Как вести учет в строительстве?

Особенности ведения учета в строительстве обусловлены тем, что организация может выступать как инвестор, застройщик или подрядчик. В зависимости от этого существуют разные правила оформления документации. Чтобы правильно вести учет в строительстве, необходимо опираться на соответствующие нормативные документы, в которых учтена специфика отрасли.

Строительство ‑ сложный процесс, поэтому тщательное ведение учета помогает контролировать поступление и расходование средств на каждом этапе. Несоблюдение требований нормативных документов приводит к необходимости уплаты штрафов или неустоек.



Виды учета

  • Оперативно-технический. Включает контроль выполнения работ на участках и расходования материальных средств, соблюдения плановых показателей.
  • Статистический. Позволяет обобщить данные по разным видам учета и использовать их для планирования видов работ, производительности труда и других показателей.
  • Бухгалтерский. В нем отражается финансовая деятельность организации, использование средств, результаты хозяйственных расчетов.

Строительство домов

Руководство

Необходимо разработать учетную политику организации, в которой учесть ее специфику, определить порядок ведения учета и инвентаризации. Документ должен быть утвержден приказом руководителя.

При наличии обособленных подразделений в других регионах необходимо оформить их в налоговых инспекциях по месту расположения. Порядок и сроки передачи документов из филиалов в главный офис должен быть также определен документально.

Для проведения любых операций рекомендуется использовать типовые формы, принятые в строительстве.



Все опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы также должны отражаться в бухгалтерских документах как нематериальные активы. В налоговом учете их нужно включать в прочие расходы, равномерно распределяя на протяжении года.

Если организация выступает подрядчиком, то необходимо отражать затраты по каждому объекту незавершенного строительства. Затраты учитываются на счет 20 (как для подрядчика, так и для инвестора). По каждому объекту нужно открыть субсчет. Стоимость готового объекта списывается по счету 43.

Застройщиком для ведения затрат используется счет 08. Когда работы будут завершены, то поступление средств проводится по счету 01, а кредит – по счету 08.

Зачастую в процессе строительства подрядчик выполняет работы, не предусмотренные сметой. Поэтому при составлении договора подряда в него нужно внести пункт, которым определяется порядок учета таких работ путем принятия дополнительного соглашения.

Строительство по смете

Полезный совет и рекомендации эксперта

Чтобы вести учет в строительстве, заводят специальный журнал или используют специальные программы на компьютере, позволяющие учесть поступление и расходование материалов и средств. Это помогает отслеживать и контролировать своевременность оформления и подачи необходимых документов.

Вопрос: Должна ли строительная организация сообщать в налоговую о закрытии обособленного подразделения на территории другого региона?
Ответ: Да. В налоговую службу, на территории которой создается или закрывается подразделение, необходимо в течение месяца сообщить о его создании или закрытии.

Вопрос: Организация пользуется унифицированными формами ведения первичного учета. Возникла необходимость в создании собственной формы, имеет ли она на это право?
Ответ: Имеет. Но все вновь созданные формы должны оформляться как приложение к документам по учетной политике предприятия. Они должны содержать реквизиты, наименование, дату составления, описывать суть хозяйственной операции, содержать перечень ответственных лиц, их подписи.

Вопрос: При проверке инвентаризационной документации нам указали как недостаток, что акты в подразделениях, расположенных в разных городах, оформлены одним числом. Почему это нарушение?
Ответ: Сомнение вызывает факт, что одна инвентаризационная комиссия посетила и провела работу в разных городах. По этому признаку акт может быть признан недействительным.