Какие льготы установлены для сельхозпроизводителей



НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Налогоплательщик налога на прибыль организаций — сельскохозяйственный товаропроизводитель по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данной организацией собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке налога в размере 0 процентов, организует ведение отдельного налогового учета.

Об этом Письмо Минфина РФ от 14.07.2008 N 03-03-06/1/403.

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 »Налог на прибыль организаций» плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ »О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 110-ФЗ) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом »О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.



В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона N 110-ФЗ в период 2004 — 2008 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в размере 0 процентов.

В отношении прочих доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей действует ставка в размерах, предусмотренных ст. 284 Кодекса.

При этом, согласно п. 2 ст. 274 Кодекса налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Нулевой сельхозналог новый плюс для аграриев в Подмосковье

Какие льготы установлены для сельхозпроизводителей

Закон о нулевой ставке по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) в Московской области могут принять уже совсем скоро. Это будет маленькая революция на аграрном рынке, уверены эксперты: налоговая нагрузка на подмосковных производителей снизится, отрасль станет более привлекательной для инвестиций, а потребителей ждут выгодные цены на продукцию.

Один за всех

Сегодня ЕСХН заменяет аграрным предприятиям сразу несколько видов налога: на прибыль, имущество и добавленную стоимость. Благодаря простоте расчета он значительно облегчает работу бухгалтерам. Однако региональные власти уверены: будет еще лучше, если на время избавить сельхозпроизводителей от необходимости уплачивать ЕСХН.

Напомним, три года назад Мособлдума внесла в Госдуму РФ законопроект о передаче регионам России права самостоятельно определять ставки единого сельскохозяйственного налога. В феврале нижняя палата парламента приняла документ, который вступит в силу в следующем году.

Привлечь инвестиции

– Минсельхозпрод области предложил установить нулевую ставку, – отмечает председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Мособлдумы Сергей Керселян. – Этот проект мы рассмотрели на совместном заседании комитетов по аграрной политике и бюджету и единогласно поддержали.

В случае принятия законопроекта областных сельхозпроизводителей освободят от уплаты налога уже с 1 января 2019 года. Льготой они смогут пользоваться три года. Консолидированный бюджет региона при этом не досчитается части доходов – ориентировочно это около 70 млн руб. ежегодно. Однако, по словам экспертов, позитивный эффект будет гораздо больше.

– Повысится инвестиционная привлекательность отрасли, и, как следствие, увеличится количество сельскохозяйственных предприятий, – считает Сергей Керселян. – Это, в свою очередь, приведет к появлению новых рабочих мест и увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Революционный эффект

В Московском крестьянском союзе ожидаемое нововведение уже называют революционным: там уверены, что оно будет иметь эффект амнистии для аграриев.

– Это не только уменьшит налоговую нагрузку на производителей, но и выведет из тени тех, кто сейчас работает под видом личных подсобных хозяйств и не проводит платежи через официальные счета, чтобы сэкономить на налогах, – говорит председатель совета союза Василий Тимофеев.

В первую очередь нововведение положительно скажется на работе небольших фермерских хозяйств, ведь для их скромных бюджетов даже ставка 6% была существенной.

Сергей Керселян, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы:

– В данный момент законопроект проходит стадию согласования в правительстве Московской области, ждем его внесения в Мособлдуму. Возможно, уже этим летом он будет принят.

Потребитель выиграет

Снижение налоговой нагрузки благотворно скажется на стоимости сельскохозяйственной продукции.

По федеральному закону со следующего года освобождение от НДС для выбравших единый сельхозналог аграриев перестанет действовать.

Платить налог на добавленную стоимость в области, как по всей стране, будут по льготной ставке 10%. Это могло бы привести к увеличению цен на товары, но теперь такой риск, скорее всего, будет минимальным.

– Спрос на продукты питания очень эластичен, – поясняет владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота. – Если ты поднимаешь цену на 10%, он падает сразу на 30%, поскольку потребители очень сильно ориентируются на стоимость. Предложенный подмосковным правительством законопроект очень важен. Он позволит поддержать и производителей, и население региона.

По словам собеседника, стоимость истринских сыров может не просто остаться на прежнем уровне, а даже снизиться – по мере роста производства. Судя по позитивному настрою аграриев, это далеко не единственный пример.

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:

– В налоговый кодекс внесено изменение, позволяющее субъектам с 2019 года устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН от 0 до 6%. Наше министерство в целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, в том числе и фермерства, а также повышения рентабельности предприятий предложило установить нулевую налоговую ставку.

Точка зрения судей

Суды при разрешении обозначенной проблемы обращают внимание на то, какое отношение имеет данная операция к сельхозпроизводству. Приведем примеры

В Постановлении АС УО от 27.03.2015 N Ф09-738/15 по делу N А71-4698/2013 поводом для спора стала разовая сделка птицефабрики по продаже основного средства, ранее использованного в производственной деятельности.

Оценив установленные по делу фактические обстоятельства и имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности, АС УО признал правомерными действия сельхозтоваропроизводителя, включившего сумму дохода от реализации основных средств (внереализационного дохода) в состав доходов от производства сельскохозяйственной продукции при расчете удельного веса такого дохода.

Как подчеркнули суды, спорные автотранспортные средства и устройства являлись основными средствами, до продажи использовались птицефабрикой в производственной деятельности (производстве сельскохозяйственной продукции). Реализация основных средств не носила систематический характер, а была вынужденной, обоснованной мерой. Денежные средства от реализации основных средств направлены по целевому назначению, определенному, в частности, на приобретение техники, оборудования и другие цели, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

При этом АС ЦО отметил, что отнесение к деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции, совершенных птицефабрикой сделок по реализации основных средств, обусловленной условиями производства, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 10864/09 по делу N А78-5025/2008, от 09.03.2011 N 13050/10 по делу N А32-24596/2007-45/127-2009-58/193.

Здесь также уместно упомянуть о Постановлении АС УО от 19.11.2014 N Ф09-7705/14 по делу N А34-819/2014. Спор в нем возник в отношении разовых операций по продаже стеновых панелей, сеялки и жатки. Вот какие выводы сделали арбитры на этот раз. Отметив, что реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, судьи АС УО указали, что доходы от продажи названных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

По мнению арбитров, при расчете пропорции по определению удельного веса доходов от реализации сельхозпродукции во внимание принимаются только доходы от реализации товаров (работ, услуг), а внереализационные доходы не учитываются вовсе. Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод

Вопрос о том, как учитываются внереализационные доходы от продажи имущества при расчете процентной доли дохода от реализации сельхозпродукции, не имеет однозначного решения. Мнения арбитров и судей на этот счет расходятся. А это значит, что доказывать наличие связи между полученным доходом и производством сельхозпродукции налогоплательщику, скорее всего, придется в судебном порядке

Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод. Вопрос о том, как учитываются внереализационные доходы от продажи имущества при расчете процентной доли дохода от реализации сельхозпродукции, не имеет однозначного решения. Мнения арбитров и судей на этот счет расходятся. А это значит, что доказывать наличие связи между полученным доходом и производством сельхозпродукции налогоплательщику, скорее всего, придется в судебном порядке.

А.А.Сурков

Эксперт журнала

«Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (ЕНВД). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-52-49 (Москва)

+7 (812) 467-35-03 (Санкт-Петербург)

+7 (800) 350-23-69 доб.261 (Общефедеральный)

bs-life.ru

Когда применяется льгота по транспортному налогу

Транспортный налог в сельском хозяйстве платится не всегда. Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу. Так, он не рассчитывается с тракторов, самоходных комбайнов всех марок, а также спецмашин. Последние представляют собой молоковозы, скотовозы и технику для перевозки птицы. К специальным относятся и машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Но чтобы у инспекторов не было возражений, хозяйству нужно соблюсти ряд условий. Проанализируем их.

Статус сельхозпроизводителя

Для применения льготы хозяйство должно иметь статус сельхозпроизводителя. То есть оно должно производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую переработку и продавать ее. При этом доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе от продаж должна составлять не менее 70 процентов.

В письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05 чиновники пояснили: соблюдение данного условия является обязательным, чтобы освободить сельхозтехнику от налога. В противном случае для применения льготы будет недостаточно ни регистрации техники за предприятием, ни ее использования в сельскохозяйственных работах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010).

Применение техники

От налога освобождаются не только тракторы и комбайны, но и специальные автомашины, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции.

Например, у хозяйства может быть грузовой фургон, оборудованный кузовом, предназначенным исключительно для перевозки сельскохозяйственных животных, или седельный тягач со специальным прицепом, используемый для этих же целей. В этом случае у хозяйства есть шанс убедить судей, что техника нужна исключительно для перевозки скота (постановление ФАС Центрального округа от 11 марта 2014 г. № А48-1307/2013). Даже несмотря на то, что такие машины могут предназначаться и для других целей.

При проверке налоговики смотрят, под каким кодом содержится наименование техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Например, седельные тягачи имеют код 153410210, в то время как, например, спецавтомобили-фургоны или автоцистерны входят в группировку с кодом 153410040. То есть тягачи не могут быть отнесены к таким категориям машин.

Кроме того, по мнению чиновников, для признания транспортного средства специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.

Тем не менее хозяйство может попробовать отстоять свою точку зрения в суде. Так, ФАС Уральского округа посчитал, что отсутствие такой отметки еще не основание для исключения транспорта из состава специального (постановление от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2).

Получается, что если, например, сельхозпроизводитель для перевозки птицы оборудовал машину, то отсутствие в ее паспорте соответствующей отметки не означает, что льготу применять нельзя.

Более того, такой транспорт можно использовать и не по прямому назначению: для вывоза помета. Ведь это обусловлено особенностями выращивания и содержания птицы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40)).

Правда, в некоторых случаях судьи все же могут посчитать, что техника в соответствии с классификатором ОК 013-94 не относится к специальной, а лишь используется для производства сельхозпродукции, поэтому по ней не применяется льгота (постановление ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009).

Льготы по водному налогу в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Льгота по транспортному налогу для сельхозтоваропроизводителей в 2018

  • Физлица, владеющие транспортным средством (ТС) с максимально разрешенной грузоподъемностью свыше 12 т – при этом автомобиль должен быть зарегистрирован в специальном реестре ТС, а общая сумма платы за причиняемый автодорогам вред равна или превышает начисленный транспортный налог.
  • Льгота по ТН рассчитывается путем уменьшения самого налога на сумму платы.
  • Моторные (весельные) лодки свыше 5 л.с.
  • Легковой автотранспорт, рассчитанный на инвалидов.
  • Легковой автотранспорт до 100 л.с., приобретенный только через органы соцзащиты.
  • Речные (морские) суда промыслового типа.
  • Воздушные (морские, речные) суда, предназначенные для грузо- и/или пассажироперевозок.
  • Спецавтомобили, тракторы, комбайны самоходные, используемые в сельском хозяйстве.
  • ТС в розыске при обязательном подтверждении факта кражи (угона) с помощью документации уполномоченных органов.
  • Прочие объекты.

В спорных ситуациях пригодятся общероссийские классификаторы

Нередко на практике организации сомневаются, относится ли их деятельность к сельскохозяйственной. В этих случаях контролирующие органы рекомендуют использовать общероссийские классификаторы.

Например, налогоплательщика, обратившегося с запросом в Минфин, интересовало, учитываются ли доходы от оказания услуг по уходу и содержанию скота при расчете доли дохода от реализации произведенной сельхозпродукции для целей применения ставки 0% по налогу на прибыль. Финансовое ведомство в Письме от 02.06.2014 N 03-03-06/1/26286 сослалось на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 , в разд. А которого по коду 01 выделены сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг (код 01.42).

Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст. Документ утрачивает силу с 01.01.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, которым утвержден новый Классификатор.

По мнению Минфина, предоставление услуг в области животноводства включает в себя в том числе работы по уходу и содержанию скота. Таким образом, указанные услуги относятся к сельскохозяйственному производству и, следовательно, доходы от оказания этих услуг учитываются при расчете доли дохода от реализации произведенной сельхозпродукции.

Другого налогоплательщика интересовало, признаются ли доходом от реализации сельхозпродукции доходы от продажи мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) к сельскохозяйственной деятельности относится разведение сельскохозяйственной птицы (код 01.24).

Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 к продукции животноводства относится птица для убоя (код 98 9684), которая является не готовой продукцией, а сырьем для производства мяса.

Принят Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

С учетом того, что процесс забоя и обработки птицы — последнее звено в технологическом процессе производства мяса птицы, его можно рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Таким образом, считает Минфин России, прибыль от реализации мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций может признаваться доходом от реализации сельхозпродукции (Письмо от 13.03.2014 N 03-03-05/10831).

Пригодятся общероссийские классификаторы и при решении вопроса о том, какую продукцию считать сельскохозяйственной. Напомним, что согласно п. 3 ст. 346.2 НК РФ к таковой относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.

Отметим: организациям при решении вопроса, относится тот или иной вид продукции именно к сельскохозяйственной, необходимо учитывать и ее назначение. Поясним на примере.

Минфин России в Письме от 27.01.2014 N 03-11-06/1/2731 рассматривал обращение налогоплательщика о возможности отнесения к сельхозпродукции таких видов трав, как овсяница и мятлик луговые, предназначенные для декоративных целей, включая выращивание из них дернины для пересадки (рулонного газона).

Если обратиться к ОК 005-93, то эти травы там поименованы: овсяница луговая — код 97 4942 и мятлик луговой — код 97 4947. И относятся они к группе кормовых культур полевого возделывания (код 97 4000).

В свою очередь, в п. 27 Перечня указано такое наименование продукции — дополнительные группировки продукции кормовых культур полевого возделывания (коды по ОК 005-93 — 97 4910 — 97 4999).

Таким образом, отметил Минфин, овсяница и мятлик луговые, выращиваемые для декоративных целей, не включены в вышеуказанный Перечень и не относятся к сельхозпродукции. Значит, организации, осуществляющие их выращивание, не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям.