Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза



Объект обложения акцизами у производителей продукции нефтехимии из прямогонного бензина

Объектом обложения акцизами у лиц, производящих продукцию нефтехимии из прямогонного бензина, признаются такие операции:

  • оприходование на территории России прямогонного бензина, самостоятельно произведенного из собственного сырья и материалов. При этом производство прямогонного бензина и продукции нефтехимии должно осуществляться одним юридическим лицом. В этом случае объект налогообложения появляется как у лиц, имеющих свидетельство, так и у не имеющих его;
  • приобретение в собственность прямогонного бензина лицами, имеющими свидетельство.

Продукция нефтехимии может быть произведена из прямогонного бензина, полученного на давальческой основе. В этом случае у переработчика (производителя продукции нефтехимии) объекта обложения акцизами не возникает независимо от наличия свидетельства.

Подводя итог сказанному, сгруппируем в табл. 1 операции, признаваемые объектом обложения акцизами только при наличии у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и операции, которые являются объектом обложения независимо от наличия свидетельства.

Налоговые вычеты

Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.



При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Для использования налоговых вычетов:

  • акциз должен быть предъявлен плательщику к уплате;
  • уплачен налогоплательщиком;
  • подакцизные товары обязательно должны использоваться в качестве сырья для производства.

По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Ранее оставался не урегулированным вопрос — как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.

В 2017 году неопределенность устранена — в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

Уточнить порядок можно:

  • при изменении технологии производства;
  • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Удалить
Нет, оставить

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Да
Отмена

Подакцизные товары

Подакцизными товарами признаются ():

  1. этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в пп. 3 настоящего пункта;В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:
    • лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
    • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
    • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;
    • виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.
  3. алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые;
  6. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  10. прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии;Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба;
  11. топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Срок уплаты

Для той или иной таможенной процедуры, применяемой при ввозе товаров, установлены свои сроки уплаты акцизов. Определить правильный срок проще по таблице:

Таможенная процедура Срок уплаты Основание
Выпуск для внутреннего потребления Акциз надо заплатить после того, как таможенную декларацию зарегистрировали, но прежде, чем товар выпустят п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза
Переработка для внутреннего потребления Акциз надо заплатить до дня выпуска товаров п. 4 ст. 274 Таможенного кодекса Таможенного союза
Переработка на таможенной территории Обязанность по уплате акциза возникает с момента регистрации таможенной декларации.   Платеж нужно сделать: 1. В день передачи товаров – при передаче иностранных товаров для переработки, если принимающая сторона: – не имеет документов об условиях переработки на таможенной территории; – не перерабатывает товары без разрешения таможни.   2. В день утраты товаров – при утрате иностранных товаров до истечения срока их переработки. Исключение составляет утрата товаров из-за форс-мажорных обстоятельств либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения. В этих случаях с утраченных товаров акциз не взимается.   3. В день истечения срока переработки товаров – если переработка на таможенной территории не окончена в установленный срок или если истекли три года с момента выпуска товаров для переработки п. 3 ст. 250 Таможенного кодекса Таможенного союза

Такой порядок следует из положений статьи 205 Налогового кодекса РФ, статьи 82 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункта 1 статьи 115 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Определение даты реализации или получения подакцизных товаров

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.

  • При передаче на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья, либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству товаров давальческого сырья датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
  • Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку.
  • Датой получения прямогонного бензина произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов) или произведенного в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  • При недостаче подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (кроме естественной убыли в пределах норм).
  • Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
  • При приобретении бензола, параксилола, ортоксилола в собственность, датой их реализации признаётся день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
  • При оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов) или оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности датой оприходования признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.
  • При приобретении авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией, датой его получения признаётся день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
  • При приобретении средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией датой получения признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 Налогового Кодекса.
  • Датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации российскими организациями:
    • включенными в реестр поставщиков бункерного топлива,
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза

Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.

Определение даты реализации нефтепродуктов

Датой реализации подакцизных нефтепродуктов, а соответственно и датой начисления акцизов признается день отгрузки нефтепродуктов производителем (ст. 195 НК РФ)

При определении этой даты следует обратить внимание на следующие моменты

Во-первых, дата фактического перехода права собственности на реализуемый товар может не совпадать с датой начисления акциза. Как установлено в пункте 2 статьи 39 НК РФ, момент и место реализации товаров определяются частью второй НК РФ. Следовательно, при определении даты реализации в целях исчисления акцизов нужно руководствоваться положениями статьи 195 НК РФ.

Во-вторых, не имеет значения, в чей адрес производитель (то есть непосредственный налогоплательщик акцизов) отгружает нефтепродукты — покупателя или комиссионера и т. п.

В-третьих, в статье 195 НК РФ предусмотрено такое правило. Если произведенный налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, то акциз должен начисляться на дату такой передачи.

Расчет акцизов

Порядок расчета акциза зависит от того, по каким ставкам облагается товар.

Если импортируемый товар облагается акцизом по твердым (специфическим) ставкам, то сумму акциза рассчитайте по формуле:

Сумма акциза = Объем (количество) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении ×

Такой же порядок расчета применяйте при ввозе товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории.

Пример определения суммы акциза при ввозе подакцизного товара

ООО «Альфа» импортировало из Германии партию пива с содержанием спирта 1,2 процента в бутылках по 0,5 л. Партия состоит из 100 000 бутылок, что составляет 50 000 л.

Пиво облагается по твердой налоговой ставке (в абсолютной сумме на единицу измерения). Поэтому налоговой базой является объем ввозимого пива в натуральном выражении. То есть 50 000 л.

Ставка акциза для пива с содержанием спирта от 0,5 до 8,6 процента составляет 20 руб. за 1 литр.

Импортер должен заплатить при ввозе пива акциз в размере:

50 000 л × 20 руб./л = 1 000 000 руб.

Если импортируемые товары облагаются акцизом по комбинированным ставкам (в настоящее время это только сигареты и папиросы), то акциз нужно рассчитать дважды. Первый раз – как сумму величин, рассчитанных исходя из твердой ставки и адвалорной ставки (сумма акциза № 1). Второй раз – исходя из суммы акциза, рассчитанной по твердой ставке (сумма акциза № 2).

Сумма акциза № 1 = Сумма акциза, рассчитанная по специфической составляющей комбинированной ставки (установленной в руб. за 1 тыс. шт.) + Сумма акциза, рассчитанная по адвалорной составляющей комбинированной ставки (установленной в процентах к стоимости, исчисленной в максимальных розничных ценах)

Максимальная розничная цена – это цена, выше которой сигареты и папиросы не могут быть реализованы в розничной торговле или сфере общественного питания и услуг (ст. 187.1 НК РФ). Эту цену импортер устанавливает на каждую марку сигарет или папирос. Уведомление о максимальных розничных ценах в обязательном порядке нужно представить при растаможивании ввозимых товаров (п. 2 приказа Минфина России от 25 августа 2006 г. № 108н).

Сумма акциза № 2 =     Сумма акциза, рассчитанная по минимальной специфической ставке

Полученные величины акциза № 1 и акциза № 2 сравните. Если величина акциза № 1 больше величины акциза № 2, в бюджет нужно заплатить акциз № 1. В противном случае в бюджет нужно заплатить акциз № 2.

Такой порядок предусмотрен статьями 193 и 194 Налогового кодекса РФ.

Пример определения суммы акциза при ввозе сигарет

ООО «Альфа» ввозит сигареты из США. В мае организация ввезла 100 000 сигарет с фильтром (5000 пачек). Максимальная розничная цена, установленная для всех пачек, – 120 руб.

Для сигарет с фильтром установлена следующая ставка акциза:

1250 руб. за 1000 шт. + 12,0% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 1680 руб. за 1000 шт.).

Это комбинированная ставка акциза. Поэтому при расчете акциза за май бухгалтер «Альфы» отдельно определяет налоговую базу для применения твердой ставки акциза и отдельно – налоговую базу для применения адвалорной ставки акциза.

Сумма акциза по твердой ставке равна: 100 000 шт. × 1250 руб. : 1000 шт. = 125 000 руб.

Налоговая база для применения адвалорной ставки составляет: 120 руб. × 5000 пачек = 600 000 руб.

Сумма акциза по адвалорной ставке равна: 600 000 руб. × 12,0% = 72 000 руб.

Общая сумма акциза составила: 125 000 руб. + 72 000 руб. = 197 000 руб.

Общая сумма акциза в расчете на 1000 сигарет не должна быть меньше 1680 руб. Чтобы убедиться в соблюдении этого правила, бухгалтер рассчитал сумму акциза на 1000 штук ввозимых сигарет:

197 000 руб.: 100 000 шт. × 1000 шт. = 1970 руб.

Полученная сумма больше минимально установленной величины акциза по сигаретам с фильтром. Следовательно, сумма акциза, которую «Альфа» должна перечислить в бюджет, равна 197 000 руб.

Акциз рассчитайте отдельно по каждой ввозимой партии товаров.

Если в состав одной партии входят подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговую базу определяйте отдельно по каждой группе товаров. Аналогичный порядок действует в случае, если в составе партии товаров есть подакцизные товары, ранее вывезенные с территории России в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.

Это установлено статьей 191 Налогового кодекса РФ.

Фактор рынка

В части отмены пошлины правительство поддержало позицию Минфина. При этом вопрос введения отрицательного акциза на нефть для НПЗ ранее лоббировал Минэнерго. «В кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра. В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний», — сказал Дмитрий Козак.

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Ранее вице-премьер уже проводил совещание с нефтяниками, на котором была достигнута договоренность с крупными нефтяными компаниями, которые занимают около 60% рынка, о замораживании оптовых и розничных цен по состоянию на 30 мая. Нефтяники пообещали увеличить поставки на внутренний рынок моторного топлива. По данным Росстата, цены на бензин в РФ в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении — на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации правительство с 1 июня принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а также отменено решение о росте акцизов на 700 рублей с 1 июля.

«Обратный акциз – серьезный стимул для реконструкции всей нефтеперерабатывающей отрасли в стране. Не секрет, что сейчас одни НПЗ в стране перерабатывают нефть эффективнее других за счет использования более современных технологий, и правительство хочет подстегнуть игроков к модернизации. Льготы и субсидии получат только те, кто инвестирует в лучшую переработку. Мини-НПЗ уйдут с рынка, так как у них, как правило, небольшая глубина переработки нефти.

В итоге, скорее всего, устаревшие заводы вынуждены будут уйти с рынка – останутся более современные и обеспеченные, они и возьмут на себя освободившиеся объемы. Однако параметры, кому и в каком объемы положены субсидии, какие требования правительство выдвинет к НПЗ – все это будет обсуждаться еще долго. Смысл маневра в том, что субсидии получат не все.

В результате проводимых изменений стоимость топлива в России немного повысится – не так стремительно, как это происходит сейчас, и отрицательный акциз львиную долю компенсирует. Кроме того, этот процесс будет растянут во времени – налоговый маневр завершится к 2024 году. До этого времени внутренний рынок переработки уже перестроится и будет распределен отрицательный акциз. Бюджет РФ получит дополнительные средства», — заключает Игорь Юшков.