Оптимизация транспортных расходов, как снизить затраты на грузоперевозки, не нарушая закон

Основные правила снижения затрат на транспортную логистику

Мы стараемся минимизировать число посредников при заказе услуг. Это удобно и с точки зрения экономии времени при перевозке, допустим, нестандартной крупногабаритной продукции. Когда услуги предлагают новые транспортные компании, мы проверяем по своей базе перевозчиков, с кем они работают.

Снижению затрат логистики способствует и оптимальная загрузка транспорта. Естественно, перевозка одного дизельного генератора обойдется дороже, чем нескольких единиц продукции. Поэтому наш отдел транспортной логистики согласовывает свою работу с департаментом продаж и департаментом материально-технического снабжения, чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта. Правда, иногда мы делаем исключения из этого правила, исходя из потребностей клиента, — например, когда при крупном заказе он просит поставить быстрее какую‑то часть продукции.

Третий способ управления затратами в логистике — это консолидация грузов. Как правило, мы планируем ее, когда определяется состав закупки. Например, при закупках импортных комплектующих перевозчик собирает грузы в разных странах и городах Европы и доставляет на один склад в Прибалтике, Польше или Германии, а оттуда объединенный заказ отправляется к нам на производство, в Ярославскую область. Это особенно удобно при доставке мелких товаров.

Следующий способ, который мы используем, — отсрочка платежа за доставку от одного до двух месяцев. На уступки в основном идут постоянные партнеры. Такой инструмент необходим в связи с тем, что мы и сами производим продукцию для заказчиков в основном на условиях постоплаты.

И последний способ — оптимизация маршрутов. В основном изменениям подвергаются маршруты, по которым доставляются импортные грузы, — чаще всего из‑за ситуации на таможне назначения и тарифной политики таможенных складов.

Сейчас у нас возникли трудности на Балтийской таможне с согласованием таможенной стоимости и, следовательно, налогов и пошлин. Поэтому ищем альтернативные маршруты и, возможно, уже в ближайшее время доставлять грузы морем будем либо в обход портов Санкт-Петербурга — через Котку, Клайпеду или Таллин, либо транзитом через Санкт-Петербург в Ярославль.

Мы уже перевели на Ярославскую таможню все свои автомобильные маршруты из Европы. В результате брокерские и складские расходы сократились в 1,4 раза. Основные преимущества: близость таможенного склада и нашего производства, приемлемые тарифы на брокерские и складские услуги и стоимость доставки, а также возможность непосредственного участия наших специалистов в процессе таможенного оформления.

Еще один аргумент в пользу изменения маршрутов — расценки на разные виды транспорта. В последнее время развивается дорожная инфраструктура Забайкалья, даже несмотря на прошлогоднее наводнение в Хабаровском крае. Все больше компаний предлагают автоперевозки на Дальний Восток по сходным ценам. Мы убедились, что такая доставка выгоднее железнодорожной: она быстрее и обходится на 20-30% дешевле.

Сокращаем затраты за счет снижения аварийности собственного автопарка

По данным опроса ГИБДД, наибольшие опасения у водителей автотранспорта вызывает поведение участников дорожного движения. При этом водители коммерческого автотранспорта вносят самый весомый вклад в увеличение количества аварий. Компании ежегодно тратят немалые средства на «воспитание» водителей, устанавливают продвинутые системы слежения, оборудуют автомобили замысловатыми гаджетами, но эффект либо незначительный, либо его совсем нет. Как без значительных вложений снизить аварийность и сократить расходы на ремонт автотранспорта?

В связи с ростом бизнеса и увеличением количества магазинов в компании Sela значительно усложнилась система логистики. Привлечение дополнительного автотранспорта обострило проблему аварийности на дорогах. Как следствие, затраты на транспорт и безопасность сотрудников возросли. В связи с этим было решено разработать меры по снижению аварийности. За идеями мы обратились к зарубежному опыту.

С 1999 года многие компании в мире используют систему под названием How am I driving? («Как я вожу?»). Она позволяет идентифицировать водителей, чье поведение на дороге находится в зоне риска, и своевременно его скорректировать. В результате удается избежать аварий и снизить издержки как компании — владельца транспортного средства, так и ее партнера по страхованию.

В 2014 году был создан специальный проект под названием «ДТП — нет!». Предлагаю подробнее рассмотреть опыт применения данной системы в российских условиях.

Серая оптимизация

Иногда в поисках решения по оптимизации расходов участники рынка впадают в крайности, которых лучше избегать. Яркий пример оптимизации расходов за счет потери качества товара — увеличение доли пальмового масла в продуктах питания, которые выпускают российские производители. Чтобы инфляция не привела к взлету цен на еду, некоторые производители пошли на компромисс с совестью и стали вместо молочного жира чаще использовать дешевое пальмовое масло. Экспорт этого продукта в Россию за год увеличился более чем на 10%. При этом далеко не все производители продуктов питания указывают, какую долю продукта составляет пальмовый жир, чья польза для человеческого организма весьма сомнительна.

  • Искать способы уходить от налогов, переходить на «серые» схемы расчетов.
  • Повышать цены и терять заказчиков.
  • Уходить с рынка из-за падения маржинальности.

Все три варианта заведомо проигрышны. «Серые» схемы быстро становятся известны проверяющим органам, а это конец бизнеса. За счет цифровизации, которая на глазах меняет нашу жизнь, отслеживание «уклонистов» стало легкой для налоговиков. К тому же не каждый клиент готов работать без белой документации. Стабильные заказчики предпочитают иметь на руках полный пакет документов — это обезопасит груз и даст уверенность в добросовестности перевозчика. Поэтому клиенты постепенно уходят к крупным компаниям, которые не предлагают «серых» схем, а работают на потоке, с ответственностью за каждый заказ.

Отправка груза различными видами транспорта

Во многом величина транспортных расходов зависит от вида используемого транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского или воздушного. Выбор вида транспорта зависит от целей клиента и особенностей логистического процесса.

Автомобильный транспорт, который пользуется наибольшей популярностью, больше всего подходит для перевозки небольших партий грузов. Он обладает высокой скоростью и гибкостью доставки грузов.

Железнодорожный транспорт позволяет осуществлять недорогую перевозку крупных партий грузов на дальние расстояния.

Морской транспорт предназначен для перевозки очень больших партий грузов. Данный вид транспорта подойдет тем, кому важнее невысокие транспортные тарифы, нежели время доставки груза. Главные недостатки морского транспорта – это достаточно большие сроки доставки.

Воздушный транспорт используется реже всего. Его, пожалуй, единственным, но очень важным, преимуществом является скорость доставки груза. Главный недостаток – дороговизна.

Оптимизация транспортных расходов, как снизить затраты на грузоперевозки, не нарушая закон

Также можно снизить транспортные расходы путем комбинирования нескольких видов транспорта (мультимодальные грузоперевозки).

Автоматизация логистики

  1. Увеличивается скорость обработки заявок на доставку грузов. За счет системы оповещений перевозчик может оперативно отреагировать на поступивший заказ, вовремя подать заявку на тендер.
  2. Программа сама выбирает, какие транспортные средства из автопарка перевозчика подходят для доставки конкретного груза. Это очень удобно: сразу можно определить, будет ли в нужное время свободен требуемый транспорт.
  3. Автоматическое заполнение договоров, товарно-транспортных накладных, доверенностей и прочей необходимой документации.
  4. Стоимость грузоперевозки для клиента рассчитывает программа. Заказчик сразу знает, какие расходы его ждут.
  5. Специализированная программа по оптимизации логистики упрощает коммуникацию с клиентами, облегчает жизнь работникам компании и позволяет повысить эффективность работы всего коллектива до максимума.
  • Снижение расходов на обслуживание транспортного средства.
  • Выявление нецелевых поездок, сливов топлива и других случаев нарушения трудовой дисциплины водителями.
  • Контроль за тем, как водитель соблюдает режим рабочего дня и отдыха во время поездки.
  • Экономия на закупке бензина и прочих ГСМ за счет точного подсчета общих расходов на топливо для всего автопарка.
  • Контроль за отклонениями машины от заранее определенного маршрута.
  • Снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

В качестве способа по оптимизации логистики транспортирования в компании некоторые перевозчики рассматривают полный отказ от системы слежения. Программное обеспечение и специализированное оборудование — это дополнительные расходы. Подобное решение не поможет пережить кризисные времена, а, наоборот, ускорит уход с рынка по причине низкой маржинальности. При отказе от систем мониторинга компания экономит сравнительно небольшую сумму, а теряет много и постоянно. За 2018 год число перевозчиков, заинтересованных в установке системы мониторинга автотранспорта, выросло. И это пример правильного подхода к процессам оптимизации.

Оптимизация затрат отбор и комплектацию

В результате внедрения нового алгоритма формирования резерва по заказу клиента в КИС.(FIFO по серии и сроку годности) изменились и показатели зоны отборка и комплектации. Хранение товара на складе организовано в соответствии с этим же принципом: поздние поставки (сроки годности) размещаются на хранение на втором ярусе стеллажей, и по мере освобождения ячеек в зоне отбора осуществляется пополнение зоны отбора со второго яруса. Отбор товара осуществляется с нижнего яруса стеллажей. При такой схеме работы склад стал более компактным, проведены работы по оптимизации мест хранения и зоны отбора При такой схеме работы с товаром маршрут комплектовщика:

1. проходит по кратчайшему пути

2. исключает лишние перемещения -использование подручных средств: штабелеров и стремянок- (то к чему стремились), снижая тем самым время на отбор одной позиции, повышая производительность зоны отбора и комплектации.

Сравним две технологические карты процесса работы с заказом клиента на складе до и после внедрения алгоритма (рис. 4.1-4.2.)

Рис. 4.1 Технологическая карта процесса «комплектация заказа» до реализации проекта

Рис. 4.2. Технологическая карта процесса «комплектация заказа» после реализации проекта

Данные, приведенные на рис. 4.1. иллюстрируют нам затраты времени на сборку одного заказа, состоящего из одной позиции, хранящейся на паллете на втором ярусе стеллажа. Экономия времени, затрачиваемого на отбор одной позиции (при условии отбора с первого яруса) составляет 4, 8 минуты. В среднем комплектовщики собирают 1100 позиции в смену, из которых, до 15%, заявленных в заказе клиента, хранятся на втором ярусе стеллажей. Экономия времени при условии отбора товара с нижнего яруса стеллажа составляет: 1100*0, 15*4, 8=792 минуты в сутки, или 13 часов. В месяц в среднем это составит 273 часа. При уровне средней зарплаты комплектовщика 25000 рублей и месячном фонде рабочего времени 160 часов, экономия составит 42656 рублей в месяц. Наряду с экономией снижается вероятность ошибок при комплектации заказа и рекламации клиентов.

Оптимизация работы отдела закупок

Подобные документы

Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

реферат , добавлен 14.08.2011

Логистические системы и их элементы. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок. Организационные принципы и основные функции транспортировки груза. Единообразие коммерческо-правового и документационного обеспечения транспортной логистики.

контрольная работа , добавлен 17.09.2009

Сущность и задачи логистической деятельности. Основные проблемы развития логистики в России. Формирование рынка логистических услуг, пути совершенствования управления цепями поставок. Приоритетные направления государственной транспортной политики.

реферат , добавлен 08.01.2014

Цепочка поставок для одного продукта. Предназначение и функции логистики, ее современное определение и место в бизнесе. Логистический цикл доставки груза. Пример результатов оптимизации расходов на логистику. Основные составляющие логистических систем.

презентация , добавлен 31.10.2016

Основы логистической системы в сфере оптовой и розничной торговли. Интеграционные процессы в логистике и их эффективность. Взаимодействие маркетинга и логистики в оптово-посреднической деятельности. Организация логистики на предприятии ООО СП «Лидер».

курсовая работа , добавлен 21.10.2011

Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

курс лекций , добавлен 22.01.2016

Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

дипломная работа , добавлен 28.03.2014

Элементы логистики, ее задачи, функции и классификация видов. Особенности сбытовой логистики. Взаимодействие функциональных подсистем логистики в ОАО «Зверохозяйство Мелковское», экспресс-диагностика ее системы. Модель управления процессом товародвижения.

курсовая работа , добавлен 15.05.2012

Экономия за счет привлечения сторонних компаний

Нашей компании выгоднее привлекать наемный транспорт: сейчас у нас не настолько крупный объем грузов, чтобы содержать автопарк. Однако к 2017 году планируем нарастить объем производства и не исключаем возможности приобретения собственного транспорта.

Для доставки комплектующих и собственной продукции мы пользуемся услугами транспортных компаний. Среди наших партнеров — как собственники грузового транспорта, работающие без посредников, так и компании-экспедиторы, организующие транспортировку с привлечением третьих лиц. К услугам последних мы прибегаем чаще, поскольку они располагают обширными базами проверенных перевозчиков и могут подобрать нужный вариант в сжатые сроки. Кроме того, существуют специализированные интернет-ресурсы, связанные с грузоперевозками, — например, «АвтоТрансИнфо». К ним мы тоже обращаемся довольно часто. Здесь можно разместить заявку и очень быстро найти подходящего перевозчика.

Целесообразнее использовать наемный автотранспорт и при доставке больших объемов грузов, поскольку требуется нанимать нескольких перевозчиков. Мы воспользовались услугами сторонней организации, когда отправляли одиннадцать крупногабаритных электростанций для компании «Новатэк» в Новый Уренгой на газоконденсатные месторождения.

За выбор перевозчиков отвечает отдел управления транспортной логистики. Он полностью организует доставку комплектующих от поставщиков (их более 3000) и готовой продукции заказчикам (более 2000).

Типовые решения по оптимизации логистики

Оптимизация маршрутов с помощью прикладного программного обеспечения.
Мониторинг движения автотранспорта, задействованного в перевозках.
Учет реальных ресурсов автотранспорта с поправкой на износ и амортизацию.
Определение способов решения рабочих задач в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

  1. Подгонка размеров машин и размеров упаковочной тары для максимального использования грузоподъемности ТС.
  2. Размещение тары внутри кузова таким образом, чтобы задействовать весь полезный объем грузовой части ТС.
  3. Минимизация количества перегрузов продукции с учетом оптимизации маршрута.
  4. Объединение нескольких грузов в оной таре для ускорения погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Разработка системы упаковки грузов с учетом их характера и габаритов для сохранения целостности и обеспечения максимальной заполняемости грузового кузова.
  6. Отработка факторов, которые увеличивают время простоя во время разгрузочно-погрузочных работ.
  7. Распределение поставок грузов с учетом сезонности и погодных условий.
  8. Оптимизация поездки с учетом расположения платных дорог и аварийных участков пути.
  9. Своевременное получение информации о состоянии транспортных путей.

Логисты для проведения расчетов используют различные математические методы: эвристические алгоритмы, линейное математическое программирование, методику минимальных цен, алгоритм Свира, метод коммивояжера. Однако не каждая компания может оплачивать работу одного специалиста или целого отдела логистов, которые вручную определяют оптимальный путь по сокращению затрат на транспортные процессы. Лучшее решение по управлению оптимизацией логистики — применение программного обеспечения, созданного специально для улучшения качества грузоперевозок.

Опыт применения системы Как я вожу

На транспортное средство наклеивается стикер с надписью: «Я — ответственный водитель! Нарушаю ПДД? Звони!» — и номером телефона, по которому следует сообщать о нарушении водителем правил. Колл-центр работает круглосуточно семь дней в неделю. Позвонившего просят подробно описать случившееся и указать, какое именно правило нарушил водитель (по классификатору ГИБДД). Кроме того, в центр можно отправить и видеозапись происшествия.

Затем обратившегося просят оценить тяжесть нарушения по пятибалльной шкале; данные заносятся в специальную компьютерную программу. Специалисты нашей компании проверяют корректность фиксирования дорожных происшествий (фильтр эмоционального состояния участников ДТП) и отсеивают заведомо ложные.

По истечении отчетного периода (день, неделя, месяц и так далее) компании предоставляется отчетность о жалобах и их содержании по каждому водителю транспортного средства, входящего в систему.

На чем хотите сэкономить

Оптимизация транспортных расходов, как снизить затраты на грузоперевозки, не нарушая закон

Общие методы оптимизации транспортного процесса, по рекомендации Татьяны Ревуцкой, директора транспортной компании «Карго-Сервис», состоят из:

  • планирования закрытых кругорейсов за счет привлечения загрузок от внешних экспедиторов;
  • использования компромисных тарифов при привлечении наемных перевозчиков;
  • полной ревизии собственного автохозозяйства на предмет постатейной оптимизации затрат.

На начальном этапе оптимизации первый вопрос, который необходимо задать себе, по мнению Александра Мезенцева, директора компании «Транс Сис»: на чем вы хотите сэкономить? А именно – на чем будет строиться ваша «оптимизация»: минимальное количество автомобилей, минимальная стоимость доставки, минимальное время работы автомобилей, минимальные риски не доставить товар вовремя?

В вопросах оптимизации единого рецепта нет и быть не может. Каждая компания ищет свои методы экономии. Например, благодаря четко выработанной стратегии руководством логистического подразделения «Фуршет-Формулы» удалось сэкономить до 25% транспортного бюджета.

Роман Зинченко, заместитель директора департамента логистики по транспортировке компании K-Trade Ltd., рекомендует выделять постоянные и переменные расходы, определяя: «вес каких расходов больше в общем объеме затрат». Работать над оптимизацией нужно от наибольшей статьи к меньшей. С падением объемов перевозимых грузов г-н Зинченко рекомендует бороться путем консолидации грузов, пересмотра маршрутов с целью полной загрузки транспорта, при этом – «без потери отношений с клиентами». «Если обьем грузов упал значительно, есть смысл обратиться в компании, которые занимаются курьерскими услугами паллетной или коробочной доставки, что позволит избавится от некоторой части парка автомобилей», — подытожил эксперт.

Обратить внимание при поиске статей оптимизации затрат, по словам Татьяны Ревуцкой, стоит и на «ремонт и ТО»: где обслуживается транспорт, на каких условиях, по каким тарифам, какова стоимость запчастей. «Сейчас на рынке достаточно много предложений – возможно, имеет смысл сменить поставщиков», — говорит г-жа Ревуцкая

Для оптимизации транспортной логистики очень важно понимать масштабы бизнеса. Если доставка происходит между областями, то, на самом деле, целесообразно прибегать за помощью к курьерским службам

Все зависит от специфики грузов и компании. «Иногда целесообразнее отправить какой-то товар вместе с торговым агентом. Еще есть методы использования VEN Selling, если торговые агенты ездят на авто, возможно минимум в два раза уменьшить затраты просто на сокращении их количества», — считает Александр Мезенцев

Если доставка происходит между областями, то, на самом деле, целесообразно прибегать за помощью к курьерским службам. Все зависит от специфики грузов и компании. «Иногда целесообразнее отправить какой-то товар вместе с торговым агентом. Еще есть методы использования VEN Selling, если торговые агенты ездят на авто, возможно минимум в два раза уменьшить затраты просто на сокращении их количества», — считает Александр Мезенцев.

Оптимизация затрат на транспортировку может происходить и благодаря удачно выбранному решению по оборудованию транспорта, — советует Олег Федоров, директор ООО «Дхолландия Украина». Для этого эксперт рекомендует использовать гидроборты (лифты), устанавливая их на грузовом транспорте. Критерием необходимости использования допооборудования является соотношение трудозатрат и времязатрат при работе машин с и без лифтов.

Оптимизация транспортных расходов, как снизить затраты на грузоперевозки, не нарушая закон

Такие решения актуальны:

  • для транспортных компаний, обслуживающих перевозки больших объемов тяжелого товара для розничных сетей (позволяет обслуживаться на точках доставки в магазинах в два раза быстрее);
  • для логистических операторов с собственными автопарками, работающих по системе «от двери – к двери» (дает возможность забирать и доставлять разнообразные грузы вне зависимости от веса, размерности и цельности, самостоятельно в любой точке);
  • для служб доставки заказов по городам на малотоннажных грузовиках (позволяет выполнять все работы по доставке одному человеку – водителю);
  • при прямых продажах в режимах доставки по городу. Неактуально данное оборудование при малых партиях доставки, например, молочной продукции.

В целом, с применением гидробортов уменьшается простой грузового транспорта за счет ускорения процессов загрузки-выгрузки.

6 принципов оптимизации затрат транспортной логистики

Андрей Медведев,

генеральный директор, «Промышленные силовые машины»

Основная задача логистики в промышленной компании — бесперебойное обеспечение производства с минимальными затратами. Решение этой задачи зависит от двух факторов: плана продаж и загрузки производства. В идеале разница между плановыми и фактическими показателями закупок (поставок) не должна превышать 5%. Чтобы добиться этого, необходимо грамотно организовать процесс поставки комплектующих.

В нашей компании управление затратами в логистике организовано так: на планирование закупок влияет объем двух типов продукции — серийной и изготавливаемой по индивидуальным проектам. Мы производим более 300 серийных моделей, причем мелкосерийные могут изготавливаться и поставляться по две штуки в месяц, а крупносерийные — по 15-20. Количество определяется спросом и, разумеется, влияет на закупки комплектующих — двигателей, генераторов и прочего. Производство серийной продукции требует глубокой автоматизации процесса закупок, позволяющей заранее находить поставщиков, планировать способы доставки и хранения комплектующих.

Индивидуальные проекты создаются с учетом конкретных задач заказчика; кстати, в свое время это направление деятельности и легло в основу нашего бизнеса. Такие разработки требуют сложного конструирования и очень тщательного подхода к выбору поставщиков.

Adblock
detector