Правила и этапы принудительной ликвидации ООО



Способы ликвидации юридического лица

Способы ликвидации юридического лица определяют цели, которые преследуют собственники предприятия. Существует три официальных способа ликвидации предприятия:

  1. Ликвидация по решению собственников: проводится с целью прекращения фактической деятельности; претензии кредиторов удовлетворяются без проведения банкротства; права и обязанности ликвидируемой организации не передаются другим предприятиям.
  2. Прекращение существования компании путем ее реорганизации: проводится с целью объединения усилий с другими предприятия для продолжения экономической деятельности в иных формах; права и обязанности подлежат передаче; требования кредиторов могут передаваться в ходе правопреемства.
  3. Прекращение деятельности путем банкротства: решение о прекращении деятельности могут принимать как собственники, так и кредиторы путем подачи заявления о несостоятельности; требований кредиторов удовлетворяются за счет имущественных активов.

Отдельным способом прекращения деятельности предприятия можно считать «скрытую ликвидацию», когда действующие собственники юридического лица передают (продают, уступают) свои доли в уставном капитале новым собственникам. Именно таким способом производит приобретение готовых юридических лиц.

Фирма представила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).



Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (Письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

По смыслу ст. 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (Постановление Президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, Постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Е.Егорова

Редакция «ПБ»

Порядок и сроки процедуры ликвидации

Так как применить процедуру ликвидации допускается только по отношению к действующему обществу, то сначала нужно выяснить, ведет ли указанная компания деятельность. Для этого проверяется отчетность юрлица за последний год, наличие операций по расчетному счету, отсутствие отметки в ЕГРЮЛ об исключении компании из реестра, отсутствие мотивированного протеста против исключения сведений о юрлице из ЕГРЮЛ.

Суд не примет заявление в рамках возбужденного дела о банкротстве по п. 11 информационного письма ВАС от 2004 года №84.

Правила проведения процедуры принудительной ликвидации компании прописаны в Гражданском кодексе. Процедура предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Суд определяет, кто будет нести ответственность за процедуру. Эта обязанность может быть передана учредителям или уполномоченной инстанции. Если указанные субъекты не справляются со своими обязанностями, то назначается арбитражный управляющий.
  2. Утверждается состав ликвидационной комиссии, к которой переходят все управленческие функции.
  3. Ликвидационная комиссия публикует обязательные сведения в СМИ, указывает сроки для предъявления требований кредиторов.
  4. Закрываются счета компании.
  5. Ликвидатор или ликвидационная комиссия находят всех кредиторов компании и оповещают их о начале процедуры ликвидации.
  6. Когда сроки для предъявления требований кредиторами истекли, создается промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописываются все претензии кредиторов, результаты их рассмотрения и сведения об имуществе, а также данные о погашенной на текущий момент задолженности.
  7. Если размера активов компании оказалось недостаточно для погашения всех кредиторских требований, то инициируется процедура банкротства. В этом случае назначается конкурсный управляющий. Также признание судом обоснованным заявления о банкротстве автоматически останавливает действие гражданско-правовых норм к процессу ликвидации и начинает действовать 127-ФЗ.
  8. Погашаются требования кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства или из собственных ресурсов предприятия. При этом должны соблюдаться требования к очередности погашения долгов. Первоначально погашаются обязательства в виде компенсации за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – перед работниками в части долгов по зарплате и выходному пособию. В составе третьей очереди погашают кредиторские требования.
  9. После расчетов с кредиторами формируется новый баланс.
  10. Оставшиеся активы переходят к учредителям.
  11. Принудительная ликвидация считается завершенной после внесения отметки в ЕГРЮЛ о прекращении работы компании по нормам ст. 63 Гражданского кодекса.

Что касается сроков принудительной ликвидации, то однозначного ответа относительно продолжительности процесса закон не содержит.

Продолжительность зависит от согласия учредителей, серьезности оснований и количества имущества у компании. Первоначально процесс банкротства вводится на полгода, но по решению суда указанные сроки допускается продлить. Процедура конкурсного производства в рамках дела о банкротстве также проводится в течение 6-8 месяцев с возможностью пролонгации.

Таким образом, принудительная ликвидация ООО или иного юрлица может проводиться исключительно в судебном порядке: по решению суда по нормам Гражданского кодекса и в рамках процедуры банкротства. Основания для этого содержатся в ст. 61-65 ГК РФ и ФЗ-127.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Добровольная ликвидация юридического лица этапы

Этапы проведения работ по добровольной ликвидации юридического лица

1. Принятие уполномоченными лицами решения о и о назначении ликвидационной комиссии.

Решение о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица принимают акционеры (участники) юридического лица или иной уполномоченный орган.

В решении акционеры (участники) устанавливают порядок и сроки ликвидации (п.3 ст.62 ГК РФ).

Быстрые темпы развития бизнеса в современных условиях порою требуют видоизменения его структуры. В целях получения наибольшей прибыли, многим компаниям приходится открывать и развивать новые и перспективные направления видения бизнеса и отказываться от старых проектов.

Наиболее известным инструментом для реструктуризации бизнеса, который используются многими предпринимателями, является процедуры реорганизации и юридических лиц.

Добровольная ликвидация юридического лица: этапы и особенности

Закон предусматривает возможность для собственников компании завершить её деятельность в добровольном порядке.

Среди оснований для добровольной ликвидации в обновленной редакции ГК РФ выделены следующие условия – истек срок, на который была организована компания, или достигнута цель, ради которой она была создана.

Данный перечень является открытым. Собственники компании могут и без объяснения причин ликвидировать юридическое лицо.

Кроме того, ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

установил порядок государственной регистрации факта.

Участники Общества с Ограниченной Ответственности собирают общее собрание. На нем принимается постановление о компании.

На этом же собрании, в основном, назначают и комиссию по ликвидации (а также ее председателя) либо ликвидатора.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) имеет право действовать без доверенности.

Как провести добровольную ликвидацию юридического лица

юридического лица – это завершение фактической деятельности организации, утрата прав на ведение любого вида деятельности или владение имуществом.

В итоге организация полностью теряет гражданскую правоспособность (ст.

61 ГК РФ). В результате процедуры ликвидации в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что данное юридическое лицо прекратило существование. Различают добровольную и принудительную ликвидацию.

Ликвидация юридического лица: особенности, этапы, что делать в первую очередь

Ликвидация организаций и фирм – дело трудоемкое.

Процесс ликвидации, несмотря на кажущуюся простоту, длится довольно долго, требует определенных расчетов, отчетов, бумаг и длительных походов по инстанциям.

При этом очень важно соблюдать все правила, не пропуская ни одного этапа этой процедуры, иначе в ликвидации могут отказать. Необходимо соблюсти все правила, привести в порядок текущую документацию, поставить в известность все полагающиеся инстанции

Необходимо соблюсти все правила, привести в порядок текущую документацию, поставить в известность все полагающиеся инстанции.

Этапы добровольной ликвидации компании

Определение понятия ликвидация содержится в ГК РФ.

Согласно ГК РФ, юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.

1 ст. 61 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ликвидировано как добровольно (по решению его участников), так и принудительно (по решению суда), либо в случае его признания несостоятельным (банкротом).

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной?

Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры?

Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Процедура начинается с принятия решения о ликвидации.

Этапы прохождения ликвидации юридического лица

В современных условиях ведение бизнеса осуществляется с высокими темпами развития и видоизменением его структуры.

Для того чтобы получить наибольшую прибыль и завоевать новые рынки, практически любая компания вынуждена отказываться от своих старых проектов и открывать новые, перспективные направления бизнеса. Собственникам бизнеса в этом случае часто приходится использовать такую процедуру, как добровольная ликвидация юридического лица.

Причины принудительной судебной ликвидации некоммерческой организации

Правовая основа принудительной ликвидации закреплена в Гражданском кодексе (статья 61), законе «О некоммерческих организациях» (статья 32), законе «Об общественных объединениях» (статья 44). 

Эти правовые основы касаются ситуаций, когда:

  1. Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  2. При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки  касаемо законодательства,если эти нарушения носили неустранимый характер
  3. Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  4. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  5. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  6. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  7. Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными илигрубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  8. Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  9. Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; 
  10. Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушений, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации. 

Министерство юстиции вправе обратиться с исковым заявлением в суд и требовать ликвидации некоммерческих организаций в случае, если организация неоднократно не представляет в установленные законодательством сроки или по запросу Минюста следующие данные: 

  • О деятельности организации с обязательным указанием на  наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ); 
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решениявысших органов управления и единоличного исполнительного органа, а такжегодовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме; 
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранныхисточников, о целях расходования данных денежных средств, а также об ихфактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественнуюорганизацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свободчеловека и гражданина, причинения вреда личности, здоровьюграждан, окружающей среде, общественному порядку,общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц,обществу и государству или же создала реальную угрозупричинения такого вреда.

Основания принудительной ликвидации юридического лица

Существует ряд причин, на основании которых юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано:

  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации либо с неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при создании организации были допущены грубые нарушения и они носят неустранимый характер;
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • организация систематически осуществляет некоммерческую (общественную, религиозную) деятельность, противоречащую ее уставным целям;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Отметим, что по всем вышеуказанным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Понятие «действующее юридическое лицо» в отечественном законодательстве четко не сформулировано, и арбитражным судам при рассмотрении указанных вопросов приходится идти от противного, т.е. выявлять признаки недействующего лица, поскольку в таком случае вопрос о его ликвидации должен решаться в рамках процедур Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», связанных с банкротством отсутствующего должника. Согласно п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50, такими признаками являются невыполнение требований закона об уплате налогов, предоставлении отчетности, отсутствие сведений о фактическом местонахождении органов управления или учредителей данного юридического лица.

Более четко формализованы признаки недействующего юридического лица для целей его ликвидации в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц. Ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») предусмотрен особый порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается недействующим (фактически прекратившим свою деятельность). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, если в течение трех месяцев после публикации последним решения о предстоящем исключении от лиц, чьи законные интересы могут быть им нарушены (самого юридического лица, его участников, кредиторов и т.п.), не поступит ни одного заявления о подобном нарушении. В противном случае решение об исключении не принимается и юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном гражданским законодательством.

Опираясь на вышеизложенные данные, можно увидеть, что предусмотренный ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего лица законодатель отделил от общего порядка ликвидации юридического лица и, строго говоря, ликвидацией подобное исключение с точки зрения терминов, используемых в ГК РФ, называть не совсем корректно. Вместе с тем его последствия для самого юридического лица фактически равны ликвидации, по крайней мере в части утраты правоспособности. В числе указанных в Законе оснований для подобного исключения из ЕГРЮЛ лишь одно (непредставление отчетности в течение не менее чем двенадцати месяцев) связано с нарушением закона.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица может быть подан в суд уполномоченным государственным органом, т.е. тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. К их числу, в частности, относятся органы прокуратуры, Центральный банк РФ (в отношении юридических лиц, осуществляющих банковские операции с нарушением закона), налоговые органы.

Способы альтернативной ликвидации

Для закрытия предприятия используются следующие методы: смена учредителей и директора компании или реорганизация,  в процессе которой фирма присоединяется к другому юридическому лицу, или меняет свой статус через процесс слияния. С какими опасностями можно столкнуться, прибегая к этим способам?

  1. Смена учредителей и директора

    В этом случае юридическое лицо остается в неизменном виде, меняются только участники и единоличный исполнительный орган (директор) фирмы, сведения о которых отражены в ЕГРЮЛ. Замена производится на лицо (часто подставное), не относящееся к участникам компании. Меняется директор и участник, как правило, посредством продажи юридического лица.

    Такой вид ликвидации опасен тем, что любая ответственность за нарушения, допущенные в процессе деятельности фирмы до ее ликвидации, сохраняется за бывшими собственниками. Прежнему руководству ликвидированной компании не удастся перенести личную ответственность на новых учредителей и директора, что доказывает судебная практика.

    В качестве примера можно рассмотреть решение Федерального Арбитражного суда Московской области по делу № А41-40552/09, по которому к ответственности за неисполнение обязательств был привлечен предыдущий собственник и директор фирмы, хотя на момент рассмотрения дела сведения о новом директоре и единственном участнике были внесены в ЕГРЮЛ.

    Не спасет продажа фирмы и от уголовной ответственности. Например, за уклонение от уплаты налогов по ст. 199 УК РФ к ответственности будет привлечено то лицо, которое отвечало за налоговую отчетность, а это, в первую очередь, директор компании. Если будет установлен факт неуплаты налогов, санкции (от штрафов до лишения свободы) будут распространяться на директора, который осуществлял управление компанией в юридически-значимый период.

  2. Реорганизация

    В результате реорганизации появляется правопреемник, к которому переходят все права и обязанности компании. Влияет ли этот факт на вероятность проверки со стороны контролирующих органов? Скорее да, чем нет. Кто будет отвечать за допущенные в процессе деятельности нарушения? Ответственность все так же лежит на прежних руководителях.

    О реорганизации фирма в обязательном порядке сообщает в налоговый орган, при этом в соответствии со ст. 89 НК РФ может быть проведена выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Проводится она независимо от времени и предмета предыдущей проверки.

    Ликвидаторы, оказывающие сомнительные услуги по закрытию юридических лиц нередко оформляют в компанию-правопреемника сразу несколько фирм, некоторые из них, как правило, имеют очень сомнительную историю. О такой практике известно контролирующим органам, поэтому вероятность налоговой проверки в случае реорганизации значительно повышается. Во время проверки не оставят без внимания и фирму-предшественника. За все выявленные нарушения будут отвечать лица, владеющие и управляющие компанией до реорганизации. Таким образом, сам факт реорганизации может спровоцировать дополнительную проверку, которую ликвидируемая компания ожидает меньше всего.

  3. Исключение компании из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

    Еще одним способом закрыть компанию клиенты считают исключение компании из ЕГРЮЛ по решению налогового органа без обращения в суд.

    Регистрирующий налоговый орган вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ по истечении 6 месяцев с момента принятия такого решения без обращения в суд, если:

    • компания в течение последних 12 месяцев не сдавала отчетность в налоговый орган и не совершала операций хотя бы одному из расчетных счетов;
    • в ЕГРЮЛ есть сведения по компании, в отношении которых внесена отметка о недостоверности.

    Многие ошибочно полагают, что этот способ исключения является оптимальным, и не влечет никаких неблагоприятных последствий в будущем для директора и участников исключенной компании. Для этого клиенты создают «специальные» условия (приведены выше) для налогового органа и ждут исключения из реестра.

    Однако после исключения компании из ЕГРЮЛ участник или директор вносятся в негласный «черный» список налоговой и в течение 3 лет не могут учреждать новые компании или входить в состав исполнительных органов юридического лица.

    Порой узнают об этом клиенты самым неожиданным образом, когда не получается зарегистрировать компанию либо сменить руководителя.

Порядок ликвидации юридических лиц

Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен ГК РФ, а также рядом профильных законов, регламентирующих деятельность конкретных видов предприятий.

Закрытие организаций происходит по регламентированной процедуре:

  1. Утверждение решения о намерении закрыть фирму либо установление признаков несостоятельности для последующего банкротства.
  2. Уведомление налогового органа либо подача заявления об инициировании банкротства.
  3. Публикация сведений о ликвидации либо формирование реестра требований кредиторов.
  4. Принятие требований о существующих долгах и расчет по ним в пределах выявленных имущественных активов.
  5. Направление в налоговый орган заявление на ликвидацию и исключение из ЕГРЮЛ.
  6. Совершение регистрирующим органом юридически значимого акта – исключение сведений об организации из ЕГРЮЛ.

Нарушение порядка осуществления одного из указанных этапов (в том числе и несоблюдение сроков) влечет незаконность всего процесса ликвидации.