Логистика на транспорте

Материальные потоки и их параметры

Объектом исследования логистики как науки является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток — множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Основные параметры, характеризующие поток, следующие: начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Для работы с потоками необходима хотя бы самая простая классификация. Остановимся на рассмотрении лишь тех характеристик, которые в полной и достаточной степени описывают исследуемый материальный поток.

По отношению к рассматриваемой системе исследуемый поток можно определить как внешний, т.к. он поступает в систему извне и покидает ее пределы (рис. 1.1).

Внешний поток

Рис. 1.1

По степени непрерывности — дискретный, т.к. он образуется объектами в виде отдельных грузов, перемещаемыми с интервалами:

Р = i (1.1)

По степени регулярности поток можно классифицировать как стохастический, потому что он характеризуется случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности:

Рf = fi = 1 (1.2)

Говоря о стабильности, хочется отметить, что поток подвержен влиянию внешней среды. Различного рода задержки, связанные с нарушением графика движения поездов, с авариями, крушениями, с нарушением ритма погрузочно-разгрузочных работ и пр., вносят некоторые элементы нестабильности.

По степени периодичности: поток характеризуется постоянством параметров через определенный период времени Т. Другое дело, что сам период изменяется в заданном интервале.

p = f(T); (1.3)

По степени сложности: здесь определение не может быть однозначным.

Как известно, простые (дифференцированные) потоки состоят из объектов одного вида, а сложные (интегрированные) потоки объединяют разнородные объекты. В нашем случае отдельные простые потоки от отдельных отправителей в месте обработки превращаются в сложный, получающийся суперпозицией простых:

р = i (1.4)

По степени управляемости: если говорить о системе управления этим потоком, то величина управления определяется параметрами этого потока.

Но в рамках предложенной работы рассматриваются только параметры создания модели материального потока в месте ее обработки. Вопрос же управляющего воздействия со стороны системы управления в зависимости от параметров опущен, т.е. мы определяем вход в систему управления и все. Другими словами, мы говорим только о величине входного потока.

Итак, материальный поток — это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальный поток внешний — материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.

Материальный поток внутренний — материальный поток внутри данной логистической системы.

Материальный поток входной — внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.

Материальный поток выходной — внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

Грузовой поток — количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год).

n1.docx

  2              

Глава 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ2.1. Общая теорияsystema, 2.2. Типологияmesos, macros, Рис. 4. Основные типы логистических систем(directlogisticalsystem)

  • эшелонированная логистическая система (echelonlogisticalsystem),которая представляет собой многоэтапную систему продвижения потоков с участием одного или нескольких посредников;
  • гибкая логистическая система (flexiblelogisticalsystem) является комбинацией первой и второй систем. Например, при гибкой логистической системе часть поставок продукции может проходить через посредников, а другая часть — напрямую, без их участия.

2.3. Структурные звенья2.4. Транспортная составляющая и ее значение2.5. Участники доставки грузов и пассажировКонтрольные вопросы к гл. 21. Каковы три основных свойства, присущие системам?2. Что такое системообразующий фактор?3. Что подразумевается под логистической системой?4. Расскажите о классификации логистических систем.5. Какова структура логистической системы?6. Дайте определение термина «цепь поставок».7. Что такое транспортно-логистическая система?8. Каковы роль и значение транспортной составляющей?9. Назовите участников доставки грузов и пассажиров.Глава 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК3.1. Критерии и принципы оптимизации3.2. Экспедиторские услугиexpedite,

  • выбор и экономическое обоснование транспортно-технологи-ческого маршрута (схемы) доставки груза в соответствии с поручениями клиента;
  • фрахтование (наем) подвижного состава и других средств, необходимых для доставки грузов;
  • заключение договоров с перевозчиками и другими участниками доставки, обработки и хранения грузов по поручению клиента, оформление или участие в оформлении товарно-транспортных и других сопровождающих грузы документов, заявок на переадресовку грузов, коммерческих актов, связанных с повреждением, порчей или утратой грузов, страховых свидетельств, таможенных деклараций;
  • участие в учете, упаковке, маркировке, взвешивании грузов, погрузочно-разгрузочных, перевалочных и складских работах, размещении и креплении грузов на подвижном составе и в контейнерах, пломбировании, распломбировании дверей подвижного состава, контейнеров и контрейлеров, складских камер;
  • расчет и оплата провозных платежей и сборов;
  • информация о продвижении грузов и их розыск;
  • консультации клиентов по организации перевозок и транспортному праву.
  • бланк-поручение клиента экспедитору;
  • свидетельство о весе груза, выдаваемое клиентом экспедитору;
  • декларация об отправке опасного груза, выдаваемая клиентом экспедитору;
  • экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат, подтверждающие факт получения груза под ответственность экспедитора;
  • товаросопроводительные документы на груз, оформляемые экспедитором;
  • складская расписка, подтверждающая передачу груза на складское хранение.

(FederationinternationalledeAssociationsdeTransitariesetAssimilesFIAТА). FIAТА FIATА
  2              

n1.docx

                9

Глава 10.БУДУЩЕЕ ЛОГИСТИКИГлава 11.ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕ11.1.Примеры решения задачПример № 1Рис. 56. Схема доставки минеральных удобренийПример № 2Таблица 11.1

Завод №1 Завод №2
Склад I 6 4,5
Склад II 5 4
Склад III 1 6

Рис. 57. Схема размещения заводов и складовПример № 3Первый вариант. Второй вариант Рис. 58. Варианты доставки груза грузополучателям1-й вариантtд= tж.д.tскл.tа/тtж.д.tскл.tа/т2-й вариантtд= tа/тtскл.3-й вариант: Вывод: Пример № 4

Ключевые требования
I II III IV V VI
Железнодорожный транспорт 5 6 8 5 5
Автомобильный транспорт 8 8 5 7 6 10

Пример № 5

Дата отгрузки ресурсов отправителем Объемресурсов,Q Продолжительность нахождения ресурсов в пути следования, сутки Транспортный оборот ресурсов, То, тонно-сутки
1 60 10 600
120 5 600
10 120 10 1200
15 120 5 600
25 60 8 480
ИТОГО Q = 480 То = 3480

tсрQср Рис. 59. График изменения запасов ресурсов в путиПример № 62222222222222222222222222 Ч 2000 = 109880 у.е. В III квартале затраты по содержанию склада 59880 у.е. В IV квартале расходы, как и во II квартале, равны 109880 у.е. Таким образом, компания, владея складом в 8 тыс. м2, израсходует за год:Вывод. Сравнение полученных расходов по каждому варианту позволяет сделать вывод, что компании следует построить собственный склад площадью 6 тыс. м2 — при этом будут минимальными годовые расходы.Пример № 7 На складе готовой продукции промышленного предприятия имеется запас телевизоров в количестве 900 шт. Минимальный (резервный) их остаток на этом складе составляет 100 шт. Продукция предприятия реализуется через три распределительных склада. Запас телевизоров на складе № 1 равен 80 шт. при сред-
ТсрQсрр.с.р.с.Q1Тсрр.с.1р.с.1Пример № 8QэкGрRзрПример № 9Sпр, SхрSотпр.Qг =2qскл.Т2всп2всп.всп.2вспSотпр.211.2. Рекомендуемые темы учебныхдокладов и рефератовСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРЕДИСЛОВИЕГлава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУГлава 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫГлава 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОКГлава 4. СКЛАДЫ И ТЕРМИНАЛЫВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХГлава 5. ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ,ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕГлава 6. МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИХ УСЛУГГлава 7. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАРЫИ УПАКОВКИ. КОНТЕЙНЕРНЫЕ И КОНТРЕЙЛЕРНЫЕПЕРЕВОЗКИГлава 8. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОКГлава 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ СИСТЕМЫГлава 10. БУДУЩЕЕ ЛОГИСТИКИГлава 11. ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИСТИКЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУчебное изданиеУчебное пособиедля студентов техникумов и колледжейжелезнодорожного транспортаИ.С. ГуроваГ.О. Ярмолинская, Л.М. СувороваА.Н. Рудякова116
                9

Предисловие

В настоящее время, в условиях продолжающегося экономического кризиса, одним из конкурентных преимуществ компаний может стать логистика. Компании, которые доставляют товар более качественно, быстрее и с меньшими затратами всегда будут на шаг впереди своих конкурентов, а значит получат большую долю рынка и больше прибыли.

Совершенствованием процессов транспортировки, хранения, управлением запасами, информационными потоками занимаются логисты. Основная их обязанность: обеспечить наиболее эффективное и рациональное перемещение товаров от поставщика к получателю на всем пути следования.

Логист должен хорошо разбираться в стратегических целях предприятия, уметь организовывать работу логистических подразделений компании и логистических операторов, находить оптимальные решения и нести за них ответственность. Из личностных качеств логисту необходимо быть коммуникабельным, честным, постоянно обучаться, нестандартно и творчески подходить к решению задач, обладать качествами лидера и твердым характером. В любой критической ситуации логист должен быть спокойным, выдержанным, хладнокровным.

Логистика – это направление коммерческой деятельности, в котором сразу внедряются технологические новации. Например: программы голосового отбора на складах, GPS-навигация, программы маршрутизации, TMS (системы управления транспортом) и так далее.

О направлениях транспортной логистики, в которых компании могут оптимизировать движение своих материальных потоков, снизить затраты, увеличить прибыль, стать более конкурентными на рынке, подробно описано в этой книге.

n1.docx

      4          

Глава 4. СКЛАДЫ И ТЕРМИНАЛЫВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ4.1. Назначение, разновидности и функции складов

  • собственные склады компаний;
  • коммерческие склады;
  • склады государственных предприятий;
  • склады муниципальных предприятий.
  • склады производителей;
  • склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий;
  • склады экспедиторских компаний;
  • склады посредников.
  • склады снабжения;
  • склады производства;
  • склады сбыта и распределения.
  • универсальные склады или складские комплексы, предназначенные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции широкой номенклатуры;
  • специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строительных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.).
  • закрытые;
  • крытые;
  • открытые (платформы, площадки).
  • механизированные;
  • комплексно-механизированные;
  • автоматизированные;
  • автоматические.
  • пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций);
  • портовые (на территории портов);
  • промышленные и строительные (расположенные на территориях промышленных предприятий и строек);
  • торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли);
  • сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприятий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды);
  • региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регионов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей).
  • специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловесных и других грузов);
  • универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры).
  • закрытые здания (для хранения ценных грузов);
  • крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных грузов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воздействий);
  • открытые грузовые платформы (для остальных грузов);
  • открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными).

4.2. Принципы формирования и дислокациискладской сети

  • консорциумов по кооперированным складским поставкам продукции;
  • коопераций промышленных предприятий и структур оптовой торговли с целью повышения эффективности складских работ;
  • логистических альянсов поставщиков, дистрибьюторов и потребителей продукции, создающих общие склады.

Рис. 12. График использования склада в течение года

  • способность партнера гибко реагировать на те изменения, которые выдвигаются потребителем складских услуг;
  • наличие у партнера нескольких складских объектов, размещенных в различных географических точках.
  • расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складских зданий и сооружений;
  • расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складского оборудования (средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных операций, поддонов, весоизмерительной, упаковочной, вычислительной и организационной, противопожарной техники, мебели, средств оперативной связи и телекоммуникаций);
  • затраты по приобретению электроэнергии, топлива, вспомогательных материалов;
  • зарплата складского персонала и оплата охранных услуг.

QлсQгодQлсQгод4.5. Грузовые терминалы и складытаможенного контроляКонтрольные вопросы к главе 41.Каково назначение складов и их классификация?2. Назовите основные функции складов.3. Какие виды потоков обрабатываются на складах?4. Какие факторы влияют на эффективное функционирование складов?5. Укажите формы координации и кооперации деятельности складских объектов.6. Назовите формы собственности складов.7. Дайте характеристику функциональных категорий складов.8. Каковы методы определения места расположения складов?9. По каким аспектам согласуют параметры транспортных и складских звеньев логистики?10. Назовите основные зоны складских объектов.11. Что означает термины LIFOи FIFO?12. Какие составляющие входят в суммарные логистические затраты склада?
      4          

От автора

Транспортная логистика одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Правильная организация системы транспортной логистики в коммерческой компании позволяет создать конкурентное преимущество за счет более быстрой, качественной и менее затратной доставки товаров клиентам.

В данной книге рассмотрены вопросы современной логистики, методы решения практических задач. Приведены примеры экономии издержек при доставке товаров различными видами транспорта, работа через транзитные склады в Европе и склады кросс-докинга. Подробно рассмотрены вопросы безопасности перевозок, сохранности грузов, работа с претензиями и ущербами, защита от мошенничества.

Пару слов о моем образовании и опыте работы. В 1996 году я закончил Харьковскую Государственную Академию Железнодорожного Транспорта, факультет: организации перевозок и управления на транспорте. Двадцать лет занимаюсь вопросами транспортной и складской логистики, экспортно-импортными операциями, вопросами безопасности перевозок и сохранности грузов. В свое время работал начальником отдела логистики в Корпорации Торговый Дом «Бриг», ООО «ТПК «Омега-Автопоставка», ООО «Профит-Групп», ООО «МКО «Агросервис», ООО «КЛИН-ПОЛИМЕР», ООО «ВОЛШЕБНАЯ МОЗАИКА». Cвой практический опыт в области транспортной логистике я изложил в этой книге

Эта книга будет интересна студентам изучающим логистику, предпринимателям, которые доставляют грузы своим клиентам, менеджерам по транспортной логистике. Всем тем, кто хочет эффективно и профессионально решать вопросы по оперативной, безопасной и качественной доставке своих грузов.

Связаться со мной и задать интересующие Вас вопросы Вы можете по электронной почте: tr.logist@ukr.net

Предоставляемые услуги

Управленческая логистика

Полное комплексное логистическое обслуживание промышленных предприятий – внутренняя и внешняя логистика сырья и готовой продукции

  • Календарное планирование
  • Обеспечение завоза сырья
  • Диспетчерский контроль
  • Разработка схем погрузки, погрузочно-разгрузочные работы
  • Оформление перевозочных документов, оплата сборов и ж.д. тарифа
  • Внутризаводская логистика
  • Обеспечение вывоза готовой продукции (ж/д и автотранспорт)
  • Оказание консультационных услуг и логистического аудита
  • Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования с привлечением локомотивов
Услуги в портах
  • Фрахтование
  • Организация выгрузки на склад/по прямому варианту
  • Погрузка и вывоз ж.д./автотранспортом до конечного получателя
  • Решение вопросов по взаимодействию судовладельцев, порта и собственников подвижного состава/автотранспорта
  • Обеспечение оптимальной загрузки порта и подвода груза
Контейнерные поезда
  • Санкт-Петербург – Екатеринбург
  • Москва – Иркутск/Москва — Новосибирск
  • Брест-Забайкальск/Забайкальск-Брест
  • Чунцин – Дуйсбург
  • Сучжоу – Варшава
Негабаритные грузы
  • любой вид транспорта, в том числе специализированный подвижной состав
  • обследование и согласование перевозок сверхнегабаритных грузов
  • предоставление подвижного состава для вспомогательного оборудования, попутных грузов в качестве вагонов прикрытия
  • погрузка-разгрузка, крепление оборудования, очистка подвижного состава
  • изготовление чертежей и схем крепления, согласование с ОАО «РЖД»
  • разработка оптимальных транспортно-логистических схем доставки негабаритного оборудования при организации внутренних и экспортно-импортных перевозок
  • организация «окон» для пересечения ж.д. инфраструктуры
Логистика режимных грузов
  • перевозка температурочувствительных грузов (высокотехнологичная электроника; продукты питания, напитки, и другие грузы)
  • термоизолированные и рефрижераторные контейнеры с интегрированной дизель-генераторной установкой, позволяющей поддерживать заданную температуру
  • перевозки из Азии в Европу, Россию и страны СНГ
  • Китай – Европа, время в пути: 16 суток
Мелкие и сборные грузы

«РЖД Экспресс» — оптимальное решение для отправки сборных грузов весом от 20 кг в любую точку России и СНГ. День за днем мы расширяем географию и перечень региональных поставщиков услуг, используем все конкурентные преимущества Холдинга «РЖД» и предлагаем удобный сервис с широким спектром дополнительных услуг

  • Более 150 городов России и СНГ
  • Упаковка, хранение, страхование, отслеживание груза
  • Доставка «от двери до двери»
  • Доставка грузовыми, почтово-багажными и контейнерными поездами
Таможенное оформление

АО «РЖД Логистика» предлагает полный комплекс услуг по организации документарного сопровождения товарных поставок и подготовке к таможенному оформлению.

  • Таможенное оформление импортных и экспортных грузов
  • Подготовка полного пакета документов
  • Непрерывный контроль всех этапов процедуры таможенного оформления груза
  • Услуги сертифицированного таможенного склада
  • Представление интересов клиента на таможне
  • Услуги по сертификации товаров
Cкладская логистика

«РЖД Логистика» обеспечивает при необходимости складское хранение и предлагает полный спектр складских услуг:

  • Стеллажное, напольное, полочное хранения
  • Кросс-докинг
  • Подготовка заказов, упаковка, переупаковка, маркировка
  • Складская отчетность
  • IT-инфраструктура

Складское программное обеспечение представляет развернутые складские отчеты в соответствии с требованиями каждого клиента, а также помогает вести учет, например, по принципу FIFO или номерам партии. Развитая сеть дистрибуции хранимых товаров позволяет нашим клиентам осуществлять продажи своим потребителям на условиях «от двери до двери».

Автоэкспедирование и автодоставка

Услуги автоэкспедирования — доставка груза автомобильным транспортом от грузоотправителя до терминала отправки и/или от терминала прибытия до грузополучателя. Мы сами организуем автодоставку в удобное время, а также примем груз и оформим все нужные документы. Доставки грузов автомобильным транспортом. География автомобильных перевозок: Россия, СНГ, Европа, Китай.

Типы автотранспорта:

  • автопоезда с тентовыми прицепами, объемом до 120 куб. м;
  • универсальные контейнерные шасси для перевозки сухих контейнеров 20’ 40’ 45’ и танк-контейнеров;
  • рефрижераторные полуприцепы и автопоезда;
  • автовозы;
  • прицепы для перевозки крупноформатного стекла;
  • автомобили малой и средней грузоподъемности.
Страхование грузов
АО «РЖД Логистика» предлагает клиентам дополнительные возможности по страхованию любых видов грузов в полном объеме по выгодным тарифам через наши партнерские страховые компании.

Анализ пассажирских перевозок

Характеристика объема перевозок пассажиров и пассажирооборота по данным годового отчета формы ЦО-22 представлена в таблице 3

Таблица 3

Показатель

прошлый 2009г.

Отчетный 2010г.

фактически за отчетный год к прошлому году, %

план

факт

абсолютное отклонение

выполнение плана, %

Перевезено пассажиров, чел, в т.ч. по видам сообщений:

50895

50395

47664

-2731

94,6

93,7

пригородное

40220

38805

35243

-3562

90,8

87,6

местное

5777

5648

5597

-51

99,1

96,9

прямое

4898

5942

6824

882

114,8

139,3

Средняя дальность перевозок, в т.ч. по видам сообщений:

пригородное

41,7

43

43,5

0,5

101,2

101,2

местное

92

92,3

92,4

0,1

100,11

100,44

прямое

540

540,1

539,8

-0,3

99,94

99,96

Пассажирооборот, в т.ч. по видам сообщений

4906

5399

5734

335

106,2

116,9

пригородное

1680

1668,6

1533,1

-135,5

91,9

91,3

местное

531

521,3

517,2

-4,1

99,2

97,3

прямое

2695

3209,1

3683,7

474,6

114,8

136,7

В МАУ 74% составляют перевозки в пригородном сообщении, 11,7% — в местном, 14,3% — в прямом. Структура пассажирооборота следующая: пригородное 26,7%, местное 9,0%, прямое 64,2% сообщений. По сравнению с планом сократилось число перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщениях, но увеличилось в прямом, что и обусловило перевыполнение плана по пассажирообороту на 6,2%. Число перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщении сократилось в связи с увеличением доли автомобильного (личного) транспорта. В то же время наметилась тенденция роста перевозок в прямом сообщении, что можно связать с ростом доходов населения и увеличением подвижности. Средняя дальность перевозок незначительно возросла в пригородном — на 0,2 км и местном — на 0,1 км, а в дальнем сообщении снизилась на 0,3 км.

При анализе пассажирооборота необходимо установить не только степень выполнения плана по числу отправленных и перевезенных пассажиров, но и выявить влияние на изменение пассажирооборота изменения структуры и средней дальности перевозок по видам сообщений. Схема взаимосвязи показателей представлена на схеме 2. Аналитическая зависимость показателей перевозок пассажиров имеет следующий вид:

схема 2

?Al — пассажирооборот, пасс-км;

?A — количество перевезенных пассажиров, чел;

lпас — средняя дальность перевозок пассажиров, км;

i — вид сообщения;

t — вид тарифа;

l — пояс дальности.

Пассажирские перевозки в пригородном и дальнем сообщении качественно различаются не только по средней дальности перевозок. В пригородном сообщении основная масса пассажирских поездок — это поездки к месту работы и обратно. В дальнем сообщении перемещение носит, как правило, разовый характер. Пассажирские перевозки отличаются большой неправомерностью во времени и по направлениям, что ухудшает качественные показатели использования пассажирских автобусов и вызывает дополнительные непроизводственные затраты по обеспечению максимального объема перевозок.

Факторный анализ пассажирооборота целесообразно выполнять способом корректировки.

Пример факторного анализа пассажирооборота дан в таблице 4.

Таблица 4

Вид сообщения

Пассажирооборот, пасс-км

Изменение пассажирооборота

план

план, пересчитанный на выполнение объема перевозок

факт

всего

в т.ч. за счет

числа перевезенных пассажиров

дальности перевозок

1

2

3

4

5

6

Порядок расчета

гр3= гр2*гр1/100

гр4=гр3-гр1

гр5=гр2-гр1

гр6=гр3-гр2

пригородное

1668,6

1515,1

1533,1

-135,5

-153,5

18

местное

521,3

516,6

517,2

-4,1

-4,7

0,6

прямое

3209,1

3684

3683,7

474,6

474,9

-0,3

ИТОГО по предприятию

5399

5715,7

5734

335

316,7

18,3

Рост пассажирооборота на 335 пасс-км произошел как за счет числа перевезенных пассажиров на 316,7 пасс-км, так и за счет роста средней дальности перевозок на 18,3 пасс-км.

Рост числа перевезенных пассажиров обусловлен ростом перевозок в прямом сообщении при снижении числа перевезенных пассажиров в пригородном и местном сообщении.

Рост средней дальности перевозок обусловлен увеличением средней дальности в местном и пригородном сообщении. Снижение средней дальности перевозок в прямом сообщении незначительно сократило увеличение пассажирооборота.

Adblock
detector