Факты и цифры свободной экономики



Распределение богатства

Кеннет Эрроу

Жерар Дебрё

На теоретическом уровне, поборники свободного рынка не заботятся о распределении богатства, однако, в практической политической плоскости этот вопрос очень важен. Распределение покупательной способности в экономике зависит, в большой степени, от природы правительственного вмешательства, социальных классов, рынка труда и финансового рынка, а также от других, менее значимых факторов, таких как семейные отношения, институт наследования, дарения и тому подобное. Многие теории, описывающие работу свободного рынка, фокусируются, главным образом, на рынках потребительских продуктов, и их описание рынка труда или финансовых рынков имеет тенденцию к усложнению и появлению противоречий. При свободном рынке покупка продукта эквивалентна голосованию за производителя, где покупатель выступает за продолжение производства этого продукта.



Джозеф Стиглиц

Влияние экономической свободы на богатство общества и отдельно взятого индивидуума остается предметом дискуссии. Кеннет Эрроу и Жерар Дебрё показали, что при определённых идеализированных условиях система свободной торговли ведет к эффективности по Парето, а традиционная парадигма модели Эрроу-Дебру внутри экономики сейчас замещается новой парадигмой Гринвальда-Стиглица. Многие защитники свободных рынков, и наиболее заметный из них Милтон Фридман, также настаивали, что имеется прямая зависимость между экономическим ростом и экономической свободой, хотя это утверждение гораздо труднее доказать эмпирически. И непрерывные дебаты среди учёных по методологическим аспектам эмпирических исследований связи между экономической свободой и экономическим ростом явно на это указывают: «было предпринято несколько попыток изучить отношения между экономическим ростом и экономической свободой. Они были полезными, но при этом использовали неполные или субъективные переменные». и попытались предсказать свойства свободных рынков эмпирически в многофакторном компьютерном моделировании под названием «Сахарная Палочка». Они снова пришли к заключению, что при идеальных условиях, свободные рынки ведут к распределению богатства по Парето.

С другой стороны, недавние исследования, одно из которых проводил Джозеф Стиглиц, входят в противоречие с выводами Фридмана. В соответствии с Бётке:

История появления и развития понятия

Впервые детальную разработку свободного рынка вывел испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. В свою очередь дающее определение понятию публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
Но есть также и другие факторы (описанные в его трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, », изданном посмертно), кроме спроса и предложения, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка, а именно:

  • изобилие или нехватка товаров
  • изобилие покупателей и продавцов
  • необходимость в каком-нибудь товаре
  • работа и издержки производства
  • преобразование сырья
  • расходы на транспорт и на его износ
  • изобилие или нехватка денег
  • географические и погодные факторы
  • субъективное мнение участников рынка
  • наличие или отсутствие монопольных структур
  • ожидание будущего состояния всех вышеперечисленных факторов

Исследователь Оресте Попеску замечает по поводу всего этого списка, извлеченного из трудов Матьенсо, что «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке.

Представитель той же Саламанкской экономической школы, что и Матьенсо, Хуан де Луго в 1643 году в своём произведении De justitia et jure доработал теорию Матьенсо. Так, элементом любой рациональной оценки товара, как он предположил, была его полезность. Но, он отметил, это было установлено в соответствии с коллективной субъективной оценкой людей, как благоразумной, так и неблагоразумной. Субъективная общая оценка товара, доказывал де Луго, таким образом отличалась от её объективной пользовательской стоимости. Это усложнялось такими факторами впоследствии, как относительный дефицит рассматриваемого товара и величина спроса. Эти наблюдения заставили де Луго прийти к заключению, что справедливой ценой была рыночная цена. Никогда не рассматривая себя как экономиста, кардинал де Луго создал работы, являвшие собой кульминацию вклада Саламанской школы в теорию свободного рынка. Его исследования служат примером, как серьезное теологическое исследование человеческого выбора и действия помогло открыть экономические законы.

Спонтанный порядок

Фридрих Август фон Хайек

Теорию классического либерализма А. Смита в середине XX века развили представители австрийской экономической школы. Так Ф.А. фон Хайек указывает, что свободный рынок обеспечивает т.н. «спонтанный порядок», при котором естественным образом и без участия регулирующих органов достигается «более эффективное размещение общественных ресурсов, чем это можно было бы достигнуть с помощью какого-либо иного решения.» В соответствии с этой точкой зрения, в рыночных экономиках формируются усложненные бизнес-сети, которые производят и распределяют товары и услуги через всю экономику. Эта сеть возникает как результат децентрализованных индивидуальных экономических решений.

Сторонники этой точки зрения полагают, что спонтанный порядок является высшим по отношению к любому другому порядку, который не позволяет индивидуальным лицам осуществлять их собственный выбор того, что им производить, что покупать, что продавать, и по каким ценам, вследствие множества и сложности включенных в этот процесс факторов. Также они верят, что любая попытка применить централизованное планирование будет иметь результатом больший хаос и беспорядок и менее эффективное производство и распределение товаров и услуг.

Примечания

  1. Бэррэнс (Barrons). Словарь Терминов по Финансам и Инвестированию = Dictionary of Finance and Investment Terms. — 1995.
  2. The problem of Social Cost, Journal of Law and Economics, 1960 (Проблема социальных издержек, Журнал «Закон и Экономика», 1960)
  3. Цитируется Хайек по Petsoulas, Christian. Hayek’s Liberalism and Its Origins: His Idea of Spontaneous Order and the Scottish Enlightenment. Routledge. 2001. стр. 2
  4. Critical Mass — Ball, Philip, ISBN 0-09-945786-5 Критическая Масса — Болл, Филипп, ISBN 0-09-945786-5
  5. GREENWALD, Bruce and STIGLITZ, Joseph E. 1986 Externalities in Economies with Imperfect Information and Incomplete Markets // Quarterly Journal of Economics, no. 90. ГРИНВАЛЬД, Брюс и ШТИГЛИЦ, Йозеф E. 1986 Влияние на Экономику через Неполноценную Информацию и Незавершенные Рынки, Ежеквартальный журнал по экономике, № 90.
  6. Там же, стр. 4.
  7. Там же, стр. 5.
  8. Martin J. Whitman, Third Avenue Value Fund letter to shareholders October 31 . p.6. Мартин Дж. Уитмен, Письмо к держателям акций Третий Путь Денежного Финансирования Октябрь 31, 2005. стр.6
  9. Там же., стр.5-6.

Экономическое равновесие

Закон спроса и предложения господствует в идеальном свободном рынке. Он оказывает влияние на цены, удерживая баланс, который уравновешивает спрос на продукты. По этим равновесным ценам рынок распределяет продукты покупателям в соответствии с их предпочтениями (или полезностью) для каждого продукта, и в пределах взаимосвязанных ограничений покупательной способности для каждого отдельно взятого покупателя.

Это уравновешивающее поведение свободных рынков делает определённое принятие на себя обязательств относительно их агентов, например то, что они действуют независимо. Некоторые модели в эконофизике показали, что когда агентам позволено взаимодействовать локально на свободном рынке (то есть их решения зависят не только от утилитарности и покупательной способности, но также от решений круга своих людей), то цены становятся нестабильными и отклоняются от состояния равновесия, довольно часто, и в весьма резкой манере. Поведение такого свободного рынка, таким образом, будет носить нелинейный характер (пара агентов ведущие переговоры друг с другом согласятся на цену, отличную от цены, нежели чем 100 идентичных пар агентов, совершающих такую же идентичную сделку). Спекулятивные пузыри и тип стадного поведения, часто наблюдаемые на фондовых биржах, цитируются как примеры из реальной жизни для ценовых тенденций, носящих нелинейный характер. Защитники свободного рынка, особенно последователи Австрийской школы, часто отвергают эту эндогенную теорию, и видят в этом внешние влияния, такие как погода, цены на предметы повседневного потребления, новейшие технологические разработки, и вмешательство правительства, что, по их мнению, приводит к несбалансированным ценам. Рыночное равновесие определяется совокупностью продавцов и покупателей и, обычно, не является результатом уникальной ценовой политики.

Проблемные вопросы

1.
Что такое собственность? Какие вы знаете
формы собственности? Хитренький вопрос:
частная собственность 
это хорошая форма собственности или
так себе? Являетесь ли вы частным
собственником? Ваш автомобиль (в гараже
или под окном 
неважно!) 
это частная или личная собственность?
Что же лучше?

2.
Свобода предпринимательства и свобода
выбора 
кому это надо: капиталисту, наемному
работнику или потребителю? Это
однопорядковые понятия или они отличаются
друг от друга? Какое значение для рыночной
экономики имеют голоса потребителей?
«О, дайте, дайте мне свободу!» Кому
принадлежат данные слова? И каков их
смысл?

3.
Кроме личного интереса какой еще может
быть интерес? Какой интерес преследуете
вы, а какой 
Президент РФ?

4.
Конкуренция в экономике и спорте 
это одно и то же? Кто побеждает в экономике?
Кто побеждает в спорте? Можно ли сказать,
что побеждает умнейший? К чему приводит
отсутствие конкуренции в экономике?

5.
Что такое «невидимая рука» А. Смита?
Приходилось ли вам ощущать «невидимую
руку»? Стоит ли говорить о «невидимой
руке» в наше время, если ее открыли в
1776 г.?

6.
Почему в рыночной экономике ограничивается
роль правительства? Может быть, и без
правительства можно прожить?

7.
Чистый капитализм 
это реальный капитализм? Могут ли в
реальной действительности существовать
чистый капитализм и чисто командная
экономика?

Критика свободного рынка

Критики свободного рынка утверждают, что в реальных ситуациях он оказался восприимчивым к развитию монополий, фиксирующих цены. Такая аргументация привела к вмешательству правительства, например, антимонопольное законодательство Соединенных Штатов.

Два видных канадских автора утверждают, что правительству иногда приходится вмешиваться, чтобы обеспечить конкуренцию в крупных и важных отраслях. Наоми Клейн иллюстрирует это в общих чертах в своей работе «Шоковая доктрина» и Джон Ролстон Соул более юмористически иллюстрирует это с помощью различных примеров в «Крахе глобализма и переосмыслении мира». В то время, как сторонники свободного рынка утверждают, что только он может создать здоровую конкуренцию и, следовательно, больше бизнеса и разумные цены, противники говорят, что свободный рынок в его чистом виде может привести к обратному. Согласно Клейну и Ралстону, слияние компаний в гигантские корпорации или приватизация государственных предприятий и национальных активов часто приводит к монополии (или олигополии), требующих вмешательства правительства для принуждения к конкуренции и разумным ценам. Другой формой провалов рынка является спекуляция, когда операции совершаются с тем, чтобы получить прибыль от краткосрочных колебаний, а не от внутренней стоимости компании или продукции.

Этот критицизм оспаривается историками, такими как Лоуренс Рид, который утверждал, что монополии исторически не удалось сформировать даже при отсутствии антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что монополии по своей природе трудно поддерживать: компания, которая пытается сохранить свою монополию путем приобретения новых конкурентов, к примеру, стимулирует новичков выйти на рынок в надежде на выкуп.

Американский философ и писатель Корнел Уэст насмешливо назвал то, что он считает догматическими аргументами в пользу невмешательства государства в экономическую политику, «свободным рыночным фундаментализмом». Уэст утверждал, что такой менталитет «упрощает озабоченность общественными интересами» и «склоняет помешенных на деньгах, одержимых выборами должностных лиц, к корпоративной прибыли — часто за счет общего блага». Американский политический философ Майкл Дж Сандел утверждает, что в течение последних 30 лет Соединенные Штаты вышли за рамки только рыночной экономики и стали рыночным обществом, где буквально все продается, включая аспекты социальной и гражданской жизни, такие как образование, доступ к правосудию и политическому влиянию. Экономический историк Карл Поланьи подверг резкой критике идеи рыночного общества в своей книге «Великая трансформация», отметив, что любая попытка его создания может подорвать человеческое общество и общее благо.

Критики свободной рыночной экономики варьируются от тех, кто отвергает рынки полностью в пользу плановой экономики, защищаемой различными марксистами, к тем, кто желает видеть провалы рынка регулируемыми в различной степени или дополненные государственным вмешательством. Кейнсианцы поддерживают роль правительства в регулировании рынка, например, с помощью фискальной политики для стимулирования экономики, когда действия в частном секторе приводят к неоптимальным экономическим результатам депрессий или спадов. Теория бизнес-цикла используется кейнсианцами для объяснения ловушек ликвидности, с помощью которых происходит недостаточное потребление, для аргументации государственного вмешательства при помощи фискальной политики.

Кроме того, существует только один известный пример истинного свободного рынка, и это черный рынок. Черный рынок находится под постоянной угрозой со стороны полиции, но ни при каких обстоятельствах полицейские не регулируют товары, которые создаются. Черный рынок производит полностью нерегулируемые товары, которые также приобретаются и потребляется без регулирования. То есть, каждый может производить что угодно в любое время, и любой желающий может купить все, что доступно в любое время.

1. Свободная рыночная экономика основные черты

Свободная
рыночная экономика

экономика, которая базируется на
господстве
частной
собственности

и индивидуальном принятии решений
посредством системы
конкуренции,
рынков
и
цен.

В
своей первоначальной форме она зарождается
как чистая рыночная экономика 
это экономика эпохи свободной конкуренции
(laissez faire), т. е. когда очень много
производителей (продавцов) продукции
и огромное количество потребителей, а
правительство
не вмешивается в экономику.

С
позиции науки чистая рыночная экономика
имеет шесть характерных признаков: 1)
господство частной собственности; 2)
свобода
предпринимательства

и выбора; 3) приоритет личного интереса
при принятии решений; 4) конкуренция и
использование системы рынков для
управления экономикой; 5) открытость
экономики; 6) невмешательство правительства
в экономику
.

Эти
признаки 
азбука рыночной экономики, они подобно
пальцам на руке. Что это означает? Ответ:
если на руке не 5, а 4 пальца, то это
деформированная рука. Вот точно так же
с рыночной экономикой: если отсутствует
та или иная черта, то это уже деформированная
рыночная экономика. Например, в рыночной
экономике поведение человека мотивируется
его эгоистическими интересами 
максимизировать свой доход
на основе принятия личного решения.
Если законодательно эта черта не
реализуется, то, значит, не будет
полноценной рыночной экономики, или
чистого капитализма.

Здесь
сразу хотелось бы оговориться
:
экономическая
история

свидетельствует, что экономические
системы

различаются между собой всего лишь по
двум признакам: 1) по господствующей
форме собственности
и 2) по способу управления экономикой.
Исходя из этих двух признаков различают
следующие виды экономических систем:
свободную рыночную, командную, смешанную,
переходную
и традиционную. Кратко остановимся на
характеристиках командной и традиционной
экономик, как уже не существующих в
современной мировой системе. Все же
остальные системы мы будем рассматривать
подробно. А сейчас дадим краткую
характеристику командной экономики и
традиционной экономики.

Командная
экономика базируется на господстве
государственной
собственности

и централизованной системе управления,
т. е. управляется из центра как «единая
фабрика».

Командная
экономика 
полная противоположность свободной
рыночной экономике: и по господствующей
форме
собственности
,
и по способу управления экономикой.
Командная экономика имела место в бывшем
Советском Союзе (19171991)
и других социалистических странах.
Благодаря командной экономике Советский
Союз победил в Великой Отечественной
войне фашистскую Германию (19411945),
собственными силами восстановил
разрушенную войной экономику, освоил
Космос (12 апреля 1961 г. был успешно запущен
космический корабль с человеком на
борту 
первым космонавтом Ю. Гагариным) и, в
конечном итоге, занял место сверхдержавы
в мировой системе. Но в результате
начатой в апреле 1985 г. перестройки, затем
организованного распада Советского
Союза (декабрь 1991 г.), а с 1992 г. проведения
курса рыночных
реформ

командная экономика перестала
функционировать как система. Вместо
Советского Союза образовалась Российская
Федерация. В настоящее время в России
и других бывших социалистических странах
правительство строит рыночную
экономику
,
которую называют переходной, т. е. которая
переходит от государственной формы
собственности к частной, от централизованных
методов управления к децентрализованным,
или рыночным.

Традиционная
экономика

экономика, основанная на обычаях или
традициях, присущих тому или иному
обществу.
Она
типична для некоторых экономически
слабо развитых стран.

Сейчас
более подробно рассмотрим основные
черты свободной, или чистой, рыночной
экономики.

Рекомендация:

Для
самоконтроля полученных знаний выполните
тренировочные задания из набора объектов
к текущему параграфу

Экономика невмешательства

Обязательные компоненты функционирования идеализированного свободного рынка включают в себя полное отсутствие давления искусственных цен, производных от налогов, субсидий, тарифов, или постановлений правительств и отсутствие монополий, находящихся под защитой государства (обычно классифицируемых защитниками свободного рынка как принудительные монополии), таких как Почтовое ведомство Соединенных Штатов, Amtrak, патентные службы и так далее.

Дерегулирование

В идеальной экономике свободного рынка, все капиталы, товары, услуги и денежные потоки не регулируются правительством, за исключением случаев тайных соглашений или мошенничества, которые могут иметь место среди участников рынка

Так как эта защита должна подкрепляться материальными фондами, то необходимо наличие правительственных налогов, необходимых для совершения этой важной функции. Свободные рынки защищаются сторонниками экономического либерализма

Начиная с 70-х годов XX века, ускорение развития глобальной экономики свободного рынка, дерегулирование и приватизация, часто описываются как неолибертарианизм. Термин «экономика свободного рынка» иногда используется для описания некоторых существующих сегодня экономик (таких как экономика Гонконга), но сторонники свободного рынка приняли бы это описание, только если правительство практиковало бы политику невмешательства, в большей степени, нежели чем государственное вмешательство в экономику. Экономика, которая содержит значительный элемент экономического вмешательства со стороны правительства, в то же самое время, сохраняя некоторые характеристики, находимые в экономике свободного рынка, часто называется смешанной экономикой.

Низкие барьеры для входа

Свободный рынок не требует существования конкуренции, однако, он требует, чтобы для новых участников рынка отсутствовали различного рода барьеры. Из этого делается вывод, что отсутствие принудительных барьеров в условиях свободного рынка приводит к процветанию конкуренции. Часто предполагается наличие стимулов к получению прибыли, хотя ни наличие данных стимулов, ни сама прибыль не являются обязательными для свободного рынка. Подразумевается, что все современные свободные рынки включают в себя предпринимателей, как индивидуальных, так и объединённых на корпоративной или кооперативной основе. Современная экономика свободного рынка включает в свой состав такие сектора экономики как фондовая биржа и сектор финансовых услуг, но они не являются определяющими.

Спрос и предложение

В ситуации, когда спрос на товар соответствует предложению, возникает сделка. Это может происходить автоматически, что характерно, например, для фондовой биржи. Но в действительности, большинство магазинов и рынков не похожи на фондовую биржу, и там наблюдаются значительные транзакционные издержки.

Когда спрос превышает предложение, поставщики могут поднять свои цены. Потребители, которые могут позволить себе более высокие цены, будут и дальше поддерживать спрос на данном уровне, но другие будут воздерживаться от покупки, либо требовать лучшую цену. Также они могут покупать товар-субститут, или искать такую же продукцию в другом месте. Как только цены поднимаются, поставщики имеют возможность для увеличения производства. Также снижается барьер для входа на рынок для новых производителей за счёт увеличения потенциальной рентабельности.

В обратной ситуации, когда предложение выше спроса, некоторые поставщики начинают понижать цену чтобы иметь преимущество при продаже. В этой ситуации снижается рентабельность и стимулы к производству данного товара.

История и идеология

Некоторые теоретики (например, Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек) утверждают, что свободный рынок является естественной формой социальной организации, и что свободный рынок будет возникать в любом обществе, где ему не будет ставиться преград. Консенсус среди историков экономики наблюдается в том, что экономика свободного рынка есть специфичное историческое явление, и что оно возникло в период позднего Средневековья и в самом начале зарождения современной Европы. Другие экономические историки видят элементы свободного рынка в экономических системах Классической Античности, и в некоторых не Западных обществах. К XIX веку рынок определённо имел организованную политическую поддержку, в форме политики невмешательства (laissez-faire liberalism). Однако неясно предшествовала ли эта поддержка возникновению этого рынка или следовала за ним. Некоторые историки видят это как результат успеха ранней либеральной идеологии, объединённым со специфичными интересами предпринимателей.

Либерализм

Поддержка идеи свободного рынка как организующего начала общества в высшей степени связана с либерализмом, особенно во времена XIX века. (В Европе термин «либерализм» вмещает в свой подразумеваемый смысл идеологию свободного рынка, но при использовании этого термина в США и Канаде, это понятие может быть связано с правительственным вмешательством, и приобрело уничижительное значение для апологетов свободного рынка.) Более поздние идеологические разработки, такие как минархизм, либертарианство и объективизм также поддерживают свободный рынок, и настаивают на его чистой форме. Хотя Западный мир разделяет, в основном, похожие формы экономик, использование этого термина в США и Канаде соотносится с капитализмом, в то время как в Европе «свободный рынок» является по преимуществу нейтральным термином. Современный либерализм (американского и канадского использования), и европейская социал-демократия, прилагают усилия к тому чтобы смягчить то, что они видят как проблемы неограниченного свободного рынка, и принимают его существование как таковое.

Для большинства либертарианцев, свободный рынок ещё попросту отсутствует до сих пор, ограничиваемый степенью государственного вмешательства в большинстве даже наиболее «капиталистических» стран мира. С их точки зрения, те, кто говорит, что они содействуют «свободному рынку», говорят в относительном, нежели чем в абсолютном смысле — что означает (в либертарианской терминологии) что они желают, чтобы принуждение держалось на минимальном уровне, чем это необходимо для того, чтобы максимизировать экономическую свободу (таким необходимым принуждением было бы, например, налогообложение) и рыночную эффективность, посредством понижения торговых барьеров, делая налоговую систему нейтральной в своем влиянии на важные решения, такие как увеличение капитала, то есть аннулирование двойного налогообложения на дивиденды с тем, чтобы финансирование за счёт собственных средств не являлось убыточным по сравнению с долговым финансированием. Однако, имеются, например, анархо-капиталисты, которые даже не допускают и мысли о налогообложении и государственном вмешательстве, вместо этого предпочитая видеть защитников экономической свободы в форме частных подрядных фирм.

Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» органы управления особыми экономическими зонами:

  1. осуществляют регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
  2. выдают по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;
  3. представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;
  4. осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  5. публикуют не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Правительством РФ, сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества на территории особой экономической зоны и т.д.

По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе функционирования прежних экономических зон, в определенной мере позволили переосмыслить государственную политику в области создания и функционирования СЭЗ. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер.

Отметим, что, например, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа — Республика Татарстан и г. Липецк — и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск.

Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа.

Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.