Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Классификация бизнес-рисков

Общее описание предпринимательских рисков представлено в таблице.

Тип риска Краткое описание
Неконтролируемые риски Экономическая, политическая и социальная обстановка Общественные потрясения, экономический кризис, национализация активов.
Стихийные бедствия Землетрясения, ураганы, цунами и др.
Валютные риски Колебания валютных курсов, изменения принципов валютного регулирования.
Изменение налогообложения Увеличение налоговой нагрузки.
Изменения в законодательстве Законодательные инициативы, негативно влияющие на бизнес-среду.
Контролируемые риски 1. Производственные . Технологические риски, опасность возникновения брака, нарушение производственных цепочек.
2. Финансовые. Нехватка оборотных средств, дебиторская задолженность, рост себестоимости продуктов фирмы.
3. Кадровые. Несоответствие квалификации сотрудников выполняемой работе, увольнение ключевых сотрудников, саботаж, трудовое законодательство.
4. Рыночные. Негативные для фирмы изменения на отраслевом рынке: новые технологии, принципы торговли и др.
5. Операционные . Нарушения в выполнении бизнес-процессов и операций, в частности — бухгалтерского учета.

Неконтролируемые риски не могут управляться самой фирмой, при этом на контролируемые риски предприятие может влиять. Бизнес-план должен предусматривать профилактику всех видов бизнес-рисков.

Бизнес-план должен предусматривать профилактику всех видов бизнес-рисков

Общие замечания

При написании настоящего раздела необходимо осветить такие моменты:

  • 1) привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их наступления и ожидаемого ущерба от этого;
  • 2) указать меры по профилактике и нейтрализации угроз, создающих риски;
  • 3) представить программу страхования от рисков;
  • 4) обосновать решение о том, в каких компаниях, на каких условиях (по какой системе) и на какую сумму застрахованы риски;
  • 5) подготовить копии страховых полисов.

Будущим инвесторам или кредиторам организации в настоящем разделе следует представить на рассмотрение возможные риски, которые могут сопровождать реализацию проекта, а также представить основные методы защиты их предотвращения или снижения степени влияния на финансовое положение организации.

Видео Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план

При разработке бизнес-плана особое внимание следует уделить оценке рисков, связанных с реализацией проекта. Это будет дополнительным плюсом при общении с кредиторами

К тому же, поможет Вам быть более подготовленным в кризисной ситуации.

Продуманная методика борьбы с последствиями рисковых ситуаций — поможет значительно облегчить реализацию проекта.

Первым этапом при оценке рисков является определение критических факторов, то есть факторов, способных теоретически оказать негативное влияние на проект. Они могут быть внешними и внутренними.

К внешним факторам относятся: простой по вине поставщиков сырья и материалов, климатические катаклизмы, изменение структуры спроса в связи с какими-либо причинами, действия конкурентов и т.д.

К внутренним факторам относятся: нарушение договорных обязательств со стороны субподрядчиков, болезнь ключевых участников, скрытый дефект технологии и т.д.Оценка риска возможна статистическим путем — проводя анализ прошлых показателей других участников рынка в данной отрасли, имеющих аналогичные параметры. Подобный подход довольно прост, однако, абсолютно идентичных предприятий не бывает. И если кому-то повезло, то не факт, что Вам тоже повезет.

Более точный метод — экспертная оценка. Желательна оценка не менее трех экспертов. В качестве таковых могут быть привлечены специалисты в данной сфере производства, юристы, специалисты по кредитным вопросам, аналитики. Выбор экспертов необходимо обосновать таким образом, что бы он был понятен потенциальному инвестору.

Эксперты определяют вероятность наступления каждого выбранного Вами критического фактора, используя пять степеней вероятности: 0, 25, 50, 75, 100. Соответственно, «0» — рисковое событие не наступит, «100» — рисковое событие обязательно случится.

Далее, по результатам оценки всеми экспертами определяется средняя вероятность риска. У каждой группы факторов есть определенная доля веса в итоговом риске проекта. Весовая доля факторов указана в специальной литературе, приводить ее здесь — слишком долго, ибо факторов великое множество. Перемножая среднюю вероятность на весовой показатель фактора — получаем балл риска. Сумма балов дает итоговый риск проекта. Пример экспертной оценки приведен в таблице (см. рисунок).

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Если итоговый риск проекта менее 50, как в этом случае, его можно считать приемлемым.Анализируя данную таблицу можно определить наиболее существенные риски и разработать меры по их предотвращению. Использование оценки рисков улучшит ваши отношения с инвестором и поможет Вам чувствовать себя увереннее при практической реализации проекта.

Категории рисков

Все риски бизнес-плана следует разделить на категории для более точного уяснения сути вопроса.

Коммерческие

Риски подобного плана возникают уже в процессе деятельности любого предприятия и зависят от различных внешних факторов:

Финансовые

В данную категорию можно отнести риски, связанные с возможной задержкой оплаты поставленных товаров со стороны контрагентов, неправильным выбором инвесторов, иных источников финансирования, например, кредитов или залогов.

Риски внутри предприятия

Главную роль здесь играют работники предприятия. Такая оценка риска в бизнес-плане играет немаловажную роль, так как любые недопонимания в работе между сотрудниками могут привести к не самым лучшим последствиям:

  • Забастовки, саботажи, вследствие чего может встать производство. Возникнуть они могут из-за задержки заработной платы, неправильной политики предприятия.
  • Коммерческая тайна нарушена, вся важная информация уходит к конкурентам.
  • Подобраны не самые квалифицированные работники, в связи с чем могут возникнуть проверки, штрафы, судебные тяжбы.

Профилактика рисков в бизнес-плане

Раздел, посвященный рискам, как правило, идет после описания производственной, финансовой, кадровой и маркетинговой стратегий фирмы. Задача этого раздела — обобщенный критический анализ бизнес-плана, пересмотр ряда пунктов с точки зрения описания и профилактики рисков, выдача конкретных рекомендаций по предотвращению и минимизации бизнес-рисков.

В зависимости от типа предпринимательского риска в бизнес-плане используются следующие методы профилактики.

Неконтролируемые риски

Несмотря на то, что фирма не может повлиять на возникновение этих рисков, бизнес-план должен предусматривать способы минимизации их последствий. Существуют финансовые и организационные методы профилактики неконтролируемых рисков.

К финансовым относятся:

  • страхование имущества;
  • создание денежных резервов;
  • смежное инвестирование.

Организационные меры включают:

  • развитие ИТ-инфраструктуры и создание резервных копий всех критически важных данных, чтобы в случае стихийного бедствия не потерять коммерческую информацию;
  • расширение географии присутствия фирмы и диверсификация регионов продаж;
  • материально-техническая профилактика последствий стихийных бедствий.

Также к профилактике неконтролируемых рисков относят повышение ликвидности продукции и ее ценности в глазах потребителя, что позволяет сохранить спрос даже в условиях изменений макроэкономической конъюнктуры.

Контролируемые риски

Контролируемые риски

Влияние этого типа рисков можно либо убрать вообще, либо снизить до незначительного уровня. Во многом именно грамотное управление контролируемыми рисками становится конкурентным преимущество ряда компаний. Рассмотрим способы профилактики и устранения этих рисков.

Производственные риски

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Производственные риски

  1. Контроль за материально-техническим оснащением, грамотное управление амортизацией и заменой устаревшего оборудования.
  2. Контроль за ключевыми точками технологического процесса, оптимизация производственных цепочек.
  3. Контроль качества продукции на всех этапах производства.

Финансовые риски

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Финансовые риски

  1. Контроль за финансовой устойчивостью компании, управление долей заемных средств в общем объеме финансирования.
  2. Диверсификация источников финансирования.
  3. Грамотное управление дебиторской задолженностью.
  4. Анализ и прогнозирование денежных потоков компании.
  5. Привлечение финансового аудитора.

Кадровые риски

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Кадровые риски

  1.   Выстраивание корректной HR-политики фирмы, направленной на привлечение, удержание и развитие лучших специалистов.
  2.  Мониторинг и соблюдение трудового законодательства.
  3.  Своевременное ознакомление персонала с техниками безопасности и особенностями технологического процесса.
  4.  Организация обучения и повышения квалификации персонала.
  5.  Ротация кадров.

Рыночные риски

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Рыночные риски

  1. Краткосрочный и долгосрочный анализ рынка, отрасли и конкурентов.
  2. Оперативное реагирование на появление новых технологий, изменение потребительских предпочтений и выход на рынок новых игроков.
  3. Мониторинг законодательства и государственного регулирования.
  4. Диверсификация компании по отраслевому и географическому признакам.
  5. Расширение ассортимента.

Операционные риски

  1. Комплексное выстраивание бизнес-процессов на всех стадиях.
  2. Максимально возможная автоматизация бизнес-процессов.
  3. Контроль за документацией, внутренними инструкциями и регламентами.
  4. Постоянное обучение и контроль за деятельностью ключевых специалистов.

При анализе конкретного бизнес-плана, следует поэтапно перебрать все известные риски и применить их к рассматриваемому бизнес-кейсу. Следует проанализировать влияние каждого риска на деятельность компании, ранжировать риски по уровню опасности и описать в бизнес-плане меры по устранению или минимизации влияния каждого риска.

Важно понимать, что бизнес-план это — не статический, а динамический документ. Анализ рисков — это не разовое мероприятие, ведь рыночное окружение постоянно меняется

Риски должны анализироваться и нивелироваться на каждом этапе деятельности компании.

Риски должны анализироваться и нивелироваться на каждом этапе деятельности компании

Представление рисков и управления ими в бизнес плане

При составлении бизнес плана раздел, содержащий описание и анализ рисков, обычно разбивают на подразделы, каждый из которых касается особой группы рисков.
Таким образом, в бизнес план при составлении вносят подраздел, в котором дается анализ возможных рисков, как систематических, так и несистематических, вероятность которых представляется составителям достаточно большой.
Причем анализ вероятности в этом случае производится, исходя из региональных особенностей, а так же исходя из особенностей соответствующего сегмента рынка.
Риски, описываемые в этом подразделе бизнес плана, часто называют общими рисками.
Второй подраздел бизнес плана включает анализ рисков, исходя из индивидуальных особенностей производства или организации и проекта, в котором они задействованы.
Эти риски называются индивидуальными. Подраздел, в котором они анализируются, является одной из наиболее важных частей бизнес плана.
Рационально будет поместить его после разделов, посвященных планированию. Дело в том, что в этом подразделе производится критический анализ всех аспектов планирования, которые содержит бизнес план.
Этот анализ состоит в том, что последовательно рассматриваются все операции и мероприятия, которые включает бизнес план, с точки зрения их уязвимости для рисков.
При качественно проведенном анализе индивидуальных рисков удается достаточно точно вычленить, так называемые, ключевые риски. То есть, риски с наиболее высокой степенью вероятности.
В следующем своем подразделе бизнес план содержит планирование профилактических мер, которые предполагается предпринять для локализации и минимизации ключевых рисков.

Анализ и оценка рисков в бизнес планировании

Также бизнес план должен включать описание комплекса мероприятий, которые планируется осуществить в случае наступления рисков.