Научные статьи на тему управление персоналом

Самослужащий сотрудник

До кризиса было неоспоримым утверждение о том, что компания нанимает сотрудника, создает ему условия для работы и платит деньги. В период кризиса и в посткризисный период стали говорить о том, что не только компания нанимает сотрудника, но и сотрудник нанимает компанию! Устройство на работу — это равные переговоры двух бизнес-субъектов — компании и специалиста. Последний имеет видение своей карьеры и своей реальной стоимости на рынке, цели развития, соответствующие компетенции и, естественно, стремится как можно выгоднее продать свои личные ресурсы в сотрудничестве с компанией, предлагающей рабочее место.

Сейчас все знают, что заботиться о своей карьере нужно самому, строить себя как персональный бренд, вкладывать деньги в собственное обучение, развитие и здоровье. Нельзя стагнировать в профессии, пассивно сидеть на выполнении одних и тех же задач больше полутора-двух лет. Не следует смиряться со стеклянным потолком, когда нет движения вперед, а рутинные задачи снижают мотивацию.

В этом случае нужно искать себя на внутреннем или внешнем рынке. Поиск себя на внутреннем рынке заключается в формулировании заказа на развитие карьеры в своей Службе персонала. Менеджеры по персоналу оценят наличные компетенции, разработают план развития и обучения, и через год снова проведут оценку. Если показатели будут высокими, сотрудник получит повышение или новое направление.

Конечно, не все бизнесы могут позволить себе создание карьерных возможностей для развивающихся сотрудников, но в этом случае люди начинают искать себя на внешнем рынке — подают резюме в сетевые агентства по трудоустройству, ходят на собеседования, мониторят свои возможности и стоимость на внешнем рынке.

В последнее время руководители, сидящие на модуле «Управление персоналом» МВА, стали часто говорить, что их подчиненные открыто подают резюме в поисковые рекрутинговые агенства в Интернете, не опасаясь, что руководитель об этом узнает. Тем самым, они подают сигналы о том, что не довольны условиями работы и готовы рассматривать другие, более интересные предложения. Таковы условия современного рынка!

Задачи и цели менеджмента как процесса

Не получится понять, что такое эффективное руководство, если у вас не было в подчинении, пусть и на короткое время, хотя бы 2-3 человек. Казалось бы — ничего сложного в таком деле нет, однако, поверьте, менеджменту для нормального и адекватного руководства нужно долго, упорно и без формального отношения учиться даже тогда, когда у вас 2 подчинённых.

Со стороны кажется — подчинённые упорно трудятся, а менеджер знай себе покрикивает и руководит, ничего не делая для этого — при этом маховики производства крутятся и всё работает, как хорошие швейцарские часы.

На деле такая практика не проходит — здесь всё гораздо сложнее. Чтобы эффективно руководить, нужно чётко понимать и знать все особенности производственных и иных локальных процессов на производстве или в организации.

Только эффективное руководство может приносить прибыль и помогать вашему делу расти, неэффективные менеджеры постоянно будут тянуть бизнес вниз и не дадут даже самому успешному проекту реализоваться в полной мере. Любой, даже самый «мелкий» руководитель в своей повседневной работе должен руководствоваться общепринятыми нормами и моментами, которые дадут возможность действительно эффективного руководства.

Пример: менеджер по вопросам персонала в компании по найму водителей грузовых автомобилей должен в идеале не только отлично знать кадровое делопроизводство и руководить своими подчинёнными в соответствующей службе, но и неплохо водить грузовики различных марок и знать специфику работы водителя на рейсах любой продолжительности и сложности.

А адекватный бригадир смены грузчиков на крупном складе при ситуации, когда требуется погрузка груза различных габаритов в течение короткого промежутка времени, не только найдёт людей и пошлёт их работать, но и предложит им своеобразный лайфхак.

Дело в том, что если вынести груз на площадку, куда приедет автомобиль заранее, и расставить его (тяжелые грузы ближе к месту прибытия, а остальное подальше), то такая оптимизация труда позволит значительно сэкономить силы. Менеджер без должного опыта или с повышенной ленью просто не позаботится об этом вопросе заранее, в итоге работа будет идти дольше, а негативных эмоций от подчинённых, выполняющих «двойную» работу, просто не получится избежать. От такой ситуации точно не выиграет никто.

На содержание менеджмента в организации будут влиять 2 группы факторов:

  • тенденции развития бизнеса в целом (зависит от направления деятельности компании);
  • экономические факторы, зависящие от территориального или национального аспектов.

Все локальные менеджерские задачи подчиняются его основной цели — слаженной и максимально гармоничной работе бизнеса, эффективному функционированию всех его составных элементов.

Вспомогательные задачи менеджерской работы:

  • выживание бизнеса в условиях рыночной экономики и конкуренции, продолжение работы в своей экономической нише, а также максимально возможное и корректное развитие бизнеса в зависимости от его целей, определённых руководством;
  • достижение целей в плане поставленного руководством уровня реального дохода и валовой прибыли, а также выполнение остальных задач, поставленных перед организацией;
  • создание и развитие комфортных для развития и полноценного существования бизнеса условий во всех аспектах работы компании и её персонала;
  • прогнозирование ситуаций, которые могут стать стрессовыми для бизнеса и преодоление таких рисков без потерь как в финансовом, так и в человеческом аспектах работы;
  • постоянный контроль над эффективностью профессиональной деятельности персонала.

Управление персоналом производится на основании количества людей, работающих в организации, а также масштабов её деятельности. Условно весь управленческий состав предприятия можно разделить на высший и средний менеджмент, а также на менеджеров низшего звена.

Научные статьи на тему управление персоналом

Новые типы карьер

После кризиса стали говорить о «путешествии» сотрудника в компании, т.е. прохождении им по разным карьерным «дорогам». Действительно, развитие карьеры сотрудника — это не только траектория вертикальной карьеры, когда он неизбежно становится руководителем сначала маленькой группы, потом большого коллектива.

В последнее время выделяют много разных карьер. Так, популярна горизонтальная карьера, когда сотрудник остается на прежней позиции, но формирует новые задачи, развивая свой функционал и получая возможности для более высоких заработков. Интересной считается карьера по типу ротации — перехода в другое подразделение с дополнительным обучением по недостающим компетенциям.

Может быть «карьера одной ночи», когда сотрудник высказывает интересную бизнес-идею и быстро становится руководителем прибыльного проекта в компании. Такую карьеру еще называют центростремительной или реактивной карьерой.

Может быть организована карьера по типу расширения масштаба рабочих задач — масштабирование. В этом случае сотрудник переезжает в регион, создает новый филиал и набирает под себя команду специалистов. Если раньше он работал с командой 5-7 человек в столичном регионе и с малыми бюджетами, то в этом случае он набирает команду в несколько десятков человек и существенно расширяет свои бюджетные полномочия.

Для молодых сотрудников может быть интересной карьера, связанная со стажировкой на другом заводе в «материнской» компании или компании-партнере — это быстрое обучение и обмен опытом.

Реальна карьера по типу внутреннего предпринимательства в собственной компании, через диверсификацию бизнеса переходящей в формат холдинга. В этом случае, сотрудник может стать лидером нового направления, получить относительную финансовую самостоятельность, работать на бизнес и себя самого.

Идеи о разнообразии карьер хорошо ложатся на современные представления о нелинейной форме одаренности современного человека, когда в течение карьерной жизни он проявляет разные способности и меняет профессиональную принадлежность от двух и более раз (6).

Как стать по-настоящему успешным менеджером что для этого нужно

Кто же такой менеджер, если судить по определениям из словаря? Это — руководитель, осуществляющий прямое руководство над подчинёнными ему людьми. Менеджерами являются все руководители, вне зависимости от количества их подчинённых — только формальное разделение по уровню ответственности может определить уровень менеджера.

Руководители отделов и групп относятся к менеджменту среднего и низшего звена, а руководство бизнесом и отдельными направлениями в нём может быть условно отнесено к топ- или высшему менеджменту.

Менеджеры топ уровня принимают решения, которые выполняют подчинённые им руководители. В случае, если, к примеру, руководителями компании принимается решение о повышении уровня продаж продукции, то конкретные меры зависят напрямую от руководителей среднего и низшего звеньев, которые и будут выполнять поставленные планы.

Расскажем несколько полезных для каждого успешного менеджера советов.

Наладьте со своими подчинёнными и руководством взаимопонимание. Руководитель обязательно должен понимать как мысли руководства, так и потребности своих подчинённых. Коммуникабельность для менеджера является крайне важным качеством, которое позволит наладить коммуникацию со всеми людьми вокруг вне зависимости от их должности и социального статуса. Именно «здоровые» отношения менеджера и подчинённых приносят максимально позитивные результаты.

Научитесь мотивировать окружающих. Помните, что единой формы мотивации просто не существует, так как для разных людей есть различные вещи и формы мотивации, которые на них подействуют. Здесь очень хорошо помогут вам знания человеческой психологии и особенностей ваших подчинённых, которые обязательно должны быть у эффективного менеджера. Все люди разные — кто-то жаждет прибавки в денежном эквиваленте, кому-то хочется карьерного роста, а некоторые люди будут очень рады дополнительному выходному или дню отгула.

Давайте и получайте обратную связь. Регулярно и, по возможности, обо всём общайтесь с вашими подчинёнными. Поверьте, этого будет более, чем достаточно, для того, чтобы понимать реальное состояние дел в вашем отделе и на предприятии в целом. А умение свободно доносить свои мысли как до своего заместителя, так и до любого работника отдела, станет серьёзным подспорьем для дальнейшего развития.

Постоянно занимайтесь саморазвитием. Без этого просто не получится быть хорошим руководителем, который знает всё то, что и его подчинённые, а ещё немного больше.

Планирование — способ решения большого количества проблем. Причём, большинство из них может быть решено ещё до их возникновения. На стадии планирования обязательно спрашивайте совета у подчинённых — это не только даст им возможность принять участие в вашей работе, но и позволит почувствовать себя причастными к важным решениям.

Знайте о том, что происходит в коллективе

Осведомлённость — крайне важное дело, которое позволит вам знать о том, что происходит в коллективе, которым вы управляете. Недаром говорят, что лучшие менеджеры получаются из рядовых работников, которые знают всю «кухню» изнутри.

Используйте творческий подход к решению вопросов

Поверьте, далеко не всегда всё можно узнать из должностной инструкции, аналогично — использование принятых правил не всегда позволит решить конфликтную или спорную ситуацию.

Я благодарю вас за внимание. Искренне уверен в том, что, благодаря моим советам, у вас получится стать более эффективным руководителем и приносить пользу не только себе, но и компании

Знаю, что информация, которая есть в моей статье, вполне достаточно для того, чтобы научиться эффективно руководить самим собой — а это, поверьте, самый сложный вид менеджмента.

Напоследок рекомендуем Вам посмотреть несколько хороших видео на тему «Менеджер» – они могут быть полезны!

Персонал ключевой ресурс бизнеса

Если оценивать общую тенденцию, то можно констатировать, что Россия выдержала кризис за счет двух факторов: наличия сырьевых природных ресурсов и сильных человеческих ресурсов (1). Сейчас нас интересует второй фактор — люди.

«Мягкая оптимизация» расходов на персонал началась в конце 2008 г., когда сокращали затраты на корпоративные мероприятия, дополнительные социальные бонусы и обучение сотрудников. Позже, в ходе «жесткой оптимизации» началось сокращение людей, в результате чего на свободном рынке оказались миллионы безработных. Люди уходили, в основном, по взаимному соглашению сторон. В настоящее время объем безработицы уменьшается, но еще есть специалисты, которые не востребованы.

Кого увольняли и кого сохраняли в бизнесах? Нередко руководство опиралось на формулу персонала 40 : 50 : 10. Расшифровка формулы звучит так: в компании должно быть не менее 40% ключевых сотрудников, приносящих реальную прибыль бизнесу (8). Это, прежде всего, руководство, лидеры проектов, наставники, опытные продавцы и клиентщики, неформальные лидеры-харизматики, сотрудники, имеющие уникальные компетенции и креативщики.

Ключевых сотрудников оставляли в компаниях, нагружая дополнительной работой из функционала тех, кто был уволен. В итоге, они устали, выгорели, но выдержали испытание с честью, усилив свои компетенции и став, по существу, кризис-менеджерами каждый в области своей компетентности.

Вторая группа сотрудников, которую обозначают «золотой серединой» (до 50%), проходила оценку по компетенциям при помощи аттестации и Assessment Center. Многие из них перешли в группу ключевых сотрудников, которых сохранили для бизнеса. Были и те, кому предложили расстаться без взаимных обид.

Третья группа немотивированных и низкоэффективных сотрудников, которых называют балластом, в начале кризиса была поставлена на сокращение (до 10% от численности персонала, во многих случаях, численность балластных людей была выше 20%).

В последние месяцы, когда кризис пошел на убыль, многие компании стали вкладывать деньги в обучение и развитие персонала, особенно ключевых сотрудников, тем самым, подтверждая тезис о том, что персонал — реально ключевой ресурс бизнеса.

Менеджмент что это такое и с чем его едят

Как и подавляющее большинство заимствованных слов, «менеджмент» пришёл к нам из английского. В переводе на наш язык слово management может быть истолковано как умение руководить кем-либо, администраторская деятельность или управление.

Однако, важно сразу оговориться — менеджмент не относится к понятию управления в самом широком его смысле. То есть, менеджментом не считается управление каким-то видом транспорта, к примеру велосипедом

Вот управление персоналом — это и есть менеджмент. При этом понятие относится исключительно к моментам, когда человек управляет другими людьми, а не компьютерами или станками.

В учебниках по экономической теории есть разнообразные определения менеджмента, которые разнятся от года выпуска книги и от того, в какой сфере рассматривается понятие. Поэтому, целесообразно будет сразу сказать, что у менеджмента есть несколько определений. Рассмотрим только некоторые из них:

  1. Вид профессиональной деятельности, который из себя представляет процесс постоянного осуществления определённых действий и принятие решений, направленных на обеспечение работы коллектива и выполнение его участниками своих профессиональных обязанностей.
  2. Непосредственно процесс управления, в котором с обеих сторон участвуют люди — в общее понятие входит множество мелких процессов: прогнозирование деятельности и её результатов, координация работы подразделений и служб, контроль процессов и аналитическая работа, позволяющая осуществлять долгосрочное планирование. Именно эти моменты, а также их объединение в единое целое позволяют происходить нормальной и эффективной управленческой деятельности.
  3. Менеджментом также называется часто управляющий состав организации или предприятия. Входящие в её состав специалисты осуществляют полномерное и плановое руководство людьми, находящимися под их руководством.
  4. Также это наука, изучающая особенности взаимодействия руководителей и подчиненных, а также правила поведения руководителя в повседневной работе для максимально эффективного управления.
  5. Искусство, позволяющее эффективно управлять подчинёнными людьми, включающее в себя повседневную работу и деятельность в стрессовых ситуациях различного плана. Менеджмент в этом аспекте подразумевает под собой не только знание и владение определёнными методиками работы, но и понимание природы человеческого поведения и его особенностей на интуитивном уровне.
  6. Знания, позволяющие максимально эффективно и с достижением качественных показателей руководить не только человеческими ресурсами, но и использовать в процессе работы денежные, сырьевые и иные ресурсы, позволяющие более эффективно организовывать рабочие процессы.

Все определения, которые приведены выше, при этом не просто являются понятиями, сходными друг с другом по сути, но и дополняют друг друга, тем самым давая более общее определение.

Научные статьи на тему управление персоналом

2. Классификация стилей менеджмента

Стили могут
классифицироваться по разным критериям:

А. Критерий
участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко
здесь различают три стиля:

  • авторитарный
    (единолично менеджер решает и приказывает
    — сотрудники исполняют);

  • сопричастный
    (партисипативный) (сотрудники участвуют
    в той или иной мере в принятии решений);

  • автономный
    (либеральный) (менеджер играет сдерживающую
    роль — сотрудники решают сами, обычно
    большинством).

Авторитарный стиль
управления имеет разновидности:

  • диктаторский
    (менеджер все решает сам, сотрудники
    исполняют под угрозой санкций);

  • автократический
    (менеджер имеет в своем распоряжении
    обширный аппарат власти);

  • бюрократический
    (авторитет менеджера стоится на
    формальных иерархических положениях
    системы);

  • патриархальный
    (менеджер имеет авторитет «главы семьи»,
    сотрудники неограниченно ему доверяют);

Сопричастный стиль
тоже имеет варианты:

  • коммуникационный
    стиль (менеджер затрудняется в принятии
    решения и информирует сотрудников,
    последние задают вопросы, высказывают
    свое мнение, однако в конце концов
    должны следовать указаниям менеджера);

  • консультативный
    стиль управления (то же самое, но решения
    принимаются совместно, совещательно);

  • совместное решение
    (менеджер выдвигает проблему, указывает
    ограничения, сотрудники сами принимают
    решение, менеджер сохраняет право вето.
    Менеджер принимает на себя всю
    ответственность).

Автономный
(либеральный) стиль – полная
противоположность авторитарному.
Самоустранение менеджера из процедуры
разработки и принятия управленческого
решения.

Б. Критерий
ориентации на сотрудников или на
выполнение задач.

Одной из самых
известных классификаций является
«Управленческая решетка», разработанная
Дж. С. Мутоном и Р. Блэйком, которая
включает пять основных стилей работы
с персоналом (рис. 12.1).

Научные статьи на тему управление персоналом

Рис. 12.1. Управленческая
решетка

Концепция решетки
– любой результат в управлении достигается
в «силовом поле» между интересами
производства и человека.

Первая силовая
линия (горизонтальная) ориентирует на
максимальный объем производства, который
выражается в разнообразных формах
товаров и услуг. Постоянные цели:
максимально высокие прибыли, снижение
издержек производства, повышение
производительности труда. Мотивация
развита слабо, основная форма стимулирования
– размер заработной платы.

Вторая силовая
линия (вертикальная) – направлена на
человека. Постоянные цели: условия труда
должны в наибольшей степени отвечать
потребностям человека, у работников
должно быть хорошее самочувствие, в
коллективе должна быть создана
доброжелательная дружеская атмосфера.

Между этими силовыми
линиями существует постоянное
противоречие

В реальной практике
управления следует уделять внимание
обеим силовым линиям, добиваясь их
рационального сочетания

Мутон и Блэйк
описали позиции решетки следующим
образом:

1.1 – позицию иногда
называют «страх
перед бедностью
».
Со стороны руководителя требуется лишь
минимальные усилия, чтобы добиться
такого качества работы, которое позволяет
избежать увольнения; (слабое управление)
— нет давления на сотрудников, нет
заботы о них, также слаба забота о решении
задач менеджмента. Полезная отдача
мала.

1.9 – «дом
отдыха
».
Руководитель сосредотачивается на
теплых человеческих взаимоотношениях,
но мало заботится об эффективности
выполнения задания; (клубное управление)
— господствует дружеская атмосфера,
но пренебрегают решением задач.

9.1 –
«авторитет-подчинение».
Руководитель максимально заботится об
эффективности выполняемой работы, но
обращает мало внимания на моральный
настрой подчиненных; (управление по
задачам) — с сотрудниками обращаются,
как с исполнительными механизмами,
можно добиться высокой эффективности,
но страдают человеческие отношения.

5.5 – «организация».
Руководитель достигает приемлемого
качества выполнения задания, находя
баланс эффективности выполнения работы
и хорошего морального настроя подчиненных;
(управление по среднему пути) — достигается
компромисс между требованиями по работе
и интересами сотрудников, средняя
производительность труда.

9.9 – «команда».
Благодаря
усиленному вниманию к подчиненным и
эффективности работы руководитель
добивается того, что подчиненные
сознательно приобщаются к целям
организации.

Нельзя
однозначно утверждать, что тот или иной
стиль является самым эффективным. Выбор
стиля управления определяется не только
личностными характеристиками менеджера,
но и характеристиками персонала, стадией
жизненного цикла организации, технологией
производства, ситуацией во внешней
среде и т.д.

Команда как коллективный интеллект

В России есть высокоэффективная технология, разработанная нашими специалистами и направленная на использование интеллектуального потенциала коллектива единомышленников — это технология организационно-деятельностных игр (10). В последние годы эту технологию используют для принятия инновационных решений в бизнесе в форме мозговых атак по подразделениям, а также активного обучения в формате командного тренинга.

Здесь нужно выделить такие важные принципы, как организация коллективного интеллекта и создание условий для принятия инновационного решения, не имеющего аналогов, и одновременного рефлексивного анализа принимаемого решения.

Коллективный интеллект — это команда людей, консолидированных единой целью. В такой команде должны быть такие участники, несущие обязательные коллективные роли: организатор (интеллектуальный лидер, собирающий общую картинку движения по принятию решения), носители конкретных компетенций в разных профессиональных областях, критики (выделяющие ошибки и риски в ходе принятия решения), коммуникаторы (объединяющие участников дискуссий), вопрошатели (задающие вопросы для активизации дискуссии), рефлексирующие (проводящие анализ способов коллективного мышления), схематизаторы (визуализирующие результаты коллективного поиска).

Как правило, коллективный интеллектуальный поиск проходит такие этапы: постановка проблемы и проблематизация, поиск всех возможных вариантов решения проблемы, фильтрация и выбор одного или нескольких лучших решений, разработка программы действий по реализации выбранного решения, назначение ответственных, определение ключевых показателей решения, контроля по результатам и временным параметрам.

Организационно-деятельностная игра — это современный командный тренинг: презентация проблемы, организация команд, мозговые штурмы в командах, презентация решения от каждой команды на общем обсуждении, выбор лучшего решения.

В период кризиса во многих бизнесах проходили мозговые атаки по такой технологии: люди искали выходы, интересные решения и инновационные подходы, чтобы не только удержать свою компанию на хорошем уровне по показателям, но и быть готовыми быстро сделать бизнес-прорыв, как только кризис пойдет на спад.

Adblock
detector