Павильон в городе Москва



Смены экспозиций

В 1959 г., когда ВСХВ была объединена с ВПВ (Всесоюзной промышленной выставкой) в одну общую ВДНХ СССР — Выставку достижений народного хозяйства СССР, экспозиция Главного павильона стала больше демонстрировать достижения промышленности. Специально для этой цели были выделены в левой половине павильона три зала, с экспозицией соответствующего содержания — «Достижения СССР в развитии тяжелой индустрии», «Развитие топливной и энергетической промышленности», «Достижения социалистического сельского хозяйства СССР».

После переименования в 1963 г. Главного павильона в Центральный, что было связано и с переходом ВДНХ на отраслевой принцип показа, экспозиция павильона также стала изменяться в соответствии с линией партии и правительства Советского Союза. Именно с этого времени изменение экспозиции павильона стало приурочиваться к открытию съездов и пленумов ЦК КПСС, юбилейным историческим датам и т.п. В 1966 г. была создана первая такая экспозиция, приуроченная к XXIII съезду КПСС. Но самой значительной вехой стала экспозиция, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции, несмотря на дальнейшие обновления, определившая более чем на 30 лет образ экспозиции павильона. Главным символом экспозиции этого периода стала грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР площадью 300 кв. м!

В 1988–1990 гг. в бывшем зале «СССР в борьбе за мир» была размещена экспозиция «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с интерактивным доступом в электронные банки данных отраслевых информационных институтов. Специалисты могли в режиме удаленного доступа через модем получать информацию по интересующей их теме — аннотации научных статей, монографий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, авторефераты диссертаций, ГОСТы, патенты по всем отраслям народного хозяйства. Организатором этой экспозиции был Всесоюзный институт научно-технической информации, который на базе Информационного центра ВДНХ СССР регулярно проводил курсы повышения квалификации информационных работников министерств и ведомств как РФ, так и союзных республик.

С 1990 по 1999 г. в павильоне была развернута выставка «Мир открытий», где в игровой форме дети и подростки познавали физические явления, ставили опыты. Там были представлены первые отечественные компьютерные развивающие программы, работала голографическая лаборатория. Эта экспозиция, продолжавшая лучшие традиции ВДНХ СССР, была настолько популярна, что в ряде проспектов о ВВЦ павильон №1 даже упоминался как павильон «Мир открытий».

В 90-е рыночные годы прежняя экспозиция павильона была практически полностью свернута, в здании соорудили второй этаж, пространство заполонили многочисленные торговые киоски.



21 декабря 2000 г. по инициативе Ассамблеи народов России при поддержке ОАО «ГАО ВВЦ» в центральном круглом зале павильона №1 «Центральный» был создан Дом народов России как деловой и культурный центр, предназначенный для многочисленных общественных, информационно-культурно-массовых акций. Основной составляющей ДНР был музей, в фондах которого хранилось более 10 тысяч экспонатов, отражающих историю, культуру и быт народов России. Деградируя, постепенно экспозиция Дома народов России стала напоминать музей подарков программы «Поле чудес», а с 2011 г. пополнилась коммерческой выставкой живых акул, переставшей функционировать весной 2014 г.

1 августа 2014 г. в анфиладе центральных залов открылась Главная выставка страны, с которой начался новый этап в истории павильона, ознаменовавший эпоху возрождения Выставки достижений народного хозяйства!

История создания

Павильон «Центральный», построенный в 1950–1954 гг. — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений Выставки. Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой. Общая высота павильона со шпилем достигает 97 метров. Общая площадь павильона — 9378 кв. м. Его трехъярусная композиция, торжественность и стиль навевают образы памятников русского ампира, более всего перекликаясь с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства.

Ясный строгий облик павильона «Центральный» почти лишен пышного лепного декора. Особенно это проявляется в отделке первого яруса, суровые плоскости стен которого оживлены лепными композициями серпов и молотов с помещенными на архитраве (от греч. archi — «главный» и лат. trabs — «балка») — горизонтальной части антаблемента, лежащей на капителях колонн, — выразительными гирляндами гипсовых фруктов, овощей и медальонов. Этот мастерски примененный прием сопоставления больших оштукатуренных поверхностей стен и уступов с элементами скульптурного декора придал павильону монолитную цельность, которая по нарастающей оживлена вторым и третьим ярусом с устремленным вверх шпилем.

В ходе реконструкции ВСХВ Генеральным планом 1950 г., разработанным под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса, было предусмотрено значительное расширение и перепланировка территории ансамбля выставки и создание парадной центральной оси, значительно преобразившей масштаб Выставки. Пространство центральных площадей, требовавших новую объединяющую вертикаль и больших монументальных архитектурных форм, отвечало новым задачам работы ВСХВ: отобразить успехи послевоенного возрождения советского государства, показать достижения в сельском хозяйстве, в науке и развитии национальных культур народов СССР. Так на расширенной площади Колхозов, достигшей в длину 450 м и общей площади 10,3 га, возник целый ряд новых республиканских и областных павильонов, а Главный павильон, подобно довоенному, построенному в 1939 г., стал своеобразным «вводным залом» в экспозицию Выставки.

Что в экспозиции

Павильон состоит из четырех связанных между собой залов — «Человек и нефть», «История», «Технологии» и «Наука». В них показана история нефтяной промышленности и перспективы ее развития.

Выставка состоит из предметных и графических экспонатов, а также мультимедийного контента. Посетители смогут увидеть 150 анимационных роликов с инфографикой, более 100 фильмов, иллюстраций и графиков, а также опробовать 20 игровых приложений, викторин и тестов.

В павильоне применяются современные технологии — виртуальная и дополненная реальность, голографический театр, а также phygital-решения на стыке цифрового и физического мира.

В залах размещено 70 инсталляций, в том числе 30 мультимедийных и интерактивных с технологиями дополненной и виртуальной реальности, 20 графических информационных модулей, 10 моделей-макетов и 10 инсталляций с предметным, графическим и мультимедиаконтентом.

Инсталляция «Капсула будущего» позволит посетителям проследить путь нефти — от изысканий до бурения, добычи и переработки на заводе. Инсталляция «Потребительские товары» покажет, какие окружающие нас предметы сделаны из углеводородного сырья.

Павильон «Нефть» открыт для всех. Здесь будет интересно и профильным специалистам, и студентам, и детям.

Он также подчеркнул, что школьники и студенты смогут получать здесь знания о нефтяной и газовой промышленности.

Рядом с павильоном установлена детская интерактивная площадка «Нефтеград» с четырьмя стилизованными игровыми комплексами. Малыши смогут покататься на горках и опробовать лазательные сооружения «Морская нефтедобывающая платформа», «Нефтеперерабатывающий завод», «Бензовоз», «Гоночный болид». Площадка полностью безопасна и оснащена мягким покрытием.

Павильон в городе МоскваПавильон в городе МоскваПавильон в городе МоскваПавильон в городе МоскваПавильон в городе МоскваПавильон в городе МоскваПавильон в городе Москва

Проект по наследству

После проведенного конкурса, на котором был представлен ряд проектов, исполненных крупнейшими архитекторами своего времени, был выбран вариант Ю.В. Щуко — сына В.А. Щуко (академик архитектуры, совместно с В.Г. Гельфрейхом автор первого Главного павильона 1939 г., Библиотеки им. В.И. Ленина и знаменитого памятника перед Финским вокзалом в Санкт Петербурге «Ленин на броневике») — и Е.А. Столярова.

Особое место в оформлении высотной композиции играют скульптуры, расположенные по четырем сторонам света. Вот как о них писал действительный член РАХ, доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой:

Еще издали, едва открывается вид на Главный павильон, ваше внимание привлекают высоко поднятые над землей скульптурные группы «Рабочего и колхозницы» во втором ярусе павильона. Выразительные силуэты этих кованных из темной меди фигур, с высоко поднятыми руками и бурно развевающимися складками одежды, обогащают несколько суховатую в строгости архитектуру Главного павильона, придавая ей оттенок пафоса, романтического порыва, величавой патетики.. Основным входом в павильон служит полукруглая колоннада, направленная к Главному входу

Фасад обратной стороны, обращенный к площади Дружбы народов, тоже включает портик, трибуну. На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами 16 советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамен с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой. В связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР, вновь включенную в состав РСФСР 16 июля 1956 года, герб К-Ф ССР на обоих портиках павильона был скрыт слоем штукатурки.

Основным входом в павильон служит полукруглая колоннада, направленная к Главному входу. Фасад обратной стороны, обращенный к площади Дружбы народов, тоже включает портик, трибуну. На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами 16 советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамен с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой. В связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР, вновь включенную в состав РСФСР 16 июля 1956 года, герб К-Ф ССР на обоих портиках павильона был скрыт слоем штукатурки.

Стены лоджий-галерей обоих входов украшены барельефами на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства», выполненными бригадой скульпторов под руководством П.И. Мотовилова (в составе с П. Мельниковой, В. Акимушкиной, М. Хасминским, Н. Краммом, В. Машковой, Маркеловой, М. Смирновой, Н. Денисенко). Несмотря на некоторую условность образов и их обобщенность, нарочито подчеркнутую крупными объемами форм, ясность сюжета органически сочетается здесь с декоративностью общего впечатления, ритмической гармонией силуэтов, пластичностью формы, органично переплетенной со столь же выразительными архитектурными формами павильона.

Боковые фасады, будучи подчиненными, тем не менее тоже отмечены более плоскими портиками, в которых расположены выходы из экспозиционных залов, а между колоннадами размещены орнаментованные барельефы.

Павильон в городе Москва

Рельефы на фасаде Главного павильона

Представляют особенный интерес вытяжки воздуховодов, представляющие собой огромные по размерам шишки. В оконных проемах всех трех ярусов установлены литые металлические решетки, как и капители колонн, некогда отливающие золотистым блеском.

Интересные факты

  1. Забытый за фанерой горельеф
    В ходе ремонтных работ в павильоне в 2014 г. за фанерой в зале №9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всем мире», был обнаружен горельеф выдающегося скульптора Евгения Вучетича (автора памятника «Родина-мать» в Волгограде) «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». На площади 90 кв. м скульптор изобразил более 1500 человек! В рамках реставрационных работ были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие, заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности. Реставрация полностью завершена.
  2. Виртуальный тур по выставке «Художники ВДНХ»
    В декабре 2015 г. в павильоне проходила выставка «Художники ВДНХ». В экспозиции были представлены работы российских и советских художников, скульпторов, мастеров декоративного искусства, в разное время создававших образ Главной выставки страны.
  3. Чудом сохранившаяся картина А. Герасимова Во время противоаварийных работ в цокольном этаже павильона №1 в сентябре 2014 г. был обнаружен барабан внушительных размеров с намотанным живописным холстом. Немедленно были вызваны специалисты Департамента культурного наследия города Москвы, эксперты-искусствоведы и реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Они были потрясены, когда развернули холст, — это оказалось уникальное живописное полотно размером 6,75 х 11 м, созданное в 1953 г. авторским коллективом под руководством Александра Герасимова. На картине изображены делегаты второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда, предложившие в феврале 1935 г. организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Живописный шедевр многие годы считался безвозвратно утраченным. Помимо первого президента Академии художеств СССР, народного художника СССР, лауреата четырех Сталинских премий Александра Герасимова, над полотном трудились Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючик, Р. Зенькова, А. Папикян.

Новая жизнь старого павильона

Интерактивная экспозиция «Нефть» открылась в отреставрированном историческом павильоне № 25 площадью 985 квадратных метров.

Павильон был построен в 1954 году на месте довоенного экспозиционного здания по проекту архитекторов А.А. Тация, С.С. Ганешина и И.М. Тамаркина в традициях романской архитектуры с отчетливыми чертами классицизма и элементами русского зодчества.

В разное время там размещались постоянные тематические экспозиции «Сахарная свекла», «Сахар», «Геология, нефть, газ», «Топливная промышленность».

В 1964 году павильон получил название «Нефтяная промышленность». Экспозиция отражала темы добычи, транспортировки и переработки нефти. На демонстрационной площадке рядом с павильоном можно было увидеть модели вышек и механизмов, которые используются в нефтяной промышленности.

В начале 1990-х экспозиция была свернута. До 2015 года в здании размещались склады и офисы.

Возрождение постепенно приходящего в упадок объекта началось в 2017 году. Тогда было принято решение о передаче здания в аренду компании «Лукойл» и создании в нем павильона «Нефть».

С 2017 по 2019 год за счет инвестора был выполнен капитальный ремонт павильона. Объемно-пространственное решение и габариты остались прежними. Специалисты также сохранили и отреставрировали все дошедшие до наших дней элементы первоначальной декоративной отделки фасадов и интерьеров. В их числе мозаика, керамические и гипсовые лепные детали.

Основой для воссоздания утраченных элементов послужили авторские проектные и рабочие чертежи, а также исторические фотографии, хранящиеся в архиве и библиотечном фонде ВДНХ.

В ходе реставрации были воссозданы утраченные элементы фасадов и интерьеров. Специалисты привели в порядок вазоны с тумбами на террасе главного фасада, декоративные башни-шпили над ризалитами главного фасада, ограждения кровли первого и второго ярусов. В список работ также вошли металлические решетки на фасадах и коньке кровли, декоративные фигурные кокошники, крыльца входов, облицовка цоколя, водосточные трубы с декоративными воронками, элементы лепного декора на стенах центрального зала.

Мастера отреставрировали две декоративные круглые эмблемы главного фасада, которые отражают тематическую направленность павильона, — «Нефть СССР» и «Нефтяная вышка».

Благодаря труду реставраторов павильону возвратили исторический вид.