О нас

Роль малого бизнеса в экономике

Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

— доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

— доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

— доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

— доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

— доля малого бизнеса в экспорте продукции;

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

— доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

— доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

— мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

— для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

— развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

— мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

— мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

— развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

— с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

— малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

— в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

— более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

— улучшение качества обслуживания;

— более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

— формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

— формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

— снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

Перспективы развития малого бизнеса

В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. На таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности.. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

Полезные сервисы и агрегаторы услуг

Американская компания Hello Alfred всего за $32 в неделю позволяет пользователю организовать уборку, покупку продуктов и приготовление пищи, стирку и глажку. Персональный «интернет-дворецкий» успешно работает в Бостоне и Нью-Йорке и уже привлек $12,5 млн финансирования.

За каждым пользователем закрепляется собственный сотрудник проекта, который получает ключ от квартиры и занимается всеми нужными делами по дому. Если клиента не устраивает уровень обслуживания, он может пожаловаться на своего «Альфреда», и к нему прикрепят другого сотрудника. В России также появляются похожие сервисы, например, «Помогатель», с помощью которого можно найти няню, репетитора или домработницу онлайн.

Компания Partpic через приложение в смартфоне позволяет практически мгновенно найти и заказать необходимую пользователю деталь для самого широкого круга товаров — от дрели до автомобиля. Этот проект уже привлек $1,5 млн венчурного финансирования, а его основатель удостоился приглашения на обед от президента США. 

Также пользуются большим спросом сервисы, связанные с лечением и уходом за пожилыми и больными людьми. Например, компания Hometeam, привлекшая $36 млн венчурного финансирования,  работает над «технологизацией» сферы ухода за больными на дому. Все сотрудники Hometeam получают зарплату в среднем вдвое выше среднеотраслевой, поэтому сервис славится особо трепетным отношением к клиентам, гибкостью и удобством логистики: сотрудник Hometeam  готов находиться рядом с пациентом столько времени, сколько понадобится, а больной может подобрать себе помощника по интересам — будь то шахматы или рыбалка.

В России тоже появляется все больше сервисов, которые помогают человеку сделать жизнь боле комфортной. Например, российский медицинский сервис LookMedBook помогает человеку найти врача или клинику неподалеку и записаться на прием в удобное для себя время, а также получить информацию о заболевании, узнать, где можно пройти диагностику и сдать анализы, подобрать лекарственные препараты, получить мнение западных врачей и даже пройти лечение за границей.

«Как это ни парадоксально звучит, но на текущий момент отраслевая специализация не имеет принципиального значения. Успешность проекта зависит не от выбора какого-то конкретного сегмента или ниши, а от умения его основателей совершать революции — в любом из уже существующих сегментов, — отмечает Алексей Соловьев, управляющий директор фонда Prostor Capital. – Шансы вырваться вперед, а тем более получить деньги от инвесторов имеют те, кто принципиально меняет свою индустрию. Такой революционный переворот в свое время совершила компания Avito: она не стала, как это пыталась сделать «Из рук в руки», перенести опыт офлайна в онлайн, а сделала все принципиально по-другому, и выиграла. Аналогичную трансформацию привычных моделей мы наблюдали в прошлом году на примере сервиса по продаже подержанных автомобилей Carprice, ранее такой «переворот» совершила Platiza — сервис для мгновенного получения микрозаймов через онлайн. Можно брать любой сегмент — от нотариальных услуг до поиска работы, и менять его так, чтобы сделать эти сервисы намного более удобными для людей». 

Критерии субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) в ст. 4 содержит следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Доля в малом предприятии

Среднесписочная численность

Годовой доход

Специальные требования подробно указаны в подпункте «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 (должно соблюдаться хотя бы одно из требований). При этом требования касаются ограничения доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, некоммерческих организаций, которая не должна превышать 25%, а доля участия иностранных организаций – не должна превышать 49%. Отдельно оговорено, что данные требования не распространяются на малые предприятия из высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Также имеется ограничение по владению голосующими акциями.

Среднесписочная численность не должна превышать 100 человек, при этом отдельно выделены микропредприятия со среднесписочной численностью до 15 человек (подпункт «а» пункта 2 части 1.1 статьи 4).

Годовой доход предприятия не превышает 800 млн. рублей и 120 млн. рублей для микропредприятий (пункт 3 части 1.1 статьи 4). При этом предельные значения дохода установлены отдельным актом: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Искусственный интеллект

Главное преимущество искусственного интеллекта в том, что он позволяет существенно снизить влияние человеческого фактора. Именно поэтому пару лет назад представители гонконгского венчурного фонда Deep Knowledge Ventures включили искусственный интеллект в состав совета директоров, надеясь с его помощью отказаться от финансирования заведомо бесперспективных проектов, а Toyota вложила $1 млрд в пятилетние исследования искусственного интеллекта, рассчитывая снизить количество аварий на дорогах.

Сегодня искусственный интеллект активно используется как бизнес-инструмент, который позволяет предсказывать поведение покупателей. В последние два года в него вложились все крупнейшие ритейлеры — от AliExpress до Amazon. Конкретнее: Alibaba Group вложила $1 млрд в развитие искусственного интеллекта Aliyun, а Amazon уже использует автоматические алгоритмы для прогнозирования цен на продукты  и расширяет подразделение, занимающееся созданием искусственного интеллекта для анализа продаж, прогнозов и предотвращения мошенничества. Подобные алгоритмы изучают крупные технологичные компании, такие как Microsoft или Facebook.

Adblock
detector