Порядок оформления результатов проверки



Оформление и вручение акта

По правилам ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам камеральной налоговой проверки акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. Время, отведенное для составления такого акта, — 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых и выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, акт выездной налоговой проверки должен быть составлен как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Акт составляется в соответствии с Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».



Подписывают акт лица, проводившие соответствующую проверку, и налогоплательщик (его представитель).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

С 2009 г. п. 5 ст. 100 НК РФ установлен срок вручения налогоплательщику акта — в течение пяти рабочих дней с даты подписания акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя, то датой вручения акта в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (см. также п. 1.13 Приложения N 6 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@).

Пункт 5 ст. 100 Кодекса подчеркивает, что направление акта почтовым отправлением правомерно, только если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки. Этот факт должен быть отражен в акте. При несоблюдении этих правил акт, отправленный по почте, не считается полученным налогоплательщиком, а значит, и все последующие процедуры по рассмотрению дела проводятся с нарушением закона.

Дата вручения акта очень важна, так как проверяемое лицо вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям лишь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки. Тогда эти возражения обязаны будут учесть при рассмотрении дела.

Как написать объяснительную записку об ошибке в работе

Допущение ошибки при работе способно привести к серьезным последствиям. Можно избежать проблем с начальством, доказав уважительную причину допущения ошибки. Делается это с помощью написания соответствующей объяснительной записки.

Особенности объяснительной записки об ошибке на работе

Грамотно составленная записка поможет сотруднику отчитаться перед работодателем за неверно выполненную работу. В случае если предоставленные доводы окажутся достаточно убедительными, работодатель может вообще снять ответственность с работника. Рассмотрим ряд особенностей написания данной записки:

  1. Написание объяснительной записки – ответственность не только сотрудника, но и работодателя. Дело в том, что без этой записки работодатель не может наложить взыскание.
  2. Работодателю необходимо установить все обстоятельства причиненного ущерба: это также обязывает обе стороны к написанию объяснительной записки.
  3. Записка пишется деловым языком – литературным или научным стилем без разговорной лексики. При этом записка составляется от первого лица.
  4. Не нужно пытаться солгать, описывая ситуацию. Если в ней было задействовано несколько лиц, то написать объяснительную записку придется каждому, поэтому правда наверняка выяснится так же, как и ложь.

Вот один из примеров такой записки:

Четких правил, описывающих порядок написания объяснительной записки об ошибке на работе, нет. Однако рекомендуется набирать текст на компьютере, а не писать от руки. Это будет проще и для сотрудника, и для работодателя. Кроме того, следует уточнить в отделе кадров наличие специальных бланков для объяснительных записок: если таковые имеются, лучше воспользоваться ими.

Порядок написания объяснительной записки об ошибке на работе

Желательно при написании объяснительной записки соблюдать установленный порядок. Он состоит в формализованном формате создания любых документов. Рассмотрим данный порядок более внимательно:

  1. Написание шапки. Шапка документа прописывается в верхнем правом углу. В ней следует указать должность и ФИО того, кому вы адресуете записку, а также аналогичные собственные данные.
  2. Заголовок. После шапки сразу пишут «Объяснительная записка».
  3. «Тело» объяснительной. Здесь максимально подробно укажите все нюансы произошедшей ситуации. Все описанное должно быть указано максимально точно – используйте временные указатели и даты. При возможности подкрепите указанные обстоятельства доказательными фактами. Событие нужно не просто описывать, но и пояснить, то есть создать своего рода «оправдание» для произошедшего.
  4. Дата и подпись сотрудника. Это последний этап написания записки. Дата написания записки ставится в нижнем левом углу, роспись – в нижнем правом.

Вот образец записки, написанной в вышеизложенном порядке:

Описывать ситуацию нужно адекватно и честно. Если известно наверняка, кто совершил ошибку, стоит указать это лицо и предоставить, по возможности, доказательства. Если виновато лицо, которое пишет записку, также стоит указать себя в роли виновника.

Результаты проверки в учете

Прежде всего учтите: результаты проверки отражают только тогда, когда они согласованы. Поэтому если вы обжалуете решение контролеров, то их следует отразить только после окончания процедуры административного обжалования/вступления в силу судебного решения.

Следующий момент: обычно в бухгалтерском учете по результатам проверки нужно не только доначислить недоплаченный налог, штраф и пеню, но и отсторнировать снятые фискалами расходы. Ведь проверять правильность ведения бухгалтерского учета — в полномочиях налоговиков (п.п. 20.1.44 НКУ). А значит, их вердикт — полноценное основание для бухгалтерских исправлений.

Правда, в случае с ненадлежащими документами сторнировать расходы, на наш взгляд, не нужно (особенно когда нарушение договорное) — следуя принципу полного освещения и осмотрительности. Ведь фактически расходы были осуществлены, а их неотражение приведет к искажению данных финансовой отчетности. Тем более, что бухгалтерские правила в определенных ситуациях позволяют вообще отражать расходы на основании внутреннего документа (согласно п. 2.6 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88).То есть

сам документ от контрагента (как надлежащий, так и ненадлежащий) решающего значения для отражения бухрасходов не имеет

Главное тут — их фактическое осуществление.

Кроме того, помните: доначисление налога на прибыль осуществляют путем исправления соответствующих учетных показателей ошибочного периода. А вот штрафы и пеню признают расходами того периода, в котором выписано налоговое уведомление-решение (либо согласованы результаты проверки): Дт 948 — Кт 641. Поэтому в связи с их начислением ничего корректировать не придется.

Каким образом доначислить ошибочно заниженный налог?

Здесь все зависит от того, за какой период нужно осуществить такое доначисление. Если налог доначислен за:

1) отчетные периоды текущего календарного года, то в периоде согласования результатов проверки на сумму доначисленного контролерами налога на прибыль делаем проводку: Дт 981 — Кт 641;

2) прошлый год, но результаты проверки согласованы до утверждения годовой отчетности, то такую же проводку, как и в первом случае (Дт 981 — Кт 641) отражаем в ошибочном году (п. 1.6 приложения к П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», п. 16 П(С)БУ 6). А точнее, его последним днем — 31 декабря;

3) прошлые годы и результаты проверки согласованы после предоставления финотчетности за ошибочный год, то исправляем ошибку путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на начало отчетного года (п. 4 П(С)БУ 6). Согласно Инструкции о применении плана счетов…, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, это отражают корреспонденцией субсчета 441 (или 442, если предприятие убыточно) со счетами классов 1 — 6. То есть на сумму доначисленного налога на прибыль составляем проводку: Дт 441 — Кт 641.

Помните: любые «послепроверочные» корректировки в учете осуществляют на основании бухгалтерской справки. Пример ее заполнения см. на рисунке.

Порядок оформления результатов проверки

Пример бухгалтерской справки

Вступление решения в силу

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Как сдать уточненную налоговую декларацию

При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.

Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:

  • о назначении выездной проверки;
  • об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).

Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

  • если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
  • если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Можно ли избежать штрафных санкций, если подать уточненную налоговую декларацию после начала камеральной проверки. По уточненной декларации налоговые обязательства организации увеличиваются

Да, можно.

Одним из условий освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации является ее подача до того, как организация узнает, что инспекция обнаружила в отчетности ошибку либо назначила выездную проверку. Об этом сказано в пунктах  и  статьи 81 Налогового кодекса РФ.

До тех пор пока организация не получила такой документ, ошибка считается не обнаруженной. Следовательно, уточненную декларацию можно представить даже после того, как камеральная проверка уже началась. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество подаваемых за один налоговый период уточненных деклараций. Организация освобождается от ответственности:

  • если уточненная декларация представлена до истечения срока уплаты налога;
  • если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, но при этом организация перечислила в бюджет недостающую сумму налога и пени.

Об этом сказано в пунктах  и  статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Особенности таможенного контроля

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат оформлению и контролю таможенным органом. В обязанности таможенных органов входит проверка товаров и документов, правильности исчисления и уплаты таможенных платежей. Только после того, как таможенный орган убедится в отсутствии нарушений, осуществляется выпуск товаров для свободного обращения в России, т.е. лицу выдается разрешение пользоваться ими на территории нашей страны в соответствии с условиями заявленного таможенного режима (пп. 23 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ)). Товары, ввезенные из-за рубежа, но выпущенные для свободного обращения, имеют правовой статус российских (пп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 359 и п. 1 ст. 152 ТК РФ на проверку таможенной декларации, других представленных документов отводится три рабочих дня со дня принятия таможенным органом декларации, представления документов и предъявления товаров. В такие сроки осуществить полноценный контроль достаточно сложно, а иногда и просто невозможно.

В то же время заложенная в Кодексе концепция таможенного дела направлена на максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенного оформления, с тем чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в соответствии с целью их ввоза.

Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение. Одним из способов осуществления контроля в таможенной сфере является проверка документов и сведений, понятие и порядок проведения которой установлены ст. 367 ТК РФ. Ее цель — проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (т.е. их полнота, истинный характер, правомерность получения и т.п.), представленных при таможенном оформлении, а также правильности их оформления.

В соответствии с п. 2 ст. 361 ТК РФ такая проверка может осуществляться таможенными органами в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Она должна проводиться с применением форм контроля и порядка его проведения, которые установлены в ст. ст. 366 — 377 ТК РФ.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры, когда:

— выявлены товары, ввезенные в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

— выявлено отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а также отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;

— выявлены факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В указанном случае таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами. В целях проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, — и к последующим операциям с данными товарами у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).