Управленческий цикл в менеджменте



Менеджер и предприниматель сходства и различия. В чём заключается задача выживания для организации Социальная направленность менеджмента.

Менеджер
— лицо, наделенное полномочиями принимать
управленческие решения и осуществлять
организацию их выполнения. Предприниматель
— любой человек, лично осуществляющий
хозяйственную деятельность и вступающий
в рыночные отношения с другими
хозяйствующими субъектами исключительно
по своей воле. Объединяет их то, что оба
они руководят коллективом в условиях
рыночной экономики. Роль менеджера
заключается в обеспечении процесса
развития предприятия, который основывается
на анализе возможных направлений
развития их выявлении и разрешении
противоречий, возникающих в процессе
производственной деятельности и в
системе общественных отношений. Условиями
эффективного менеджмента являются
результативность и качество внешних
связей, развитость коммуникационной
системы, а также благоприятный
социально-психологический климат.

Профессиональные
менеджеры способны без устали годами
решать однотипные задачи, но большинство
преуспевающих предпринимателей не
переносят монотонность. Основные
различия:

1)
стратегическая ориентация. Предприниматель
ориентирован на поиск новых возможностей
при быстрой смене технологии, изменении
спроса, социальных предпочтений и т.п.;
менеджер — на выполнение плана и подсчет
эффективности использования ресурсов;

2)
осуществление замысла. Предприниматель
действует быстро, рискует, не держится
за идею, не доказавшую свою жизнеспособность
в сжатые сроки; менеджер, как правило
неохотно берется за новое дело;

3)
использование ресурсов. Предприниматель
вводит новые ресурсы, как правило,
поэтапно; менеджер получает фонды под
работу подразделения в целом;



4)
форма привлечения ресурсов. Предприниматель
широко пользуется арендой и другими
формами временного привлечения ресурсов;
менеджер заинтересован в накопительстве,
избегает аренды;

5)
организационная структура. Предприниматель
предпочитает горизонтальную организационную
структуру, которая держится на неформальных
связях; менеджер — сложившуюся
организационную структуру иерархического
характера с соблюдением четкого
распределения полномочий и ответственности.
Социальная направленность менеджмента
заключается в социальной ответственности
бизнеса перед обществом. Под этим я
подразумеваю следующее: меценатство,
спонсорство, благотворительность. Кроме
того, организация должна создавать
вокруг себя определенную инфраструктуру,
направленную на удовлетворение
потребностей общества. Не забывая, при
этом про актуальную на сегодняшний день
проблему экологии. Сам факт создания
рабочих мест и производство товаров,
необходимых людям – это уже свидетельство
социальной направленности менеджмента.

Социальный менеджмент

Теоретической основной социального менеджмента являются социология, психология, философия, социальная статистика, демография, основы менеджмента. Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Социальные процессы

Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.

Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма.

Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.

Классификация социальных процессов

По выделению их сущности:

  • базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
  • интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
  • процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
  • генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

  • глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
  • локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

  • занятость и безработица;
  • охрана труда;
  • вынужденная миграция;
  • прожиточный минимум;
  • детская безнадзорность;
  • формирование доходов населения;
  • формирование среднего класса;
  • образ жизни;
  • оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

Социальные процессы в России

Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.

В начале 90-х гг. в связи с переходом к рыночной экономике в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:

  • Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промыш- ленно-финансовые компании).
  • Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
  • Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
  • Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты — необуржуазии и новой номенклатуры.

Социология

Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды
деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель,
аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект
(трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

  • общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;
  • конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;
  • специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

  • организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
  • социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как
сложная система, для которой необходимо определить состав функций
управления и учесть следующие факторы:

  • ресурсы: материальные, трудовые,
    финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация,
    производственная технология, продукт;
  • содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;
  • цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;
  • стадии жизненного цикла продукта.

Для достижения некоторой цели необходимо
реализовать содержание процесса управления (вариантов здесь может быть
1×5), ресурсное обеспечение (1×8), цикл принятия решения (пусть
возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1x5x8x2 – 80 функций.

В примере представлен вариант подхода к
формированию полного набора управленческих решений при функциональной
структуризации целей предприятия.

3 распространенных мифа о тайм-менеджменте

Как и любая сфера, связанная с темой личностного развития и повышения личной эффективности, управление временем обросло массой мифов и заблуждений. Сама суть тайм-менеджмента была сформулирована Сенекой более 2000 лет назад в Древнем Риме. Неудивительно, что за это время понятие стало связанно с серьезными заблуждениями, которые вопреки первоначальной задаче мешают человеку продуктивно достигать собственных и корпоративных целей.

Миф №1 – время неподвластно человеку

Это заблуждение одновременно и верно, и ошибочно. Человек не может физически повернуть время вспять или изменить скорость его протекания. Однако каждый способен управлять собственными действиями так, чтобы за меньшее время делать больше полезной работы. Именно это и подразумевается в понятии «управление временем». По сути это контроль человека над собственной жизнью.

Люди, которые начинают осваивать тайм-менеджмент, нередко удивляются тому, сколько свободного времени у них появляется на выполнение рабочих и личных задач. Этим пользуются и успешные люди – ученые, актеры, спортсмены, творческие люди. Они планируют собственные дела так, чтобы выполнять аналогичное количество работы за меньшее время. Они не подчиняют время своим законам, но управляют им эффективно, а значит это получится сделать и у вас.

Миф №2 – придется интенсивно работать

Управленческий цикл в менеджменте

Культивация этого заблуждения происходит из-за того, что люди не понимают сути управления временем. Вовсе не значит, что придется работать больше, упорнее и без перерывов. Напротив, это прямой путь к переутомлению с последующей апатией и даже депрессией. В таком состоянии не получится достигать целей даже в прежнем темпе, не говоря уже о повышении продуктивности. Поэтому настраиваться на беспробудную работу не нужно.

Суть тайм-менеджмента заключается не в увеличении выполняемого объема работы, а в концентрации только на полезных задачах. Ненужные действия, которые отвлекают человека от достижения целей, при этом строго отсеиваются либо откладываются на конец рабочего дня. Существуют десятки так называемых «хронофагов», которые пожирают свободное время, а человек этого даже не замечает. Борьба с ними – и есть суть методики.

Миф №3 – тайм-менеджмент лишает свободы

Люди, которые придерживаются этого мнения, считают, что в рамках управления временем придется работать подобно роботу. Они заблуждаются, полагая, что запланированные задачи выполняются строго по расписанию без свободы выбора. Примечательно, что роботами по сути являются те люди, которые идут на поводу своих привычек и сиюминутных желаний, отвлекающих от важных дел. Тайм-менеджмент, напротив, дарит свободу.

Грамотное временное планирование и правильное распределение ресурсов – ключ к выполнению большого количества рабочих и личных задач без перенапряжения. Руководитель, который берется за все сразу или прокрастинирует, испытывает психологическое давление из-за навалившихся дел. Разве можно его назвать свободным? Даже строгий график работы можно разбавлять отдыхом и творчеством.