутствует профсоюзный либо иной представитель от работников.

В новом Порядке аттестации более конкретно указано, что может ждать работодателя, рабочие места которого не соответствуют требованиям охраны труда. Прежде всего, это комплекс мер организационного характера, которые неизбежно выльются в несение определенных финансовых затрат (хотя часть из них можно возместить за счет средств ФСС).

Перечислим меры, с которыми работодатель может столкнуться после проведения аттестации рабочих мест:

  • привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработать документацию, закупить новое оборудование и др.);
  • установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
  • сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах защиты от вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
  • обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 апреля 2007 г. по делу N А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с работодателем, который обосновал необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью на основании результатов аттестации конкретных рабочих мест;
  • подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и/или опасную работу;
  • быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
  • подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
  • решить с ФСС вопрос об установлении скидки (или надбавки) к страховому тарифу;
  • решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
  • рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
  • доказать ФСС и налоговой инспекции обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Если сравнивать новые и старые правила аттестации рабочих мест, то совершенно очевидно, что первые более выгодны работодателю (не нужно привлекать профсоюзного деятеля и пр.), а вторые больше на стороне работников.

В.Краснов

Эксперт

Adblock
detector