Закон Республики Беларусь Об основах транспортной деятельности
Содержание
- 1 Карьерный рост и зарплата
- 2 1 Железнодорожный транспорт
- 3 Требования к логисту
- 4 Плюсы и минусы профессии
- 5 Требования к специалисту
- 6 Обязанности логиста
- 7 Основные задачи и функциональные обязанности
- 8 Ответственность и права
- 9 Чем занимается логист на работе
- 10 Понятие производительность работы автомобильного транспорта и определяющие ее факторы. Суточная производительность автотранспортных средств
- 11 Где искать работу логистом без опыта
Карьерный рост и зарплата
Безусловно, рост ответственности прямо пропорционален карьерному росту — отвечать за такой объем работы очень сложно, утомительно в плане нервного напряжения. Хочу подчеркнуть, что обязанности в логистике не уходят с карьерным ростом к другим сотрудникам, а накапливаются как снежный ком! Даже на должности руководителя вам придется проверять работу подчиненных, а значит, как и на первых ступенях развития придется перебирать бумаги, реестры, проверять достоверность отслеживания транспорта. Согласовывать договора, принимать решения в ценовой политике и при этом выполнять прямые обязанности руководителя: отчеты для руководства, разработка бюджета отдела, поиск путей оптимизации и снижения затрат. А также вести огромное количество аналитической работы на компьютере.
Сколько платят логистам
Оплата зависит от работодателя и может быть различных видов. На начальном этапе — это практически всегда оклад, причем довольно скромный по сегодняшним меркам — от 20 до 30 тысяч рублей, на большее вряд ли придется рассчитывать. По мере роста в должности, оклад будет увеличиваться, но не значительно. Работодателю важен сотрудник, постоянно улучшающий качество своей работы, поэтому (в большинстве организаций) при невысоком окладе будет разработана система поощрений, которая позволит зарабатывать в должности логиста/старшего логиста порядка 40-80 тысяч рублей.
Она может зависеть от любых параметров работы, например, от количества отгруженных в день машин или от маржи за перевозку, от объема привлеченного транспорта, от объема привлеченного груза. Могут быть и требования к оформлению документации, от которых будет зависеть оклад. Есть на рынке организации, которые просто готовы выплачивать фиксированный оклад, не заморачиваясь
с процентами. Как правило, это будет цифра чуть ниже рыночной (до 50 т.р.), тогда логисту не придется постоянно думать о том, как бы улучшить свой KPI (ключевой показатель эффективности — прим. ред.)
, но это, в свою очередь, скажется на его отношении, предположим, к снижению издержек.
У руководителей отделов логистики и их заместителей зарплаты, безусловно, выше, причем на порядок — от 80-100 тысяч рублей в месяц и выше. У меня эта цифра незначительно превышает 80 тысяч. Мотивационные
схемы также усложняются и начинают охватывать качество работы отдела в целом. Большое влияние на заработную плату высшего руководства в логистике оказывает выполнение плановых показателей и исполнение бюджета.
Интересно, что вне зависимости от размера компании, работники начальных (помощники, диспетчеры, ассистенты) и средних (логисты, старшие логисты) звеньев вряд ли будут получать больше 20 000-50 000 рублей в среднем. При этом зарплаты руководящего звена могут исчисляться сотнями тысяч рублей — таковы реалии нашего времени.
Соцпакет
Есть и еще одна прочная связь логистики и современности — это маленькая белая часть оклада. В 95% процентах случаев можете не рассчитывать на что-то большее, чем МРОТ
, — настолько велико количество «черного нала
» в этой сфере. Ни один хозяин не раскроет своих истинных доходов, чтобы выплачивать вам нормальную «белую» зарплату.
И это касается всех ступеней карьеры без исключения, но и здесь выигрывают в основном руководящие позиции, всем остальным придется выбирать из того, что дают. Также скажу, что 99% процентов компаний предлагают стандартные условия и соцпакет согласно ТК. Есть и такие, которые могут предложить расширенную медицинскую страховку или оплату фитнеса
, но, скорее всего, это будут компании иностранного происхождения или крупные холдинги РФ, куда на работу логистом без опыта попасть крайне сложно. А так, все как обычно, два раза по 14 дней отпуск, больничный, праздники.
1 Железнодорожный транспорт
Ведущее
место в транспортной системе страны
принадлежит железнодорожному
транспорту.
Это
объясняется технико–экономическими
преимуществами: универсальностью,
высокой провозной способностью,
относительной независимостью от
географических и климатических условий
и широко развитой инфраструктурой.
Железные дороги обеспечивают почти 40
% грузооборота, выполняемого всеми
видами транспорта.
В
структуре грузов, перевозимым по железным
дорогам России, всегда преобладали
такие массовые грузы, как лес и
лесоматериалы, сельскохозяйственные
грузы, уголь, сырье, руды черных металлов,
металлы и минерально-строительные
материалы, а также нефть и нефтепродукты,.
Гораздо меньшую долю составляла продукция
обрабатывающей промышленности. В
пассажирском сообщении наиболее
загружены Транссибирская магистраль
в ее европейской части, железная дорога
Москва — Санкт-Петербург, а также другие
радиальные магистрали, расходящиеся
из Москвы. Пригородное пассажирское
сообщение наиболее развито в окрестностях
Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных
городов России.
На
железнодорожном транспорте продолжаются
структурные преобразования, начатые в
2001 году. Сформирован конкурентный
сегмент в области грузовых перевозок
– рынок услуг компаний-операторов
железнодорожного подвижного состава.
Осуществляется реализация принятой
Правительством Российской Федерации
Целевой модели рынка грузовых
железнодорожных перевозок на период
до 2015 года, которая определяет дальнейшие
направления преобразования железнодорожной
отрасли. Планом по реализации этой
модели определены конкретные мероприятия
экономического, правового и технологического
характера и которые синхронизированы
с мероприятиями, реализуемыми в этот
же период в рамках Единого Экономического
Пространства и Таможенного союза.
Средства
сообщения
– подвижной состав железнодорожного
транспорта принято называть поездами
Основными
технико-экономическими преимуществами
железнодорожного
транспорта
являются:
—
неразрывная связь с предприятиями
промышленности и сельского хозяйства,
стройками, торговыми базами, складами
и т.д. В настоящее время все крупные
предприятия и базы торговых организаций
имеют железнодорожные подъездные пути,
связывающие их с магистральными железными
дорогами. На подъездных путях зарождается
и погашается до 90% всех грузов, перевозимых
по железным дорогам;
—
высокая провозная и пропускная способность
железных дорог. Двухпутная железнодорожная
линия, оборудованная автоматической
блокировкой, может обеспечить перевозки
более 100 млн. т в каждом направлении в
год, а однопутка — 20 млн. т и более в
каждом направлении в год. Эти величины
могут меняться с изменением общей массы
поездов, скоростей движения и т.д.
—
возможность осуществления массовых
перевозок грузов в сочетании с
относительно
низкой стоимостью перевозок;
—
возможность бесперебойного и равномерного
осуществления перевозок во все времена
года и периоды суток;
—
сравнительно высокая скорость движения
и сроки доставки грузов и пассажиров
(скорость определяет эффективность
использования того или иного вида
транспорта для конкретной перевозки);
—
доставка грузов и пассажиров по более
короткому пути для некоторых маршрутов
следования, например, по рекам;
—
относительно высокие экономические
показатели и достаточно совершенная
технология перевозок. В первую очередь
это касается расхода топлива.
Недостаткомявляется то, что строительство железных
дорог требует больших инвестиций,
особенно в трудных топографических
условиях районов Крайнего Севера,
Востока страны, в болотистых, горных и
пустынных районах страны.
Требования к логисту
Обязательные требования к логисту:
- Высшее образование.
- Владение ПК, знание офисных программ и 1С.
- Знание основ документооборота.
- Знание транспортного законодательства.
- Опыт работы по специальности или в смежных сферах.
Помимо того, что должен знать логист обязательно, работодатели часто выдвигают дополнительные требования:
- Гражданство РФ.
- Свободное владение иностранным языком (чаще английским, иногда — немецким или французским).
- Опыт работы в сфере ВЭД:
- знание нормативно-правовой базы ВЭД, законодательства в сфере международных перевозок;
- опыт работы с таможней;
- опыт работы с международными перевозчиками (ж/д, морскими, авиа).
- Знание основ складского учета и систем контроля складских запасов.
Кроме того, часто компании-работодатели обращают внимание на возраст претендента — обычно он указывается в пределах 23-35 лет
Плюсы и минусы профессии
Конечно, как везде, тут есть и положительные стороны: профессия реально нужна на рынке, развитие логистики идет быстрыми темпами, большие возможности для саморазвития, самореализации, неплохие зарплаты, возможность самостоятельно принимать решения.
К минусам можно отнести достаточно длительное время, необходимое для карьерного роста, постоянное нервное напряжение, необходимость быть на связи 24 часа в сутки, изучения огромного количества документов. Но мы же понимаем, что это все относительно — если я не люблю рутину с документами, это не значит, что ее не любят все, и, наоборот, если я спокойно отношусь к звонкам посреди ночи, то необязательно это будет нравиться другим.
Как правило, от диспетчера до логиста можно вырасти за полгода-год, для этого практически всегда есть запас в штате компании. Следующая ступень может занять достаточно долгое время, и рост до ведущего логиста или специалиста, бывает, затягивается на несколько лет. А вот вырасти в полноценного руководителя логистики в рамках одной организации — задача минимум на 10-12 лет, да и то при удачном стечении обстоятельств. Этим можно объяснить высокую текучку кадров на уровне «логиста» — люди хотят расти, а компания не может им предоставить такую возможность, и начинается смена работы и поиск более доступного для карьерного роста предприятия.
Здесь либо необходимо запастись терпением, либо пытать счастья, меняя работодателя. Конечно, шансы увеличиваются вместе с опытом и квалификацией, но желающих всегда гораздо больше, чем может дать рынок, а значит, необходимо понимать, что стать большим начальником суждено не всем, и дело тут вовсе не в знаниях и умениях, а скорее — в везении. Как, например, в моем случае, когда один из моих знакомых решил открыть свой бизнес в сфере логистики, в противном случае я бы тоже до сих пор занимал должность ведущего специалиста.
При принятии решения стать логистом рекомендую подумать 2 раза, точно ли вы готовы к бессонным ночам, бесконечным звонкам, постоянному решению огромного количества текущих и неожиданных проблем, к немыслимому объему бумажной работы, а главное — к тому, что очень много людей будут вечно недовольны качеством вашей работы. Если вы решили избрать эту дорогу для себя, будьте готовы преодолевать огромное количество проблем и трудностей, готовьте самые толстые ежедневники для записи новых знакомых и друзей. Учитесь разбираться в невероятном количестве документов и составлять аналитические прогнозы по затратам, но и не забывайте о возможности узнать о новых местах на карте и их особенностях. Добро пожаловать в наши ряды, если вы все-таки решились.
Требования к специалисту
Диспечтер очень важная профессия, а поэтому специалистам на этой позиции предъявляются определенные требования, которым они должны соответствовать. Требования индивидуальны для каждого предприятия, но есть общие, встречающиеся почти всегда:
- наличие высшего технического, инженерного, экономического, логистического образования или среднего специального автотранспортного образования;
- опыт работы от года до 3 лет;
- требования к личностным качествам заключаются в дисциплинированности, внимательности, желании обучаться, устойчивости к стрессам и готовности к работе в условиях многозадачности.
Хотя как показывает практика, стаж определяется работодателем в каждом случае индивидуально по каждому претенденту. А вот по образованию требования ужесточены. Теперь требуется закончить специальные курсы, если образование непрофильное, либо необходимо закончить учебное заведение по профилю.
Особенности работы диспетчера
Специфика работы в основном обусловлена направлением деятельности компании. Суть и сложность работы заключается в грамотной организации транспортных потоков. Крупные компании-перевозчики с большим автопарком предпочитают принимать на эту должность людей, имеющих профессию логиста.
Небольшие компании, например, службы такси больших требований в отношении образования не предъявляют, предпочитая обучать специалиста на рабочем месте. Кроме того, по завершении испытательного срока, работнику может быть предложено прохождение курсовой переподготовки в рамках данной специальности.
Данное видео наглядно показывает работу диспетчера автомобильного транспорта.
Обязанности логиста
Основные должностные обязанности логиста выглядят следующим образом:
- Организация и координация грузоперевозок.
- Составление маршрутов транспортировки грузов.
- Управление складскими запасами и заказами;
- Ведение документооборота (как правило, в 1С), контроль договоров и счетов от контрагентов, составление отчетов.
- Прием и контроль автотранспорта.
- Координация работы водителей.
- Мониторинг и анализ затрат на логистику.
Также список того, чем занимается логист, может включать следующие дополнительные функции:
- Формирование товарных отчетов, проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности для бухгалтерии.
- Распределение товаров на складе (учет наличия складских мест).
- Взаимодействие с представителями компаний-импортеров.
- Оповещение руководителей компаний-партнеров об изменениях цен и условий работы.
- Деятельность в сфере ВЭД.
Основные задачи и функциональные обязанности
Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций.
Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:
- организовывает работу водителей;
- контроль работы диспетчерских пунктов на линии;
- проведение инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.
Занимается организацией грузоперевозок. Для этого он выполняет следующие функции:
- поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;
- осуществляет контроль за автовокзалов и автостанций с целью качественного и оперативного управления маршрутами;
- контролирует и не допускает простоя транспортных средств;
- контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределять транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;
- осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;
- оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимать своевременные и эффективные меры по их устранению;
- ведет учет выполненных перевозок, а также осуществлять своевременный контроль за ходом грузоперевозок;
- контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;
- контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;
- информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;
- работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.
Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию:
- путевые листы листы;
- расчеты технико-эксплуатационных характеристик;
- журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;
- журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;
- проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;
- журнал дежурств;
- журнал учета и движения путевых листов;
- журнал работ специального транспорта;
- журналы инструктажей с водителям;
- журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;
- составляет и передает руководству отчетную документацию;
- контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.
Ответственность и права
Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз во время, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и так далее.
Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для компании.
Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:
- За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
- Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которых предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством;
- Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.
Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.
Диспетчер кроме ответственности имеет и права. О них также можно узнать в должностной инструкции. К правам диспетчера относят:
- участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются диспетчерских обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;
- диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;
- давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей заданий по перевозке грузов;
- проверять качество выполнения розданных ранее указаний.
Документы для скачивания (бесплатно)
Образец должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта
Чем занимается логист на работе
Сами по себе процессы в логистике достаточно просты, но их отладка и оптимизация — это очень кропотливая и трудная работа, ведь в конечном итоге от этого будет зависеть, насколько спокойным будет ваш сон. В этой сфере практически нет этапности в работе, нужно делать все и сразу, поэтому приготовьтесь к напряженной работе, особенно в первое время.
Обязанности логиста
На должности диспетчера или помощника менеджера вам, скорее всего, предложат небольшой круг обязанностей, включающих рутинную и скучную работу:
- разбор документации;
- отправка ее по разным направлениям;
- ведение реестра документов;
-
возможно, предложат отслеживать местоположение транспорта
.
Не отчаивайтесь, со временем обязанности логиста станут разнообразнее, добавятся: маршрутизация, поиск партнеров для перевозок, поиск грузов, заключение договоров и обсуждение ставок на перевозки, решение спорных или форс-мажорных ситуаций, связанных с перевозкой груза, сверка счетов, ведение реестра перевозок, расчеты объемов загрузки и многое другое.
От количества и разнообразия обязанностей голова будет идти кругом, а от того, что они должны выполняться одновременно, будет теряться чувство времени. К моменту достижения средних (ведущий логист) и высших (зам. руководителя/руководитель отдела логистики) должностей, обязанности будут включать в себя также функции менеджмента и управления, осуществление общего руководства, составление графиков работы сотрудников, согласование схем движения и сроков, подбор персонала в отдел, переговоры с потенциальными клиентами/исполнителями.
Понятие производительность работы автомобильного транспорта и определяющие ее факторы. Суточная производительность автотранспортных средств
Производительность
труда хар-ся кол-вом продукции, производимой
в единицу времени. Тр-й продукцией явл-ся
перемещение груза из одного места в
другое, то основным измерителем
производительности транспортных
средств выступает количество перевозимых
в единицу времени грузов.
Производительность
авт-ля принято оценивать его выработкой
в тоннах и тонно-километрах за час
работы. Изменение этих показателей
при прочих равных условиях отражает
соответствующее изменение
производительности труда.
Отношение
соответствующей протяженности пути,
проходимого автомобилем (с грузом
или без груза), ко времени ездки
представляет собой техническую скорость
движения автомобиля Vт.
Порожний
пробег автомобиля включает подачу ПС
к месту погрузки и нулевой пробег. Весь
нулевой пробег относится ко дню работы,
а на одну ездку можно условно относить
только его часть.
Эффективность
использования пробега оценивается
коэффициентом использования
пробега автомобиля, выражающим отношение
пути пройденного им с грузом, к общей
протяженности пути.
при
заданном расстоянии перевозки грузов
выработка автомобиля тем выше, чем
больше грузоподъемность и коэффициент
ее использования, техническая скорость
автомобиля, а также чем меньше время
простоев автомобиля при выполнении
погрузочных и разгрузочных работ.
С увеличением расстояния перевозок
выработка ав-ля в тоннах снижается, а в
тонно-километрах растет.
Производительность
ПС определяется трудоемкостью перевозок.
Так как трудоемкость операций, выполняемых
водителем, в расчете соответственно на
1 т перевезенного груза и 1 ткм является
величиной, обратной часовой выработке
авт-ля.
Где искать работу логистом без опыта
Устроиться на должность вроде диспетчера или помощника логиста сейчас достаточно просто, на любом сайте для поиска работы можно найти огромное количество таких вакансий
Важно понимать, что логистика — это не только транспортные компании различного уровня! Это любое предприятие, которое занимается бизнесом, связанным с торговлей, производством, предоставлением услуг!
Как стать логистом — с чего начать
Логистика – это сфера, которая охватывает практически любой вид деятельности, как бухучет или делопроизводство. Здесь я рекомендую попытаться устроиться непосредственно к грузовладельцу
Абсолютно неважно, чем конкретно он занимается, это будет сложнее и займет больше времени, чем трудоустройство просто в транспортную компанию, но в конечном итоге это значительно облегчит вам дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Да и зарплата, как правило, у таких работодателей несколько выше на начальном уровне
При поиске вакансий обращайте внимание на отзывы о компании со стороны не только клиентов, но и сотрудников. Репутация – это очень важная часть данной сферы деятельности
Внимательно читайте список обязанностей логиста, предлагаемый работодателем, чтобы подготовиться к собеседованию.
Конечно, в 90% случаев работодатель хочет, чтобы у вас был опыт работы (хотя бы минимальный), но этот пункт не стоит принимать всерьез. Как я уже говорил, достаточно уметь находить общий язык с людьми и представлять себе хотя бы поверхностно, что такое доставка грузов (вы же хоть раз пробовали делать покупки посредством интернета с доставкой — так вот, разнятся только способы и сроки – суть одинакова), всему остальному вы быстро научитесь в процессе работы.
Собеседование на вакансию логиста
На собеседовании рекомендую быть собранным и настроенным серьезно и ответственно — это важно для логиста, и работодатель обращает внимание на то, как вы отвечаете на вопросы. Прежде чем отвечать на вопросы работодателя — не стесняйтесь подумать, так вы покажете, что не бросаетесь в «омут с головой», а имеете привычку обдумывать каждое действие, но при этом не задумывайтесь, как IBM
486, ведь в логистике важна и скорость принятия решения!
Если на собеседовании будет предложено написать какой-либо тест — не волнуйтесь, на начальные позиции специальных познаний не требуется
Скорее, будет необходимо проявить смекалку и сообразительность, показать умение выстраивать логическую цепочку, никто не будет от вас требовать назвать точные расстояния между городами или рассчитать стоимость доставки, такие тесты проходят только люди с опытом, претендующие на более высокую должность
Если на собеседовании будет предложено написать какой-либо тест — не волнуйтесь, на начальные позиции специальных познаний не требуется. Скорее, будет необходимо проявить смекалку и сообразительность, показать умение выстраивать логическую цепочку, никто не будет от вас требовать назвать точные расстояния между городами или рассчитать стоимость доставки, такие тесты проходят только люди с опытом, претендующие на более высокую должность.