Логистика на транспорте
Содержание
Материальные потоки и их параметры
Объектом исследования логистики как науки является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток — множество объектов, воспринимаемое как единое целое.
Основные параметры, характеризующие поток, следующие: начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Для работы с потоками необходима хотя бы самая простая классификация. Остановимся на рассмотрении лишь тех характеристик, которые в полной и достаточной степени описывают исследуемый материальный поток.
По отношению к рассматриваемой системе исследуемый поток можно определить как внешний, т.к. он поступает в систему извне и покидает ее пределы (рис. 1.1).
Внешний поток
Рис. 1.1
По степени непрерывности — дискретный, т.к. он образуется объектами в виде отдельных грузов, перемещаемыми с интервалами:
Р = i (1.1)
По степени регулярности поток можно классифицировать как стохастический, потому что он характеризуется случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности:
Рf = fi = 1 (1.2)
Говоря о стабильности, хочется отметить, что поток подвержен влиянию внешней среды. Различного рода задержки, связанные с нарушением графика движения поездов, с авариями, крушениями, с нарушением ритма погрузочно-разгрузочных работ и пр., вносят некоторые элементы нестабильности.
По степени периодичности: поток характеризуется постоянством параметров через определенный период времени Т. Другое дело, что сам период изменяется в заданном интервале.
p = f(T); (1.3)
По степени сложности: здесь определение не может быть однозначным.
Как известно, простые (дифференцированные) потоки состоят из объектов одного вида, а сложные (интегрированные) потоки объединяют разнородные объекты. В нашем случае отдельные простые потоки от отдельных отправителей в месте обработки превращаются в сложный, получающийся суперпозицией простых:
р = i (1.4)
По степени управляемости: если говорить о системе управления этим потоком, то величина управления определяется параметрами этого потока.
Но в рамках предложенной работы рассматриваются только параметры создания модели материального потока в месте ее обработки. Вопрос же управляющего воздействия со стороны системы управления в зависимости от параметров опущен, т.е. мы определяем вход в систему управления и все. Другими словами, мы говорим только о величине входного потока.
Итак, материальный поток — это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Материальный поток внешний — материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.
Материальный поток внутренний — материальный поток внутри данной логистической системы.
Материальный поток входной — внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.
Материальный поток выходной — внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.
Грузовой поток — количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год).
n1.docx
2
Глава 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ2.1. Общая теорияsystema, 2.2. Типологияmesos, macros, Рис. 4. Основные типы логистических систем(directlogisticalsystem)
- эшелонированная логистическая система (echelonlogisticalsystem),которая представляет собой многоэтапную систему продвижения потоков с участием одного или нескольких посредников;
- гибкая логистическая система (flexiblelogisticalsystem) является комбинацией первой и второй систем. Например, при гибкой логистической системе часть поставок продукции может проходить через посредников, а другая часть — напрямую, без их участия.
2.3. Структурные звенья2.4. Транспортная составляющая и ее значение2.5. Участники доставки грузов и пассажировКонтрольные вопросы к гл. 21. Каковы три основных свойства, присущие системам?2. Что такое системообразующий фактор?3. Что подразумевается под логистической системой?4. Расскажите о классификации логистических систем.5. Какова структура логистической системы?6. Дайте определение термина «цепь поставок».7. Что такое транспортно-логистическая система?8. Каковы роль и значение транспортной составляющей?9. Назовите участников доставки грузов и пассажиров.Глава 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК3.1. Критерии и принципы оптимизации3.2. Экспедиторские услугиexpedite,
- выбор и экономическое обоснование транспортно-технологи-ческого маршрута (схемы) доставки груза в соответствии с поручениями клиента;
- фрахтование (наем) подвижного состава и других средств, необходимых для доставки грузов;
- заключение договоров с перевозчиками и другими участниками доставки, обработки и хранения грузов по поручению клиента, оформление или участие в оформлении товарно-транспортных и других сопровождающих грузы документов, заявок на переадресовку грузов, коммерческих актов, связанных с повреждением, порчей или утратой грузов, страховых свидетельств, таможенных деклараций;
- участие в учете, упаковке, маркировке, взвешивании грузов, погрузочно-разгрузочных, перевалочных и складских работах, размещении и креплении грузов на подвижном составе и в контейнерах, пломбировании, распломбировании дверей подвижного состава, контейнеров и контрейлеров, складских камер;
- расчет и оплата провозных платежей и сборов;
- информация о продвижении грузов и их розыск;
- консультации клиентов по организации перевозок и транспортному праву.
- бланк-поручение клиента экспедитору;
- свидетельство о весе груза, выдаваемое клиентом экспедитору;
- декларация об отправке опасного груза, выдаваемая клиентом экспедитору;
- экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат, подтверждающие факт получения груза под ответственность экспедитора;
- товаросопроводительные документы на груз, оформляемые экспедитором;
- складская расписка, подтверждающая передачу груза на складское хранение.
(FederationinternationalledeAssociationsdeTransitariesetAssimiles— FIAТА). FIAТА FIATА
2
n1.docx
9
Глава 10.БУДУЩЕЕ ЛОГИСТИКИГлава 11.ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕ11.1.Примеры решения задачПример № 1Рис. 56. Схема доставки минеральных удобренийПример № 2Таблица 11.1
Завод №1 | Завод №2 | |
Склад I | 6 | 4,5 |
Склад II | 5 | 4 |
Склад III | 1 | 6 |
Рис. 57. Схема размещения заводов и складовПример № 3Первый вариант. Второй вариант Рис. 58. Варианты доставки груза грузополучателям1-й вариантtд= tж.д.tскл.tа/тtж.д.tскл.tа/т2-й вариантtд= tа/тtскл.3-й вариант: Вывод: Пример № 4
Ключевые требования | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Железнодорожный транспорт | 5 | 6 | 8 | 5 | 5 | — |
Автомобильный транспорт | 8 | 8 | 5 | 7 | 6 | 10 |
Пример № 5
Дата отгрузки ресурсов отправителем | Объемресурсов,Q,т | Продолжительность нахождения ресурсов в пути следования, сутки | Транспортный оборот ресурсов, То, тонно-сутки |
1 | 60 | 10 | 600 |
— | 120 | 5 | 600 |
10 | 120 | 10 | 1200 |
15 | 120 | 5 | 600 |
25 | 60 | 8 | 480 |
ИТОГО | Q = 480 | — | То = 3480 |
tсрQср Рис. 59. График изменения запасов ресурсов в путиПример № 62222222222222222222222222 Ч 2000 = 109880 у.е. В III квартале затраты по содержанию склада 59880 у.е. В IV квартале расходы, как и во II квартале, равны 109880 у.е. Таким образом, компания, владея складом в 8 тыс. м2, израсходует за год:Вывод. Сравнение полученных расходов по каждому варианту позволяет сделать вывод, что компании следует построить собственный склад площадью 6 тыс. м2 — при этом будут минимальными годовые расходы.Пример № 7 На складе готовой продукции промышленного предприятия имеется запас телевизоров в количестве 900 шт. Минимальный (резервный) их остаток на этом складе составляет 100 шт. Продукция предприятия реализуется через три распределительных склада. Запас телевизоров на складе № 1 равен 80 шт. при сред-
ТсрQсрр.с.р.с.Q1Тсрр.с.1р.с.1Пример № 8QэкGрRзрПример № 9Sпр, SхрSотпр.Qг =2qскл.Т2всп2всп.всп.2вспSотпр.211.2. Рекомендуемые темы учебныхдокладов и рефератовСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРЕДИСЛОВИЕГлава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУГлава 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫГлава 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОКГлава 4. СКЛАДЫ И ТЕРМИНАЛЫВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХГлава 5. ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ,ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕГлава 6. МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИХ УСЛУГГлава 7. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАРЫИ УПАКОВКИ. КОНТЕЙНЕРНЫЕ И КОНТРЕЙЛЕРНЫЕПЕРЕВОЗКИГлава 8. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОКГлава 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ СИСТЕМЫГлава 10. БУДУЩЕЕ ЛОГИСТИКИГлава 11. ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУчебное изданиеУчебное пособиедля студентов техникумов и колледжейжелезнодорожного транспортаИ.С. ГуроваГ.О. Ярмолинская, Л.М. СувороваА.Н. Рудякова116
9
Предисловие
В настоящее время, в условиях продолжающегося экономического кризиса, одним из конкурентных преимуществ компаний может стать логистика. Компании, которые доставляют товар более качественно, быстрее и с меньшими затратами всегда будут на шаг впереди своих конкурентов, а значит получат большую долю рынка и больше прибыли.
Совершенствованием процессов транспортировки, хранения, управлением запасами, информационными потоками занимаются логисты. Основная их обязанность: обеспечить наиболее эффективное и рациональное перемещение товаров от поставщика к получателю на всем пути следования.
Логист должен хорошо разбираться в стратегических целях предприятия, уметь организовывать работу логистических подразделений компании и логистических операторов, находить оптимальные решения и нести за них ответственность. Из личностных качеств логисту необходимо быть коммуникабельным, честным, постоянно обучаться, нестандартно и творчески подходить к решению задач, обладать качествами лидера и твердым характером. В любой критической ситуации логист должен быть спокойным, выдержанным, хладнокровным.
Логистика – это направление коммерческой деятельности, в котором сразу внедряются технологические новации. Например: программы голосового отбора на складах, GPS-навигация, программы маршрутизации, TMS (системы управления транспортом) и так далее.
О направлениях транспортной логистики, в которых компании могут оптимизировать движение своих материальных потоков, снизить затраты, увеличить прибыль, стать более конкурентными на рынке, подробно описано в этой книге.
n1.docx
4
Глава 4. СКЛАДЫ И ТЕРМИНАЛЫВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ4.1. Назначение, разновидности и функции складов
- собственные склады компаний;
- коммерческие склады;
- склады государственных предприятий;
- склады муниципальных предприятий.
- склады производителей;
- склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий;
- склады экспедиторских компаний;
- склады посредников.
- склады снабжения;
- склады производства;
- склады сбыта и распределения.
- универсальные склады или складские комплексы, предназначенные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции широкой номенклатуры;
- специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строительных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.).
- закрытые;
- крытые;
- открытые (платформы, площадки).
- механизированные;
- комплексно-механизированные;
- автоматизированные;
- автоматические.
- пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций);
- портовые (на территории портов);
- промышленные и строительные (расположенные на территориях промышленных предприятий и строек);
- торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли);
- сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприятий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды);
- региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регионов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей).
- специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловесных и других грузов);
- универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры).
- закрытые здания (для хранения ценных грузов);
- крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных грузов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воздействий);
- открытые грузовые платформы (для остальных грузов);
- открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными).
4.2. Принципы формирования и дислокациискладской сети
- консорциумов по кооперированным складским поставкам продукции;
- коопераций промышленных предприятий и структур оптовой торговли с целью повышения эффективности складских работ;
- логистических альянсов поставщиков, дистрибьюторов и потребителей продукции, создающих общие склады.
Рис. 12. График использования склада в течение года
- способность партнера гибко реагировать на те изменения, которые выдвигаются потребителем складских услуг;
- наличие у партнера нескольких складских объектов, размещенных в различных географических точках.
- расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складских зданий и сооружений;
- расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складского оборудования (средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных операций, поддонов, весоизмерительной, упаковочной, вычислительной и организационной, противопожарной техники, мебели, средств оперативной связи и телекоммуникаций);
- затраты по приобретению электроэнергии, топлива, вспомогательных материалов;
- зарплата складского персонала и оплата охранных услуг.
QлсQгодQлсQгод4.5. Грузовые терминалы и складытаможенного контроляКонтрольные вопросы к главе 41.Каково назначение складов и их классификация?2. Назовите основные функции складов.3. Какие виды потоков обрабатываются на складах?4. Какие факторы влияют на эффективное функционирование складов?5. Укажите формы координации и кооперации деятельности складских объектов.6. Назовите формы собственности складов.7. Дайте характеристику функциональных категорий складов.8. Каковы методы определения места расположения складов?9. По каким аспектам согласуют параметры транспортных и складских звеньев логистики?10. Назовите основные зоны складских объектов.11. Что означает термины LIFOи FIFO?12. Какие составляющие входят в суммарные логистические затраты склада?
4
От автора
Транспортная логистика одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Правильная организация системы транспортной логистики в коммерческой компании позволяет создать конкурентное преимущество за счет более быстрой, качественной и менее затратной доставки товаров клиентам.
В данной книге рассмотрены вопросы современной логистики, методы решения практических задач. Приведены примеры экономии издержек при доставке товаров различными видами транспорта, работа через транзитные склады в Европе и склады кросс-докинга. Подробно рассмотрены вопросы безопасности перевозок, сохранности грузов, работа с претензиями и ущербами, защита от мошенничества.
Пару слов о моем образовании и опыте работы. В 1996 году я закончил Харьковскую Государственную Академию Железнодорожного Транспорта, факультет: организации перевозок и управления на транспорте. Двадцать лет занимаюсь вопросами транспортной и складской логистики, экспортно-импортными операциями, вопросами безопасности перевозок и сохранности грузов. В свое время работал начальником отдела логистики в Корпорации Торговый Дом «Бриг», ООО «ТПК «Омега-Автопоставка», ООО «Профит-Групп», ООО «МКО «Агросервис», ООО «КЛИН-ПОЛИМЕР», ООО «ВОЛШЕБНАЯ МОЗАИКА». Cвой практический опыт в области транспортной логистике я изложил в этой книге
Эта книга будет интересна студентам изучающим логистику, предпринимателям, которые доставляют грузы своим клиентам, менеджерам по транспортной логистике. Всем тем, кто хочет эффективно и профессионально решать вопросы по оперативной, безопасной и качественной доставке своих грузов.
Связаться со мной и задать интересующие Вас вопросы Вы можете по электронной почте: tr.logist@ukr.net
Предоставляемые услуги
Управленческая логистика |
---|
Полное комплексное логистическое обслуживание промышленных предприятий – внутренняя и внешняя логистика сырья и готовой продукции
|
Услуги в портах |
|
Контейнерные поезда |
|
Негабаритные грузы |
|
Логистика режимных грузов |
|
Мелкие и сборные грузы |
«РЖД Экспресс» — оптимальное решение для отправки сборных грузов весом от 20 кг в любую точку России и СНГ. День за днем мы расширяем географию и перечень региональных поставщиков услуг, используем все конкурентные преимущества Холдинга «РЖД» и предлагаем удобный сервис с широким спектром дополнительных услуг
|
Таможенное оформление |
АО «РЖД Логистика» предлагает полный комплекс услуг по организации документарного сопровождения товарных поставок и подготовке к таможенному оформлению.
|
Cкладская логистика |
«РЖД Логистика» обеспечивает при необходимости складское хранение и предлагает полный спектр складских услуг:
Складское программное обеспечение представляет развернутые складские отчеты в соответствии с требованиями каждого клиента, а также помогает вести учет, например, по принципу FIFO или номерам партии. Развитая сеть дистрибуции хранимых товаров позволяет нашим клиентам осуществлять продажи своим потребителям на условиях «от двери до двери». |
Автоэкспедирование и автодоставка |
Услуги автоэкспедирования — доставка груза автомобильным транспортом от грузоотправителя до терминала отправки и/или от терминала прибытия до грузополучателя. Мы сами организуем автодоставку в удобное время, а также примем груз и оформим все нужные документы. Доставки грузов автомобильным транспортом. География автомобильных перевозок: Россия, СНГ, Европа, Китай. Типы автотранспорта:
|
Страхование грузов |
АО «РЖД Логистика» предлагает клиентам дополнительные возможности по страхованию любых видов грузов в полном объеме по выгодным тарифам через наши партнерские страховые компании. |
Анализ пассажирских перевозок
Характеристика объема перевозок пассажиров и пассажирооборота по данным годового отчета формы ЦО-22 представлена в таблице 3
Таблица 3
Показатель |
прошлый 2009г. |
Отчетный 2010г. |
фактически за отчетный год к прошлому году, % |
|||
план |
факт |
абсолютное отклонение |
выполнение плана, % |
|||
Перевезено пассажиров, чел, в т.ч. по видам сообщений: |
50895 |
50395 |
47664 |
-2731 |
94,6 |
93,7 |
пригородное |
40220 |
38805 |
35243 |
-3562 |
90,8 |
87,6 |
местное |
5777 |
5648 |
5597 |
-51 |
99,1 |
96,9 |
прямое |
4898 |
5942 |
6824 |
882 |
114,8 |
139,3 |
Средняя дальность перевозок, в т.ч. по видам сообщений: |
||||||
пригородное |
41,7 |
43 |
43,5 |
0,5 |
101,2 |
101,2 |
местное |
92 |
92,3 |
92,4 |
0,1 |
100,11 |
100,44 |
прямое |
540 |
540,1 |
539,8 |
-0,3 |
99,94 |
99,96 |
Пассажирооборот, в т.ч. по видам сообщений |
4906 |
5399 |
5734 |
335 |
106,2 |
116,9 |
пригородное |
1680 |
1668,6 |
1533,1 |
-135,5 |
91,9 |
91,3 |
местное |
531 |
521,3 |
517,2 |
-4,1 |
99,2 |
97,3 |
прямое |
2695 |
3209,1 |
3683,7 |
474,6 |
114,8 |
136,7 |
В МАУ 74% составляют перевозки в пригородном сообщении, 11,7% — в местном, 14,3% — в прямом. Структура пассажирооборота следующая: пригородное 26,7%, местное 9,0%, прямое 64,2% сообщений. По сравнению с планом сократилось число перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщениях, но увеличилось в прямом, что и обусловило перевыполнение плана по пассажирообороту на 6,2%. Число перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщении сократилось в связи с увеличением доли автомобильного (личного) транспорта. В то же время наметилась тенденция роста перевозок в прямом сообщении, что можно связать с ростом доходов населения и увеличением подвижности. Средняя дальность перевозок незначительно возросла в пригородном — на 0,2 км и местном — на 0,1 км, а в дальнем сообщении снизилась на 0,3 км.
При анализе пассажирооборота необходимо установить не только степень выполнения плана по числу отправленных и перевезенных пассажиров, но и выявить влияние на изменение пассажирооборота изменения структуры и средней дальности перевозок по видам сообщений. Схема взаимосвязи показателей представлена на схеме 2. Аналитическая зависимость показателей перевозок пассажиров имеет следующий вид:
схема 2
?Al — пассажирооборот, пасс-км;
?A — количество перевезенных пассажиров, чел;
lпас — средняя дальность перевозок пассажиров, км;
i — вид сообщения;
t — вид тарифа;
l — пояс дальности.
Пассажирские перевозки в пригородном и дальнем сообщении качественно различаются не только по средней дальности перевозок. В пригородном сообщении основная масса пассажирских поездок — это поездки к месту работы и обратно. В дальнем сообщении перемещение носит, как правило, разовый характер. Пассажирские перевозки отличаются большой неправомерностью во времени и по направлениям, что ухудшает качественные показатели использования пассажирских автобусов и вызывает дополнительные непроизводственные затраты по обеспечению максимального объема перевозок.
Факторный анализ пассажирооборота целесообразно выполнять способом корректировки.
Пример факторного анализа пассажирооборота дан в таблице 4.
Таблица 4
Вид сообщения |
Пассажирооборот, пасс-км |
Изменение пассажирооборота |
||||
план |
план, пересчитанный на выполнение объема перевозок |
факт |
всего |
в т.ч. за счет |
||
числа перевезенных пассажиров |
дальности перевозок |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Порядок расчета |
||||||
гр3= гр2*гр1/100 |
гр4=гр3-гр1 |
гр5=гр2-гр1 |
гр6=гр3-гр2 |
|||
пригородное |
1668,6 |
1515,1 |
1533,1 |
-135,5 |
-153,5 |
18 |
местное |
521,3 |
516,6 |
517,2 |
-4,1 |
-4,7 |
0,6 |
прямое |
3209,1 |
3684 |
3683,7 |
474,6 |
474,9 |
-0,3 |
ИТОГО по предприятию |
5399 |
5715,7 |
5734 |
335 |
316,7 |
18,3 |
Рост пассажирооборота на 335 пасс-км произошел как за счет числа перевезенных пассажиров на 316,7 пасс-км, так и за счет роста средней дальности перевозок на 18,3 пасс-км.
Рост числа перевезенных пассажиров обусловлен ростом перевозок в прямом сообщении при снижении числа перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщении.
Рост средней дальности перевозок обусловлен увеличением средней дальности в местном и пригородном сообщении. Снижение средней дальности перевозок в прямом сообщении незначительно сократило увеличение пассажирооборота.