Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики



Логистика в России

К сожалению, российский рынок логистических услуг развит не так сильно. По мнению экспертов, его потенциал оценивается в 120 млрд. USD, причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг – 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок – 32%.

Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики

В целом отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта; складских услуг; услуг по интеграции и управлению цепями поставок.

В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок. Опыт и высокоразвитых стран, и России доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные компании, и в России уже появился ряд таких логистических провайдеров, например Национальная логистическая компания (НЛК), FM Logistic, Tablogix и др., оказывающие услуги на мировом уровне.

У них накоплен богатый опыт в логистическом управлении, работает высококвалифицированный персонал и есть развитая инфраструктура – складские помещения, транспортно-распределительная сеть, парк транспортных средств, консалтинговые и девелоперские подразделения и др.



Крупные логистические операторы берут на себя выполнение всех логистических задач клиентов и предлагают наряду с хранением и дистрибьюцией услуги по упаковке, сортировке товара, а также информационные, консалтинговые и финансовые услуги. Таким образом, контрактная логистика постепенно превращается в нашей стране в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.

Таблица. 1. Склады ряда крупных логистических складских провайдеров, работающих на рынке московского региона
КомпанияСклады в Москве и Московской обл.*Филиалы
FM LogisticХимкинский р-н (80 000 м2); Чеховский р-н (45 000 м2)Арендованные площади в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке (от 1500 до 6000 м2), Киев (6000 м2)
РЕВИКО-РуссияМосква, «Нагатинский терминал» – р-н Южного речного порта (18 000 м2); общая площадь 55 000 м2С.-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск
НЛКТерминал «Лесной» и «Рент-центр», Минское ш., д. Бродки (43 000 м2); Логистический парк «НЛК-Химки», г. Химки (80 000 м2)Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону
TABLOGIXСтрогино (10 000 м2); г. Дзержинский (8800 м2, уже открыта, 27 400 м2 – открытие в течение 2005 г.); г. Щелково, д. Хотово (9800 м2)Новосибирск (10 850 м2)
ЛИТ-Терминалг. Люберцы (21 000 м2**)
ТИК «Шерлэнд»Солнечногорский р-н, территория свободной экономической зоны «Шерризон» (26 000 м2)
Каскадг. Орехово-Зуево (25 000 м2)
КулонМосква, ул. 8 Марта (8000 м2), Кулон-Южный, Чертаново-Центральное (8520 м2)

* В скобках указана площадь складских помещений. ** Общая площадь здания.

Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики

Ежегодный рост вводимых в строй складских площадей оценивается в 20…30%, повышается качество и расширяется спектр логистических услуг. Заметно усилился интерес логистических провайдеров к регионам, что связано с проявлением активности там крупных ритейлоров. Практически все заметные игроки расширили географию строительства новых складских комплексов, выйдя за пределы Московской области. Таблицы 1 и 2 иллюстрируют возможности крупных логистических складских и транспортно-экспедиторских провайдеров, работающих на рынке московского региона.

Таблица. 2. Сети крупных логистических транспортно-экспедиторских провайдеров, работающих на рынке московского региона
КомпанияФилиалы
ATLЕкатеринбург, Иваново, Краснодар, Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, С.-Петербург, Саратов
Русская логистическая службаБарнаул, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Самара, С.-Петербург, Хабаровск
Евроазиатская транспортная группаВладивосток, Екатеринбург, Забайкальск, Иркутск, Красноярск, Москва, Новосибирск, Челябинск
Независимая Энергетическая КомпанияАстрахань, Выборг, Москва, Новороссийск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Таганрог, Южно-Сахалинск
ИНФОКОМВладивосток, Екатеринбург, Курган, Москва, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Тюмень, Челябинск

Список литературы

  1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
  4. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) — 104 с.
  7. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  8. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  9. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  11. Воронов В.И., Кривоносов Н.А. Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2-4
  12. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  13. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  14. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  15. Родкина Т.А. Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ. Управление. 2015. Т. 3. № 2. С. 50-55.
  16. http://zakonrus.ru/vlad_st/l5_1.htm
  17. http://www.studfiles.ru/preview/5433954/
  18. Усикова А.Д. Исследование современной сущности, задач и проблем транспортной логистики / Усикова А.Д.// Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату» по итогам международной научно–практической конференции (22 октября 2016 г, г. Сургут). / в 3 ч. Ч.1 — Стерлитамак: АМИ, 2016. –С. 192-195
  19. Усикова А.Д. Системный анализ видов и технологий перевозок грузов / Усикова А.Д.// Тенденции развития науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам XIX международной научно-практической конференции 31 октября 2016 г. Часть 1 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2016. – С. 31-33.

Обучение логистов

В крупных компаниях огромным плюсом является наличие у будущего сотрудника западного профильного образования, прохождение программы повышения квалификации или опыт работы в западной организации.

Вузы

Работодатели отдают предпочтение специалистам с высшим экономическим образованием по специальности “Логистика”, так же в этой сфере интересно и менеджерское образование

Выпускникам гуманитарных факультетов отдается меньше внимания, так как важно, чтобы будущий сотрудник понимал основные бизнес-цепочки, мог рассчитывать эффективные схемы доставки, складирования, хранения товаров и имел аналитический склад ума

Высшее образование с области логистики сейчас находится на стадии развития. Наиболее востребованными являются дипломы Международного центра логистики ГУ-ВШЭ, РЭА им. Г.В.Плеханова, профильных факультетов ГУУ. Выгодно для соискателя места логиста пройти специализированный курс MBA.

Сектор складских услуг

Российский рынок складских услуг в настоящий момент сложно отнести по квалифицирующим признакам к какому-то из типов рынка, не разделив его по классам и регионам. Прежде всего надо отметить, что складские услуги, предоставляемые складами классов А, В+ и В, однозначно принадлежат к «рынку продавца», а услуги, предоставляемые складами классов C и D, находятся ближе к «рынку покупателя». Обособленно стоят услуги, предоставляемые складами с таможенным режимом хранения.

Потенциальный объем рынка складских услуг оценивается на уровне 15 млрд. USD. На сегодняшний день, по мнению экспертов, реальный объем российского рынка не превышает 3 млрд. USD, однако до 2007 г. в этом секторе услуг ожидается более чем пятикратный рост. Бо’льшая часть бизнеса основных движущих отраслей производства сосредоточена в восьми крупнейших городах страны – Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Н. Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре.

Развитие среднего и малого бизнеса также продолжается в основном в этих городах. Объемы и общих площадей складских помещений, и площадей складских комплексов, соответствующих международным стандартам, не отвечают потребностям рынка. Спрос на помещения класса А по-прежнему остается высоким и неудовлетворенным.

Если допустить, что Россия будет развиваться аналогично европейским странам, то при известных значениях покупательной способности и площади складов класса А в каком-либо из европейских городов можно расчетным путем определить рост складских площадей в российских городах в ближайшее время. В таблице 4 приведены значения покупательной способности некоторых российских городов, по информации компании Jones Lang LaSalle, и прогнозируемая величина складских площадей класса А, пропорциональная этому значению покупательной способности.