Виды логистики



2 Транспортная логистика

Транспортная логистика– это
перемещение требуемого количества
товара в нужную точку, оптимальным
маршрутом за требуемое время и с
наименьшими издержками.

При управлении материальными потоками
на транспортных участках решаются
специфические задачи транспортной
логистики. Совокупный объем транспортной
работы, выполняемой в процессе доведения
материального потока от первичного
источника сырья до конечного потребителя,
можно разделить на две большие группы
(примерно равные):

— работа, выполняемая транспортом,
принадлежащим специальным транспортным
организациям (транспорт общего
пользования);

— работа, выполняемая собственным
транспортом всех остальных (нетранспортных)
предприятий – транспорт необщего
пользования.

Транспорт общего пользования– отрасль народного хозяйства, которая
обслуживает сферу обращения и население.
Этот вид транспорта часто называют
магистральный(магистраль – основная,
главная, линия в какой-либо системе, в
данном случае – в системе путей
сообщения). Понятие транспорта общего
пользования охватывает городской,
железнодорожный, водный (морской и
речной), автомобильный и воздушный, а
также трубопроводный транспорт.



Транспорт необщего пользования– внутрипроизводственный транспорт,
а также транспортные средства всех
видов, принадлежащие нетранспортным
предприятиям; является, как правило,
составной частью каких-либо производственных
систем.

Транспорт участвует во множестве
технологических процессов, выполняя
задачи логистической системы, и существует
как достаточно самостоятельная
транспортная область логистики, требующая
многоаспектной согласованности между
участниками транспортного процесса.
Таким образом, к задачам, решение которых
усиливает согласованность действий
непосредственных участников транспортного
процесса, относят:

— обеспечение технического соответствия
участников транспортного процесса;

— обеспечение технологического
соответствия участников транспортного
процесса;

— согласование экономических интересов
участников транспортного процесса;

— использование единых систем планирования.

Результат использования транспортной
логистической системы – высокая
вероятность выполнения «шести правил
логистики»: нужный груз, в нужном месте,
в нужное время, в необходимом количестве,
с минимальными затратами.

Расчеты за услуги, оказываемые
транспортными организациями, осуществляются
с помощью транспортных тарифов. Тарифы
включают в себя:

— платы, взыскиваемые за перевозку
грузов;

— сборы за дополнительные операции,
связанные с перевозкой грузов;

— правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные
тарифы являются формой цены на продукцию
транспорта. Их построение должно
обеспечивать:

— транспортному предприятию — возмещение
эксплуатационных расходов и возможность
получения прибыли;

— покупателю транспортных услуг —
возможность покрытия транспортных
расходов.

Одним из существенных факторов, влияющий
на выбор перевозчика, является стоимость
перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная
в условиях конкуренции, также может
вносить коррективы в транспортные
тарифы. Например, железные дороги
Российской Федерации испытывают сегодня
серьезную конкуренцию автомобильного
транспорта в области перевозок небольших
партий грузов так называемых мелких и
малотоннажных отправок. Это оказывает
сдерживающее влияние на рост соответствующих
железнодорожных тарифов.

Умелым регулированием уровня тарифных
ставок различных сборов можно стимулировать
также спрос на дополнительные услуги,
связанные с перевозкой грузов.

Также как и другие функциональные
области логистики, транспортная логистика
четко очерченных границ не имеет. Методы
транспортной логистики применяются
при организации любых перевозок. Однако
приоритетным объектом изучения и
управления в этом разделе является
материальный поток, имеющий место в
процессе перевозок транспортом общего
пользования.

К задачам, решаемым транспортной
логистикой, специалисты относят
:

— создание транспортных систем, в том
числе создание транспортных коридоров
и транспортных цепей;

— Обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса;

— совместное планирование транспортного
процесса со складским и производственным;

— определение рационального маршрута
доставки груза;

— выбор типа и вида транспортного средства
и др.

Цели и принципы логистики. Задачи логистики

Основная
цель логистики

– необходимо доставить нужный продукт
нужного качества в нужном количестве
в нужное время в нужное место нужному
потребителю с нужными (минимальными)
затратами.Глобальная
цель логистики

– сокращение цикла, уменьшение запасов.

Принципы
логистики.
1) принцип
сис­темности,
означающий организацию и осуществление
за­купок, хранения, производства,
сбыта и транспортировки как единого
процесса.2)Комплексностьформирование
всех видов обеспечения (развитой
ин­фраструктуры) для осуществления
движения потоков в кон­кретных
условиях;-координация действий
непосредственных и опосред­ствованных
участников движения ресурсов и
продуктов;-осуществление
централизованного контроля выполнения
задач, стоящих
перед логистическими структурами
фирм;-стремление
фирм к тесному сотрудничеству с внешними
партнерами
по товарной цепочке и установлению
прочных связей между различными
подразделениями фирм врамках
внутренней
деятельности

2)Научность:усиление
расчетного начала на всех стадиях
управ­ления
потоком
от планирования до анализа, выполнение
подробных расчетов всех параметров
траектории движенияпотока;-признание
за квалифицированными кадрами
статусасамого важного ресурса
логистических структур
фирмы.3)Конкретность:четкое
определение конкретного результата
как цели перемещения потока в соответствии
стехническими,
экономическими и другими
требованиями;-осуществление движения
снаименьшими
издержками всех видов ресурсов;-руководство
логистикой со стороны учетно-калькуляционных
подразделений или структурных органов,
ре­зультаты работы которых измеряются
полученной прибы­лью.4)Конструктивность:диспетчеризация
потока, непрерывное отслежива­ние
перемещения и изменения каждого объекта
потока и оперативная корректировка его
движения; тщательное выявление деталей
всех операций материально-техничес­кого
обеспечения и транспортировки
товаров.5)Надежность:обеспечение
безотказности и безопасности движения,
резервирование коммуникаций и технических
средств для изменения в случае
необходимости траектории движения
потока;-широкое
использование современных технических
средств
перемещения и управления движением;
высокиескорости и качество поступления
информации и технологии ее
обработки.6)Вариантность:возможность
гибкого реагирования фирмы на колебания
спроса1
и другие возмущающие воздействия внешней
среды;-целенаправленное создание
резервных мощностей,загрузка которых
осуществляется в соответствии с
предварительно разработанными резервными
планами фирмы

Концепция
логистики раскрывается следующими
положениями:-учет логистических издержек
на протяжении всей логистической
цепи;-гуманизация технологических
процессов, создание современных условий
труда;-развитие логистического сервиса.

Задачи:1.прогноз
спроса и, на его основе, планирование
запасов;2.определение необходимой
мощности производства и транспорта;3.разработка
научных принципов распределения готовой
продукции на основе оптимального
управления мате­риальными потоками;
4.разработка научных основ управления
перегрузоч­ными процессами и
транспортно-складскими операциями в
пунктах производства и у
потребителей;5.построение различных
вариантов математических моделей
функционирования логистических
систем;6разработка методов совместного
планирования, снаб­жения, производства,
складирования, сбыта и отгрузки го­товой
продукции, а также ряд других задач.