Стратегия управления активами



Содержание понятия финансового менеджмента

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на три ключевых вопроса:

  • Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющих достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
  • Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
  • Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Эти вопросы решаются в рамках финансового менеджмента — одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.

Под финансовым менеджментом понимают:

  • систему управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денежных средств;
  • систему взаимоотношений между различными субъектами по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов;
  • науку и практику управления финансами предприятий, направленную на достижение его тактических и стратегических целей;
  • управление финансовыми ресурсами и имуществом предприятия;
  • управление системой денежных отношений (финансами), выражающихся в образовании доходов (денежных фондов и ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности названных выше процессов;
  • управление активами и пассивами предприятия в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности предприятия;
  • управление финансовыми потоками предприятия.

Приведенные выше определения включают в себя управление привлечением средств, обеспечение сбыта, ускорение расчетов, финансовое планирование, управление запасами и затратами и иные вопросы, которыми занимаются финансовые менеджеры предприятий.

Финансовый менеджмент — напрямую связан с управлением финансовым состоянием предприятия (ФСП).



ФСП:

  • его экономическое состояние, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, необходимых для его хозяйственной деятельности;
  • важнейшая характеристика его деятельности; определяет конкурентоспособность, потенциал бизнеса, оценивает степень гарантии экономических интересов предприятия и его партнеров. С точки зрения способности предприятия своевременно уплачивать налоги, ФСП интересует и налоговые органы;
  • главный критерий для банков при решении вопроса о целесообразности и условиях выдачи кредита. На ФСП влияют все компоненты менеджмента, которые условно можно разделить на управление финансами, персоналом, производством, маркетингом, НИОКР, логистикой.

Будучи результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, его финансовое состояние определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. При этом применяют абсолютные и относительные показатели.

В отношении финансового менеджмента употребляют следующие понятия: финансовое управление, управление финансами и управление финансовым состоянием. С некоторыми допущениями эти понятия можно считать тождественными. Однако управление

ФСП представляется более широким и емким, поскольку подразумевает интегрированность различных компонент менеджмента и указание на обратную связь в управлении.

Целесообразно различать финансовый менеджмент в узком смысле слова — управление финансовыми ресурсами или финансовыми потоками (традиционное понимание), и финансовый менеджмент в широком понимании — финансовое управление или управление ФСП, т.е. управление предприятием в целом, взаимоувязка всех компонент (областей) менеджмента с позиции достижения желаемого финансового результата.

Финансовый менеджмент можно определить как целенаправленную деятельность субъекта управления (высшего руководства предприятия и его финансовых служб), направленную на достижение желаемого финансового состояния управляемого объекта (предприятия), т.е. управление предприятием для достижения им намеченных финансовых результатов и эффективности его деятельности. Следовательно, финансовый менеджмент — это финансовое управление предприятием с точки зрения достижения желаемого финансового результата или управление ФСП.

Цели финансового менеджмента

Основные цели финансового менеджмента:

  • повышение рыночной стоимости акций компании;
  • увеличение прибыли;
  • закрепление компании на конкретном рынке или расширение существующего рыночного сегмента;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • повышение благосостояния работников и/или управленческого персонала;
  • вклад в развитие науки и техники.

В процессе реализации поставленных целей финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:

1. Достижение высокой финансовой устойчивости компании в процессе ее развития. Эта задача реализуется путем формирования эффективной политики финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности компании, управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизации финансовой структуры капитала компании.

2. Оптимизация денежных потоков компании. Эта задача достигается путем эффективного управления платежеспособностью и абсолютной ликвидностью. При этом свободный остаток денежных активов должен быть минимизирован с тем, чтобы снизить риск обесценения излишних денежных средств.

3. Обеспечение максимизации прибыли компании. Эта задача реализуется с помощью управления формированием финансовых результатов, оптимизации размера и состава финансовых ресурсов внеоборотных и оборотных активов компании, сбалансированности денежных потоков.

4. Минимизация финансовых рисков. Эта задача достигается путем разработки эффективной системы выявления рисков, качественной и количественной оценки финансовых рисков, определения путей их минимизации, разработки политики страхования.

Некоторые цели и критерии управления финансами компании

Цели

Повышение благосостояния собственников компании

Закрепление на рынке, финансовое равновесие

Максимизация текущей прибыли

Экономический рост

Критерии

Повышение рыночной стоимости акций.

Повышение рентабельности собственного капитала

Положительная динамика и стабильность показателей ликвидности, финансовой независимости и устойчивости

Рост показателей рентабельности оборота и активов.

Рост показателей деловой активности

Положительная динамика и стабильность темпов роста капитала, оборота и прибыли.

Рост экономической рентабельности.

Стабильность показателей финансовой устойчивости

Управление оборотными активами

Управление оборотными активами во многом связано с особенностями производственно — коммерческого цикла организации, представляющего собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена их видов:

производственный цикл организации,
характеризующий период полного оборота материальных элементов оборотных активов с момента поступления сырья и материалов до отгрузки готовой продукции:

финансовый цикл организации,
характеризующий период полного оборота денежных средств с момента погашения кредиторской задолженности.

Политика управления оборотными активами предоставляет собой часть финансовой стратегии организации, направленной на формирование достаточного объема и состава оборотных активов, а также оптимизацию структуры источников их финансирования.

Использование отдельных видов оборотных активов имеет определенные особенности. В связи с этим в организации разрабатывается соответствующая политика управления такими основными видами активов, как:

запасы товарно-материальных ценностей;

дебиторская задолженность;

денежные средства.

Управление запасами

Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат по их обслуживанию и создание системы эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами товарно-материальных ценностей реализуется в следующей последовательности:

1. анализ запасов товарно-материальных ценностей, сформировавшихся в предшествующем периоде,
основной задачей которого выступает выявление уровня обеспеченности производственно-коммерческой деятельности организации соответствующими запасами и оценка эффективности их использования.

2. определение целей формирования запасов,
которыми выступают:

Обеспечение текущей производственной деятельности;

Обеспечение текущей сбытовой деятельности;

Накопление сезонных запасов для обеспечения предстоящей производственной деятельности.

3. оптимизации размера основных видов текущих запасов,
для чего выделяют производственные запасы и запасы готовой продукции и используют различные модели. Наиболее распространенной является «модель экономически обоснованного размера запаса», в основе которого лежит минимизация совокупных затрат по закупке и хранению запасов в организации.

Механизм модели основан на предварительном выделении двух групп затрат:

Финансовый менеджмент как система управления финансами организаций

Финансовый
менеджмент

система управления финансовыми по­токами
компании, направленная на достижение
целей функциони­рования
компании на рынке. К этим целям относятся:
избежание бан­кротства
и крупных финансовых потерь, рост объемов
производства и реализации товаров,
укрепление конкурентных позиций на
рынке, максимизация
прибыли и рыночной стоимости компании.
Выбор той или
иной корпоративной цели зависит от
множества факторов и, прежде
всего, от общего уровня развития
экономики. Так, в переход­ной
экономике, особенно в начальной фазе
ее становления, целью большинства
компаний является избежание банкротства,
выживание. По
мере развития экономики и ее корпоративного
сектора цели ком­паний
становятся все более сложными. В развитой
рыночной эконо­мике
приоритетной целевой установкой
становится максимизация рыночной
стоимости компании.

Финансовый
менеджмент как целостная система
управления финан­совыми
потоками компании состоит из таких
базовых элементов, как общие
принципы управления финансами компании,
финансовые методы,
финансовые инструменты, организационная
структура си­стемы
управления финансами.

Функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент включает следующие аспекты деятельности:

  • организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней;
  • формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • анализ и управление денежными потоками компании.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия управления — общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений. Тактика управления — это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Функции финансового менеджмента:

Функция планирования:

  • разработка финансовой стратегии компании; формирование системы целей и основных показателей ее деятельности на долгосрочный и краткосрочный период; проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании;
  • формирование ценовой политики; прогноз продаж; анализ экономических факторов и конъюнктуры рынка;
  • налоговое планирование.

Функция формирования структуры капитала и расчета его цены:

  • определение общей потребности финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации; формирование и анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей стоимость компании;
  • расчет цены капитала;
  • формирование эффективного потока реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений.
  • инвестиционный анализ;

Функция разработки инвестиционной политики:

  • формирование важнейших направлений вложения капитала компании; оценка инвестиционной привлекательности отдельных финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них;
  • формирование инвестиционного портфеля и управление им.

Функция управления оборотным капиталом:

  • выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их стоимости, исходя из предполагаемых темпов роста компании;
  • формирование структуры активов, отвечающей требованиям ликвидности компании;
  • повышение эффективности использования оборотного капитала;
  • контроль и регулирование денежных операций; анализ денежных потоков;

Функция анализа финансовых рисков:

  • выявление финансовых рисков, присущих инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков;

Функция оценки и консультации:

  • формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации финансовых рисков;
  • координация и контроль исполнения управленческих решений в рамках финансового менеджмента;
  • организация системы мониторинга финансовой деятельности, реализации отдельных проектов и управление финансовыми результатами;
  • корректировка финансовых планов, бюджетов отдельных подразделений;
  • проведение консультаций с руководителями подразделений компании и разработка рекомендаций по финансовым вопросам.