Западная экономическая зона России

Население

Центральный
район — самая густозаселенная часть
РФ. Территория — 486 тыс.км2
(2,9% территории РФ); население — 30,4
млн.человек (20,5% населения РФ — первое
место среди экономических районов);
плотность населения — 62,6 чел. на км2
(наиболее плотно заселена Московская
область).

Для района характерна
высокая концентрация квалифицированных
кадров. Здесь сосредоточена 1/3 всех
научных работников страны. Город Москва
— крупнейший административно-политический,
промышленный, транспортный, научный и
культурный центр (Московская агломерация
— около 12 млн. человек). На территории
Центрального района размещается более
250 городов.

Масштабы развития
промышленности обуславливают существенное
преобладание городского населения —
83%.

География — Большой справочник для школьников и поступающих в вузы

Западная экономическая зона — ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

В составе Западной экономической зоны 8 экономических районов: Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский. Калининградская область рассматривается отдельно.

Площадь территории — 4311,4 тыс. км2, население — 112,8 млн. чел., плотность населения — 26 чел./км2, уровень урбанизации — 73 %.

Западная экономическая зона включает в себя экономические районы европейской части России, это основной промышленный и сельскохозяйственный макрорегион страны. На эту зону приходится 85 % всей промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой в России, здесь сосредоточены значительные производственные мощности, трудовой и научный потенциал. Концентрация в крупных городах предприятий с высокой степенью наукоемкости приводит к увеличению числа горожан. Экономико-географическое положение большинства экономических районов зоны намного благоприятнее, чем у восточных районов. Здесь есть большое количество выходов за пределы страны, территория имеет густую сеть автомобильных и железных дорог, трубопроводов и линий электропередач. Природные условия более мягкие, чем на Востоке, что способствует развитию основных отраслей сельского хозяйства, они более благоприятны для жизни людей.

Сейчас Западный макрорегион дает более 4/5 всей промышленной и сельскохозяйственной продукции страны, здесь сосредоточено более 9/10 финансовых средств России, примерно 9/10 научного потенциала.

Население. Численность населения Западного макрорегиона постепенно снижается из-за отрицательного естественного прироста, если в 2001 г. она была равна 115,1 млн. чел., то в 2007 г. — 112,8 млн. чел. Средняя плотность населения — 26 чел./км2, что в 11,3 раза выше, чем в Восточном макрорегионе. Уровень урбанизации такой же, как и на Востоке — 73 %. По числу городов Запад опережает Восток примерно в 3,7 раза (862 города). Здесь находится 11 из 13 городов-миллионеров, городов с численностью более 500 тыс. человек на Западе 14 (в 2 раза больше, чем на Востоке).

Промышленность. Западная экономическая зона специализируется районами, в которых обрабатывающая промышленность определяет хозяйственный комплекс (Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Волго-Вятский экономический районы). Сырьевая направленность и обрабатывающие отрасли характерны для Поволжья и Урала (нефть, газ, калийные соли), сырьевая составляющая преобладает в Северном экономическом районе. Сельским хозяйством успешно занимается Северный Кавказ — он выступает как крупный производитель и переработчик сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство. Западная экономическая зона из-за природных условий — основная в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому все отрасли сельского хозяйства, характерные в целом для России, представлены в этом макрорегионе.

Транспорт. Формирование транспорта напрямую связано с развитием промышленности. На сегодняшний день — это высокоразвитая отрасль, способная удовлетворить запросы всех отраслей. Высокая транспортная освоенность территории позволяет перевозить грузы во всех направлениях. В Западной экономической зоне одинаково хорошо развиты все виды транспорта, железные и автомобильные дороги имеют высокое качество.

1 Порядок дан с включением преобразований от 1 января 2007 г., 1 июля 2007 г.

Предыдущая

Следующая

Значение слова Поэма по словарю Ушакова

ПОЭМА (по), поэмы, ж. (греч. poiema — творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя Мертвые души. Петербургская поэма Достоевского Двойник. Роман Война и мир — героическая поэма о двенадцатом годе. 2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца — это целая поэма! 3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). Поэма экстаза Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 37 Закона N 116-ФЗ товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны. Вследствие этого резиденты указанной зоны освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. В перечень товаров, помещаемых под данный таможенный режим, включаются товары:

  • ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
  • ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ;
  • находящиеся в особой экономической зоне и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами этих территорий.

При реализации таких товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны, применяется ставка НДС, равная 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее применения в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ нужно представить в налоговый орган следующие документы:

  • контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
  • выписку банка (копия выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров от резидента особой экономической зоны на счет налогоплательщика в российском банке, или выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на свой счет в российском банке, и копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление от резидента особой экономической зоны выручки (при расчете наличными денежными средствами), либо при ввозе товаров в портовую особую экономическую зону иные подтверждающие передачу товаров резиденту портовой особой экономической зоны документы;
  • таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;
  • документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов.

Из данной нормы следует, что ставка 0% также применяется в случае, когда покупатель является резидентом особой экономической зоны.

Нормами гл. 21 НК РФ особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых резидентами особых экономических зон российским организациям, не являющимся резидентами особых экономических зон, не установлен. Поэтому такие товары на основании п. 2 и 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 или 18 процентов.

В соответствии с положениями ст. 7, 18, 26 и 27 Закона N 116-ФЗ при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной зоны, включая продукты их переработки, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при их отчуждении в особой экономической зоне в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами взимается налог на добавленную стоимость по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. При этом вычет указанных сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных резидентом особой экономической зоны таможенным органам, нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен (письмо Минфина России от 21.01.2008 N 03-07-08/14).

Перспективы и цели

Особая экономическая зона портового типа в Мурманске с созданием мощного комплексного транспортного узла в перспективе может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и диверсификации как региональной, так и национальной экономики. В частности, будет построен огромный технопарк, сопутствующий каждому современному морскому порту. Так, инвестиции на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ОЭЗ должны составить 64 млрд руб. . Общий объем инвестиций до 2020 г. оценивается в сумме 209 млрд руб. , что выдвинет портовый комплекс Мурманска в разряд крупнейших североевропейских морских портов. К примеру, грузооборот только морского торгового порта, по расчетам специалистов, возрастет почти в 3,5 раза и к 2015 г. достигнет 75 млн т .

Маслова Е. Мост над зоной // Российская газета. 2008. 21 фев. С. 10. Ягупов И. Особая зона в порту // Вечерний Мурманск. 2008. 18 марта. С. 3. См.: Малышкина Е. Указ. соч. С. 19.

Благоприятные таможенные и налоговые условия скажутся на дальнейшем развитии Северного морского пути и закреплении приоритета нашей страны в освоении природных богатств российского сектора Арктики.

Мурманская комплексная транспортная система, основой которой станет особая экономическая зона портового типа, позволит обслуживать на трансшипинге грузопотоки из Китая в Европу. Корабли из Мурманска по Северному морскому пути будут отправляться в Азию и Америку: по этой схеме путь в Америку сокращается от 8 до 13 дней.

Ускорится освоение газоконденсатных месторождений на шельфе Баренцева моря, ведь режим свободной таможенной зоны будет способствовать развитию соответствующей инфраструктуры и созданию комплекса по перевалке грузов для буровых работ на Штокмановском и Приразломном газоконденсатных месторождениях.

В несколько раз увеличатся объемы перевалки через порт Мурманск. В рамках проекта предусматривается модернизация существующего угольного терминала с увеличением его мощности до 9,4 млн т груза в год.

В настоящее время решается вопрос о строительстве сернокислотного перегрузочного терминала, который обеспечивал бы экспорт в морских танкерах-химовозах серной кислоты — попутного продукта Кольского горно-металлургического комбината (более 400 тыс. т в год). В России и СНГ таких терминалов нет, хотя в Европе терминалы подобного рода существуют.

По расчетам специалистов, Мурманская портовая ОЭЗ полностью окупит вложенные в нее бюджетные и частные инвестиции к 2020 г. .

Кумунжиева М. Лоскутное одеяло // Российская газета. 2008. 5 марта. С. 11.

Повысится уровень занятости трудоспособного населения за счет появления дополнительных 5 тыс. рабочих мест.

Объем налоговых поступлений в бюджет Мурманской области составит, по одному из вариантов расчетов, в период до 2020 г. 35,6 млрд руб., в бюджеты всех уровней — 42,9 млрд руб.

Безусловно, портовая ОЭЗ в Мурманске, в случае если решение о ее создании будет принято, может стать одним из ключевых звеньев транспортной системы России и составить достойную конкуренцию морским портам Северо-Западной Европы, в том числе находящимся в Финляндии и Норвегии.

А.В.Шиганов

Аспирант

кафедры менеджмента,

коммерции, маркетинга и рекламы

Мурманского государственного

технического университета

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Поэма в Энциклопедическом словаре

Поэма — (греч. poiema) — 1) поэтический жанр большого объема,преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называютмонументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь оРоланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы иобъясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичностьсодержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизмаспецифически «поэмное» событие — само столкновение лирического иэпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными(историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой»событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом. автор -участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т.Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма(«Поэма без Героя» А. А. Ахматовой). 2) В музыке — небольшая лирическаяпьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение,обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое иливокально-инструментальное сочинение.

Экономико-географическое положение эгп

ЭГП района —
центральное, столичное, выгодное в
транспортном и других отношениях на
длительном этапе исторического развития.
Это древнее ядро Русского государства,
главный очаг культуры и формирования
русского народа.

Преимущества ЭГП
этого региона заключены в удобстве:

— привлечения
ресурсов по мере надобности из всех
районов;

— включения в
межрайонные (и международные) экономические
связи;

— выполнения
многообразных обязанностей лидера по
отношению к территории страны и особенно
ее европейской части.

Центральный
экономический район — исторический,
политический и хозяйственный центр
страны. На его территории находится
столица России — город Москва. Среди
всех экономических районов Центру
принадлежит ведущая роль.

Хозяйство

Высокоразвитый
индустриальный район страны. Промышленность
района специализируется на выпуске
сложной и нематериалоемкой продукции,
требующей квалифицированного труда и
научных разработок.

Главные
отрасли специализации

многоотраслевое
машиностроение, химическая, легкая
(текстильная), полиграфическая
промышленность.

Машиностроительный
комплекс представлен станкостроением,
приборостроением, энергетическим и
транспортным машиностроением. Значительные
масштабы имеет производство роботов и
станков-автоматов, электронных систем
управления и вычислительной техники,
приборов и средств связи (что обусловлено
наличием квалифицированных кадров и
мошной научно-технической базой).

Транспортное
машиностроение представлено производством
автомобилей, тепловозов, вагонов и
речных судов. Автомобилестроение: Москва
(заводы ЗИЛ и АЗЛК: грузовые и легковые
автомобили); Ликино-Дулево (автобусы).
Строится новый завод по выпуску автобусов
под Москвой (Голицыно) при участии фирм
ФРГ. Тепловозостроение: Коломна
(Московская обл.); Людиново (Калужская
обл.), Муром (Владимирская обл.).
Вагоностроение: Тверь (вагоны); Мытищи
(пассажирские вагоны и вагоны для
метрополитена); Брянск (изотермические
вагоны). Речное судостроение и судоремонт:
Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное
машиностроение: Люберцы (Московская
обл.), Владимир, Бежецк (Тверская обл.),
Рязань, Тула.

Центральному
району принадлежит ведущее место в
стране по производству приборов, средств
автоматизации, систем управления.
Основные центры приборостроения: Москва,
Владимр, Рязань, Смоленск. Электротехническая
промышленность развита в Москве, Калуге,
Ярославле. Крупными центрами станкостроения
являются: Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие
собственной металлургической базы
(заводов в Москве, Электростали и Туле),
остро стоит проблема обеспечения
машиностроительных заводов прокатом
черных металлов, который привозится из
других районов.

Химическая
промышленность также является важнейшей
отраслью специализации. Она представлена
производством фосфатных удобрений (на
местном сырье) — Воскресенск (Московская
обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных
удобрений — Новомосковск и Щекино
(Тульская обл.). Развито производство
соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск,
Воскресенск). Заводы синтетического
каучука находятся в Ярославле и Ефремове,
на продукции которых работают шинные
заводы в Москве и Рязани и другие.
Химические волокна выпускают в Твери,
Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито
производство фотохимических товаров,
лаков, красителей, лекарственных
препаратов, парфюмерии.

Текстильная
промышленность — старейшая отрасль
района, который изготовляет 2/3 производимых
в стране тканей. Наиболее развита
хлопчатобумажная промышленность в
городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь,
Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и
др. Производятся также льняные, шерстяные
и шелковые ткани. Эта исторически
сложившаяся отрасль работает в основном
на привозном сырье.

Для Центрального
района характерна и мощная полиграфическая
промышленность (Москва,Тверь,Ярославль,Владимир,Чехов).

Наряду с развитием
отраслей специализации район сохраняет
первое место по развитию науки, высшего
и среднего специального образования,
по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический
комплекс
Центрального
района ориентируется в основном на
привозное сырье (большинство ТЭЦ работают
на привозном природном газе). Местное
топливо — торф и бурый уголь (Шатурская,
Каширская ГРЭС). На Верхней Волге работают
Иваньковская, Угличская и Рыбинская
ГЭС. Дают энергию Кост-

ромская,
Смоленская,Тверская АЭС и первая в мире
атомная станция в Обнинске.

Агропромышленный
комплекс
Центрального
района — один из крупнейших в РФ по
производству молока, мяса, картофеля,
овощей, льна и сахарной свеклы, а также
продукции пищевой промышленности. В
промышленных районах преобладает
пригородная специализация сельского
хозяйства. Однако многие виды
продовольственных товаров приходится
завозить, так как собственное производство
не обеспечивает потребностей населения
центральных областей.

Транспорт.
Территориальная
структура —радиально-кольцевая, ядро
— Московская агломерация. Хорошо развиты
все виды транспорта — густая сеть
железных и автомобильных дорог,
трубопроводы, авиалинии из Москвы во
все уголки страны и за рубеж. Москва —
речной порт.

Определение слова Поэма по БСЭ

Поэма (греч. pуiema)крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём«разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения(«Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему(«Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.).Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере — «Неистовый Роланд» Л. Ариосто),связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П.(«Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху Романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.«Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»)проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).П. лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику(«Середина века» В. Луговского).П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии:«Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара,«Зоя» Назыма Хикмета.Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924. Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971. Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956. Теория литературы…, , М., 1964. Bowra С., Heroic poetry, L., 1952.Е. М. Пульхритудова.

Западная экономическая зона России