Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020

Содержание

Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии

Порядок подготовки решения прописан в ст. 14 закона № 99-ФЗ. Для принятия решения необходимо проверить документы заявителя по регламенту, заданному ст. 19 закона № 99-ФЗ. На это законом отведено не более 45 рабочих дней. После проверки принимается решение о выдаче лицензии или отказе соискателю. Решение оформляют приказом лицензирующей организации.

Приказ по ст. 15 закона № 99-ФЗ содержит:

  1. Наименование лицензирующего органа.
  2. Наименование и организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
  3. Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  4. Идентификационный номер лицензиата.
  5. Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
  6. Номер и дату регистрации лицензии.
  7. Номер и дату приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Если принято решение о выдаче лицензии, то оформление лицензии, её подписание и занесение в реестр лицензий проводится одновременно с составлением и подписанием приказа лицензирующей организации.

Второй вариант решения по итогам проверки заявления — отказать соискателю по основаниям, установленным в ст. 14 закона № 99-ФЗ. Причины отказа:

  1. Недостоверность информации в заявлении соискателя или в представленных им документах.
  2. Несоответствие соискателя лицензионным требованиям, установленное в ходе проведённой проверки.
  3. В отношении соискателя лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на этот вид деятельности.

Уведомление соискателя лицензии о принятом решении и выдача лицензии

В случае решения отказать соискателю ст. 14 закона № 99-ФЗ обязывает уведомить заявителя в течение трёх рабочих дней заказным письмом, содержащим обоснованные причины отказа.

Если принимается решение о выдаче лицензии, заявителю предоставляют оформленную лицензию в течение трёх рабочих дней. Её можно вручить соискателю или направить заказным письмом с уведомлением.

Статья 15 закона № 99-ФЗ устанавливает, что для лицензий используют утверждённые Правительством РФ бланки, обладающие защитой от подделок. Внешний вид лицензии может отличаться в зависимости от типа лицензирующего органа.

Представим вашему вниманию федеральную лицензию на услуги связи для кабельного вещания.

Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020

Пример федеральной лицензии на услуги связи для кабельного вещания

Далее вы можете увидеть региональную лицензию.

Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020

Пример региональной лицензии на медицинскую деятельность

Могут ли приостановить или аннулировать лицензию и на каком основании

Положения, регулирующие механизм приостановления или аннулирования лицензии, отражены в ст. 20 закона № 99-ФЗ. Лицензию приостанавливают за существенное нарушение установленных лицензионных требований по конкретному направлению деятельности. Приостановку производит лицензирующий орган после привлечения лицензиата за нарушения, влекущие наступление ответственности по КоАП РФ. Лицензиату устанавливают срок для устранения нарушений.

Возобновление лицензии возможно только после устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если лицензиат устранил допущенные нарушения, он должен уведомить об этом лицензирующую организацию.

Лицензирующая организация обязана проверить факт устранения нарушений. Если проверкой будет определено, что нарушения устранены, осуществляется возобновление лицензии. Данные как о приостановке, так и о возобновлении лицензии отражаются в реестре лицензий.

Если лицензиат не устраняет в установленный ему срок нарушений, явивших основанием для приостановки лицензии, то производится аннулирование лицензии. Решение об аннулировании выносит суд по заявлению лицензирующей организации.

Вступление

Для большинства разновидностей деятельности предпринимателям не требуется получение лицензий, но существует перечень работ, по которым лицензия для ИП необходима. К примеру: разработка, производство, продажа оружия, криптографической техники, медицинского оборудования, услуги связи, охранных предприятий и многое другое.

В случаях, когда ИП ведёт свою деятельность по двум и более разновидностям указанных в списке лицензируемых работ, разрешающие документы нужно получать на каждую из них. Действие лицензии распространяется по всей России и не имеет территориальных ограничений.

Возникновение права на осуществление лицензированной деятельности

Лицензирование ИП имеет цель предотвратить ущерб: правам, жизни и/или здоровью человека, природе, культурным или охраняемым объектам, обеспечить безопасность страны, если такие последствия могут возникнуть из-за деятельности предпринимателя. Органы, имеющие право выдачи лицензии, обязаны провести тщательный контроль соответствия требованиям к лицензиату.

После выдачи разрешающего документа ИП имеет право на осуществление работ, которые являются предметом полученной лицензии. Она действительна со дня, который следует за днём выдачи (совпадает с днём вынесения решения). Одновременно должен быть:

  • присвоен уникальный номер;
  • внесено дополнение в реестр;
  • зарегистрировано разрешение на выдачу.

Получаемые лицензии бессрочны.

Порядок получения

Чтобы лицензия на вид деятельности ИП была получена, необходимо:

  • Подготовить и подать заявление (посмотреть и скачать можно здесь: ), а также бумаги в надлежащем виде;
  • Оплатить государственный сбор, в размере, установленном Правительством России;
  • По окончании срока рассмотрения получить разрешающий документ или отказ от выдачи с подробным обоснованием;
  • Уведомить заинтересованные органы и/или организации.

В случаях, когда поданные документы не принимаются, по истечении трёх суток с момента подачи заявления и пакета документов они возвращаются ИП. При этом предприниматель получит мотивированное обоснование причинам возврата.

Куда обращаться за выдачей лицензии?

Органы, выдающие лицензии распределяются по разновидностям деятельности, которую они проверяют. К примеру:

  • МЧС – работа, связанная с пожарной безопасностью;
  • Росздравнадзор – фармацевтические предприятия;
  • Рособрнадзор – работа в области образовательной деятельности;
  • ФНС – организация работ в сфере азартных игр, букмекерских компаний и тотализаторов;
  • Ространснадзор – деятельность в областях перевозок и/или погрузо-разгрузочных работ (такси, ж/д, морской и речной транспорт) и т.п.

Полный перечень лицензирующих структур представлен в постановлении Правительства России № 957 от 21.11.2011 г.

Срок получения лицензии

На рассмотрение заявки и пакета документов законодательством отведено 45 рабочих дней. За это время проверяется подлинность предоставленных сведений и выносится решение о предоставлении или отказе в выдаче лицензий. Данное решение должно быть оформлено составлением приказа (распоряжения) лицензирующей структуры. Лицензирование деятельности ИП осуществляется в период трёх рабочих дней, после подготовки приказа и лицензии. В некоторых случаях сроки могут быть сдвинуты ввиду выявления нарушений со стороны лицензиата.

Документы для получения лицензии

ИП должен представить следующие бумаги:

  1. Заявление с обязательным указанием полных данных ИП (ФИО, адрес, номер паспорта или иного удостоверяющего документа). Кроме того, в нём должна быть обусловлена деятельность, которая является предметом лицензирования.
  2. Свидетельство ИП, подтверждающее его регистрацию (его копия, которая заверена у нотариуса или оригинал в случае невозможности представить копию).
  3. Сведения, которые могут подтвердить квалификацию ИП и его работников (в случае их наличия).
  4. Свидетельство ИНН (его копия, которая заверена у нотариуса или оригинал в случае невозможности представить копию).
  5. Подтверждение оплаты государственного сбора, взимаемого за рассмотрение пакета документов на выдачу лицензии.
  6. Иные документы в соответствии с требованиями законодательства к тому или иному виду лицензируемой деятельности. Например, документы о наличие соответствующего помещения, оборудования.

Изменения требований

Иногда налаженный бизнес практически рушится из-за изменений в лицензионных требованиях, которые предприниматели должны соблюдать как при подаче документов на новую лицензию, так и в процессе своей работы. Как правило, эти ужесточения влекут за собой дополнительные проверки (как это было в случае с лицензиями на торговлю алкогольной продукцией), а иногда и передел на рынках.

«Существует и светлая сторона ужесточения лицензионных требований. Определенные виды деятельности являются достаточно специфическими и требуют наличия профессионалов и хорошей технической базы. Соответственно, если предприниматель не соответствует лицензионным критериям или не хочет им соответствовать, то он не получит разрешение на осуществление того или иного вида деятельности», — считает старший юрист юридической компании «Приоритет» Виталий Бородкин.

А руководитель корпоративной практики аудиторской компании «ФБК-Право» Александр Ермоленко не верит в то, что изменения в требованиях лицензирования помогают очистить рынок от недобросовестных игроков: «Наличие лицензии сегодня не свидетельствует об определенном уровне работы, а свидетельствует только о том, что бизнесмен озадачился, собрал документы, заплатил деньги и получил уже наконец эту лицензию. Но она ничего не гарантирует, — отмечает Ермоленко. — Со строительством, например, практически ничего не изменилось. Теперь вместо того, чтобы получить лицензию, нужно войти в СРО. Есть организации, которые действительно саморегулируемые и полноценные, но таких достаточно мало, много организаций, которые за деньги предоставляют такую услугу. По сути, это тоже лицензирование за деньги, как и было раньше, только раньше были взятки чиновникам, а сейчас вроде как более законная схема».

Вот несколько примеров того, как отражались на бизнесе изменения законодательства в сфере лицензирования последних лет.

1. Бизнес: туроператорская и турагентская деятельность

Суть изменений: отмена лицензий, переход на СРО

Дата вступления в силу: 1 января 2007 года

Проблемы: Вместо лицензирования у туроператоров появилась финансовая ответственность от 500 000 до 100 млн рублей (в зависимости от размера выручки и направления деятельности). Был создан Единый федеральный реестр туроператоров, куда государство обязало вносить сведения о себе всех, кто занимается турбизнесом. Это привело к значительному переделу туристического рынка, так как изменения в законодательстве стали выгодны прежде всего крупным страховым компаниям и большим туроператорам. Многие региональные компании закрылись, а «входной билет» на рынок туриндустрии стал значительно дороже. С другой стороны, мошенников стало меньше.

2. Бизнес: строительство

Суть изменений: отмена строительных лицензий, переход на СРО

Дата вступления в силу: 1 января 2010 года

Проблемы: Старые лицензии с 1 января 2010 года уже не действовали, а СРО еще не заработали в полную силу, поэтому допуски на производство работ не выдавались. Компании и организации, которых СРО не обеспечила допусками, по сути, юридически действовали незаконно, так как не имели право вести свою деятельность. Кроме того, никто не мог гарантировать (и не гарантировал), что они соблюдают в своей работе государственные стандарты или какие-либо нормативы.

3. Бизнес: аудит и оценочная деятельность

Суть изменений: отмена лицензий, переход на СРО, изменение в системе экзаменов

Дата вступления в силу: 1 января 2010 года

Проблемы: изменена система сдачи экзаменов, а также структура экзамена. Более того, экзамены стали платными. Из 100 000 аудиторов, аттестованных на данный момент, экзамен сдали около 100 человек.

Договор комплексной предпринимательской лицензии понятие, значение, правовые особенности

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Лицензирование ПО во Франции законодательные аспекты

В поисках ответа на вопрос, есть ли правовые ограничения во французской юрисдикции, которые лицензиар может накладывать на пользователей своего программного обеспечения в рамках лицензионного соглашения, законодательство четко устанавливает права лицензиара. А именно:

  • для сохранения и использования программного обеспечения во Франции и на территории ЕС лицензиар имеет право создать резервную копию;
  • также он вправе наблюдать, изучать или тестировать функционирование/безопасность программного обеспечения с целью определения идей и принципов, которые лежат в основе любого элемента ПО;
  • закон устанавливает право воспроизвести код программного обеспечения или перевести его форму, если такие действия необходимы для получения информации с целью обеспечения совместимости с другим программным обеспечением (при условии соблюдения некоторых условий).

Кстати, любые иные оговорки и пункты, прописанные в лицензионных соглашениях, будут считаться недействительными.

Ознакомьтесь в деталях о правилах получения вида на жительство во Франции.

Лицензии и бизнес во Франции роялти, конвертация валюты, налоги

Иностранцам, желающим получить лицензию во Франции на ПО, авторское право или иные виды интеллектуальной собственности, важно учесть, что, за исключением программного обеспечения, автор оригинального произведения пропорционально участвует в доходах, полученных от продажи, реализации, использования такого произведения. В некоторых случаях законы Франции предполагают фиксированную сумму вознаграждения

В отношении ПО способ и периодичность выплат гонорара, проценты по возможным просроченным платежам и другие условия регулируются исключительно договоренностями сторон, заключивших лицензионное соглашение. Если взглянуть в Коммерческий кодекс Франции, здесь есть небольшой нюанс – проценты по просроченной задолженности предполагают минимальную ставку, в три раза превышающую минимальное значение (0,89% для юридических лиц Франции). Если заключенное соглашение не имеет точного указания ставки, официально применяется 10% сверх ставки по кодексу.

В отношении валютных переводов и налогообложения иностранные лицензиаты Франции должны учитывать:

  • во Франции нет ограничений по переводу валюты, а также нет требований к отчетности;
  • если должник относится к налоговым резидентам Франции, действует в профессиональных целях, платежи, превышающие 3 000 EUR, оплачиваются только банковским переводом или по чеку;
  • если плательщик нерезидент и не действует в профессиональных целях, банковский перевод или выдача чека необходима при сумме свыше 15 000 EUR;
  • если иностранная компания не имеет реального присутствия во Франции, но получает роялти по лицензии на права интеллектуальной собственности (ПИС), она оплачивает корпоративный налог;
  • при реальном присутствии иностранной компании с ПИС и получением прибыли во Франции также оплачивается стандартный корпоративный налог, если иное не предусмотрено соглашение об избежание двойного налогообложения.

Однако для получения более детальной информации и получения возможности снизить налог у источника консультируйтесь с нашими юристами – при наличии СИДН Франции со страной происхождения иностранной компании стандартная ставка 33,33% пересматривается.

Юридические ограничения по срокам полученных лицензий (без учета бессрочных) во Франции полностью отсутствуют, как нет определения относительно возврата. То есть, подобные вопросы решаются в двухстороннем порядке при заключении лицензионного соглашения во Франции.

Однако все неконкурентные обязательства лицензиатов определяются географическим применением, сферой охвата и продолжительностью разрешения. Во французском законодательстве также присутствует оговорка по недопущению конкуренции после окончания действия соглашения, которая защищает интересы бенефициара. Исключением является только «ноу-хау» с максимальным сроком действия договора 1 год.

 А вот прямые запреты реализации ПИС через интернет во Франции нереальны. Один из ярких примеров – штраф в размере 17 и 10 тыс. EUR, наложенный на владельцев брендов за запрет продажи товаров утвержденными дистрибьюторами (2013-2014 гг.).

Иностранным лицензиатам во Франции также необходимо знать, что местное законодательство предусматривает два варианта развития событий по истечению срока лицензионного соглашения. А именно:

  • если в документе четко обозначен срок, он не может изменяться за исключением случаев с нарушением ПИС. В противном случае инициатор расторжения соглашения возмещает убытки второй стороне;
  • при неограниченном сроке соглашений прекратить их действие могут обе стороны (по предварительному уведомлению).

Изучите, как рассчитывается налог на имущество во Франции, и кто входит в категорию налогоплательщиков.

Основные принципы лицензирования и его суть

Лицензирование – комплекс мероприятий, направленный на получение лицензионных документов на определенный аспект жизнедеятельности. Также к данному процессу можно отнести:

  • контроль над лицензиями;
  • предоставление документов для подтверждения наличия у лица лицензий;
  • проверка за правильностью соблюдения всех лицензионных требований;
  • аннулирование полученных документов и разрешений;
  • введение лицензионных реестров и так далее.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ПД) – очень важный процесс, введенный правительством РФ для обеспечения безопасности нашей страны и граждан от несанкционируемых видов предпринимательства.

Государство проводит контроль соблюдения всех лицензионных пунктов каждого вида предпринимательской деятельности, которые могут быть опасны для жителей России и требуют специализированных навыков для осуществления своего функционирования.

Таким образом, можно выделить общий принцип формирования необходимости лицензирования ПД: к лицензируемым видам предпринимательства относят все сферы организации каких-либо действий, которые могут ущемлять права граждан, наносить ущерб государству, нарушать законы, быть опасны для здоровья жителей страны и нести опасность безопасности России в целом. Все виды ПД с подобной характеристикой не могут быть организованы без мероприятия лицензирования.

Цели (общие принципы) лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности включают в себя:

  1. организация единого, равного для всех экономического поля на территории страны;
  2. формирование единых перечня и порядка получения лицензий на определённые сферы предпринимательства;
  3. установление ряда требований и положений по лицензированию;
  4. соблюдения всех фундаментальных принципов законодательства РФ.

В зависимости от процесса осуществления лицензирования его могут подразделить на два вида: общий (соблюдение правил основного закона) и специальный (получение лицензии по специальному законодательству). Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление какого-либо «дела» и одобренное законом его существование.

Определяет данный итог выдача лицензии, которая представляет собой специальный документ, разрешающий заниматься юридическому лицу или ИП предпринимательством и выдаваемый на определенный срок или бессрочно.

Ответственность за ведение без лицензии деятельности, подлежащей лицензированию

За такую деятельность предусмотрено наказание согласно ст. 14.1. КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность не только за работу без лицензии, но и за нарушение условий работы по лицензии.

Таблица: санкции, предусмотренные КоАП РФ

Пункт статьи Вид правонарушения Установленные санкции
2 Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от двух до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3 Нарушение условий, предусмотренных лицензией. Предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от трёх до четырёх тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч рублей.
4 Деятельность с грубым нарушением условий, установленных лицензией. Наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо ст. 14.1 КоАП РФ, санкции за работу без лицензии предусмотрены ещё несколькими статьями КоАП, относящимися к отдельным направлениям деятельности. Для бизнеса в сфере защиты информации это ст. 13.12 и ст. 13.13, для торговли алкогольными напитками — ст. 14.17.

Работа без лицензии влечёт не только административное, но и уголовное наказание, предусмотренное ст. 171 УК РФ. Такое наказание применяют, если в результате работы предпринимателя без получения лицензии причинён крупный ущерб физическим и юридическим лицам или государству. В качестве санкций по данной статье предусмотрен как штраф, так и обязательные работы или арест до шести месяцев.

Уголовная ответственность за работу без лицензии предусмотрена и по отдельным видам лицензируемой деятельности, например, для медиков или фармацевтов это ст. 235 УК РФ. И также по п. 2 ст. 61 ГК РФ работа без обязательной лицензии может явиться основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.

Институт лицензирования — один из важнейших элементов хозяйственного права постсоветской России. Постепенное формирование системы лицензирования в законодательстве РФ позволило выработать стройную правовую схему, учитывающую множество видов современной хозяйственной деятельности, которая потенциально может нанести вред окружающей среде и гражданам. Этот вред может иметь как направление технического плана, так и исходить из возможности нарушения экономической стабильности. Предупреждению влияния разноплановых факторов активно способствует система лицензирования.

Современная российская система лицензирования

Единственное исходное условие для начала любого предпринимательства в РФ — государственная регистрация ИП или компании. После такой регистрации субъект предпринимательства может выбирать вид коммерческой деятельности.

Выбор деятельности влечёт и автоматическое получение определённого круга обязанностей. Для ряда направлений бизнеса в этот круг входит и закреплённая законом № 99-ФЗ необходимость лицензии на такую деятельность. Закон регулирует взаимоотношения между властными структурами, осуществляющими лицензирование, и предпринимателями, обязанными получать лицензии.

Смысл лицензирования — ограничение возможности нанесения деятельностью хозяйствующего субъекта вреда гражданам или безопасности государства. Отметим, что лицензирование применяют, если такое ограничение не может быть достигнуто другими методами.

Важная задача лицензирующего органа — проверить способность бизнесмена качественно и безопасно осуществлять свою деятельность. Для этого государством устанавливаются определённые требования для лицензиата.

Ст. 4 закона № 99-ФЗ закрепляет принципы, формирующие концептуальную базу лицензирование в РФ. Эти принципы одновременно способствуют установлению разумных границ вмешательства государства в такие виды бизнеса.

Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020

Современнная система лицензиргования действует, подчиняясь определенным принципам

В рамках контроля за выполнением требований законодательства лицензирующие органы вправе:

  • проводить проверки деятельности лицензиата;
  • запрашивать и получать необходимые объяснения и справки;
  • составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения;
  • устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату.

Отметим региональные границы лицензирования:

  1. Деятельность на основании федеральной лицензии разрешена на всей территории России.
  2. Если лицензия выдана субъектом РФ, то и действует она на территории этого субъекта.

П. 4 ст. 9 закона 99-ФЗ предусматривает бессрочное действие лицензии.

Законодательство не даёт владельцу лицензии права на передачу её другому лицу. Это непосредственно вытекает из смысла лицензирования — ведь наличие этого документа подтверждает возможность именно владельца лицензии на качественное исполнение лицензируемой деятельности.

Единственным случаем, при котором формально можно считать обоснованной передачу лицензии от одного юридического лица другому — реорганизация компании в форме преобразования или слияние двух лицензиатов по одному виду деятельности (ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Передаем документы в лицензирующий орган

Подготовленные документы предоставляются в уполномоченный государственный орган, в зависимости от вида деятельности, на который требуется лицензия. Перечень федеральных органов занимающихся лицензированием, указан в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957.

Способы передачи документов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (предоставлены не в полном объеме).

Если принято решение о возврате заявления, вам направят уведомление (заказным письмом или в форме электронного документа) о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Для каких видов ИП необходима лицензия

Они оформляются в строгом соответствии с требованиями государственных органов ответственных за выдачу лицензий. При попадании вида деятельности, каким занимается предприниматель, в перечень, для которых нужна лицензия, он должен ее получить. Следовательно, ИП лицензирование обязан тоже проходить в случае необходимости. Для этого устанавливается список требований, при соблюдении которых будут обеспечены выполнение правовых, медицинских и других норм. Это сделает деятельность ИП соответствующей стандартам качества и безопасности, определяемой законодательной базой.

Лицензия необходима при осуществлении следующих видов деятельности:

  • перевозка пассажиров и грузов с помощью речного и морского транспорта;
  • деятельность любого рода в сфере воздушного и железнодорожного транспорта;
  • частная детективная деятельность;
  • оказание услуг по медицинскому обслуживанию;
  • организация продажи фармацевтических и лекарственных средств (аптечный бизнес).

Весь перечень указан в Федеральном законе № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был принят 22.04.2011. Вопросами лицензирования и выдачей разрешений на право заниматься той или иной деятельностью попадающей под действие закона занимается специально созданная комиссия, в которую входят специалисты, уполномоченные в оценке предпринимателя, в соответствии с предъявляемыми требованиями, для осуществления выбранного направления бизнеса.

Постоянное усовершенствование законодательство значительно сократило количество видов деятельности, которые необходимо лицензировать. До 2002 года был практически не контролируемый процесс возникновения специальных разрешений и лицензий охватывающий виды деятельности исчисляющимися несколькими десятками. Но впоследствии с каждым годом их количество значительно уменьшилось. Это благотворно сказалось на развитии малого бизнеса.

Бизнес-лицензии для розничных предприятий и интернет-магазинов 2020

В тоже время, некоторые сферы деятельности претерпевают значительные изменения в связи с новыми требованиями, вносимыми контролирующими органами. Так, например, до 2008 года индивидуальные предприниматели имели право заниматься ветеринарной деятельностью, но после того, как некоторые препараты были признаны наркотическими веществами, было введено обязательное лицензирование, при котором лицензию могло получить только ООО. Это привело к уходу из ветеринарии большого количества ИП или им пришлось переоформляться в другие правовые формы.

Поэтому задавая вопрос, нужна ли лицензия для ИП, нужно учитывать род занятий и сферу коммерческой деятельности, которую осуществляет предприниматель. В настоящее время по действующему законодательству для ИП существуют ограничения в получении лицензий. Например, они не могут заниматься:

  • продажей алкогольной продукцией и её производством;
  • конструированием техники для вооруженных сил;
  • заниматься производством военной техники;
  • продажей, покупкой и производством ядов и наркотических препаратов, а также некоторых видов лекарственных средств.

Для предпринимателя должно быть ясно, чем он будет заниматься при ведении коммерческой деятельности с момента решения зарегистрировать ИП

Поэтому важно правильно выбрать виды деятельности и четко представлять попадает она под лицензирование или нет. Самому иногда трудно разобраться в перипетиях законодательства и различных ведомственных указов, поэтому целесообразно обратиться в многочисленные организации, занимающиеся подготовкой документов для получения лицензии

Это конечно значительно увеличит денежные расходы. Но они с лихвой окупятся за счет отсутствия проблем со стороны правоохранительных органов. Ведь за нарушение правил осуществления лицензионными видами деятельности может наступить не только административная ответственность, но и уголовная.

Adblock
detector